Сегодня, 26 августа, в столице Удмуртии был заложен первый камень нового аэровокзального комплекса, который призван заменить действующий аэропорт. В церемонии приняли участие министр транспорта России Виталий Савельев и глава республики Александр Бречалов. В честь такого события IZHLIFE вспомнил историю ижевских воздушных гаваней и рассказал, чего ждать от нового здания.
Избушка на будущей Молодежной
Первый аэропорт в Ижевске начали строить в период Великой Отечественной войны (до этого почтово-пассажирские полеты выполнялись с аэродрома в Пирогово). Так, осенью 1943 г. на месте совхоза «Пятилетка», в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова, был построен аэродром. Взлетная полоса проходила на месте нынешней улицы Молодежной. А в июле 1944 г. здесь было открыто первого здание аэропорта, больше напоминающее небольшую избушку с печкой.
Старожилы улицы Ворошилова вспоминали, что раньше самолеты взлетали и садились практически над самыми крышами домов. И неудивительно, что весь район современной улицы Молодежной многие ижевчане до сих пор по привычке называют «Старым аэропортом».
Новое здание
Шло время, город рос, население увеличивалось. Прежний аэропорт перестал удовлетворять возросшим требованиям и нагрузкам. Новое здание решили строить за пределами столицы Советской Удмуртии, в районе деревни Старые Мартьяны в Завьяловском районе, в 15 км от города. 25 октября 1974 года объект был сдан в эксплуатацию. Теперь отсюда могли летать самолеты Як-42, Ан-24, Ан-26 и Ту-134.
В советское время из Ижевска можно было отправиться не только в Москву, Ленинград, но и по всему Союзу: в Ригу, Ташкент, Одессу, Киев, Сочи, Симферополь, Архангельск, Волгоград и др.
«В начале 1980-х билет до Москвы – 25 рублей, до Ленинграда – 32 рубля, до Свердловска – 15 рублей», – пишет ижевский историк и литератор Сергей Жилин.
В новый аэропорт ездил знаменитый 111-й автобус, в буфете продавали вкусные чебуреки, а на втором этаже работал небольшой кинозал.
Постсоветское время
После распада Советского Союза власти республики рассматривали возможность реконструкции аэропорта. Так, в 1997-1998 гг. даже была построена коробка для здания международного терминала. Однако грянул финансовый кризис, в результате чего проект был заморожен на долгие годы.
В начале 2010-х годов в действующем терминале был проведен капитальный ремонт. Примерно с тех же времен вновь заговорили о возможном открытии международного терминала. Так, в середине 2013 года на тот момент президент Удмуртии Александр Волков поручил правительству республики подготовить и утвердить всю необходимую документацию.
«Мы должны создать и запустить международный терминал в 2014 году. Негоже вынуждать жителей республики летать за пределы России из соседних регионов, а то и из Москвы. Это и дороже, и неудобно», – заявлял Александр Волков.
Впрочем, в 2014 году новый терминал так и не открылся, а Волкова у руля республики сменил Александр Соловьев. Последний отстаивал идею отремонтировать здание аэропорта к 100-летнему юбилею М.Т. Калашникова в 2019 году, в августе 2016 года ее поддержал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Впрочем, уже в апреле 2017 года Соловьев был арестован и освобожден от занимаемой должности.
Последняя пятилетка
Новый руководитель Удмуртии Александр Бречалов почти сразу после избрания заявил, что его команда вернулась к идее отремонтировать здание аэропорта. В конце 2017 года он заявлял, что заняться проектированием могут уже в 2018 году, а сдать объект – к 2021 г.
В 2018 году председатель правительства региона Ярослав Семенов рассказывал журналистам, что завершить строительно-монтажные работы планируют в 2024 году.
В середине 2022 года было объявлено, что Ижевск получил разрешение на строительство комплекса. Здание рассчитано на обслуживание 400 пассажиров в час (сейчас вдвое меньше). Общая площадь – 10 тысяч кв. метров. Терминал будет оснащен тремя телескопическими трапами. Вместе с этим планируется ремонтировать и взлетно-посадочную полосу, а также продолжать работу по возможности открытия международного сектора.
Прибывший сегодня, 26 августа, министр транспорта России Виталий Савельев отметил важность реализации этого проекта для развития экономики региона.
«Строительство нового аэровокзального комплекса станет драйвером для многих отраслей республиканской экономики. Аэропорт – это еще и лицо города, один из символов региона. Особенно это важно здесь, в самобытной и колоритной республике. Аэропорт продолжает демонстрировать положительную динамику даже в нынешних непростых условиях и входит в 40 крупнейших аэропортов России», – подчеркнул он.
Глава Удмуртии Александр Бречалов заявил, что новое здание позволит увеличить пропускную способность на фоне увеличение пассажиропотока.
«В 2021 году аэропорт Ижевска обслужил рекордное для себя количество пассажиров – более полумиллиона человек. Напомню, еще в 2017 году, этот показатель не превышал 320 тысяч пассажиров. Динамика пассажиропотока этого года – оптимистичная. Учитывая востребованность внутреннего туризма, потребность в расширении экономических связей и своевременную реакцию на эти ожидания наших авиаперевозчиков, число пассажиров будет расти», – сказал Глава Удмуртии.
Также Бречалов подчеркнул, что здание будет разделено на две части – для внутренних и международных воздушных линий. Это значит, что у жителей появится долгожданная возможность прямых перелетов в другие страны.
Открыть этот объект обещают в марте 2024 года.
Кстати
Облик нового аэропорта жители выбирали сами в ходе онлайн-голосования. Участие в нем приняло более 30 тыс. человек, из которых почти половина высказались за вариант Концепция единства форм».