9 июля 2025 15:30
Дороги и транспорт

Горячий асфальт не ждет: как трудятся дорожники Удмуртии

Специалист дорожно-строительной компании рассказал о порядке работ на объекте

Случается ли такое, чтобы дороги в Ижевске поднимали вам настроение? Если вы еще не ощутили ровный асфальт под колесами своего авто, добро пожаловать на улицу Чугуевского: от поворота с Удмуртской вниз до пересечения с Карла Маркса дорога словно подхватывает вас в свои заботливые руки и возвышает над теми колкими замечаниями, которые многие люди порой отпускают в адрес ижевских улиц. 

Да, предстоит еще много работы, но согласитесь — видны системные изменения, а не точечные «заплатки». И это повод не только порадоваться, но и заметить работу тех, кто делает наши поездки комфортнее. Хорошие дороги — это уже не «где-то там», а в нашем городе. И это только начало! 

Стройный ряд самосвалов с горячим асфальтом, парад катков различного типа, пар от дорожного полотна — всю эту красоту в городе редко можно увидеть днем. Масштабные работы ведутся в основном ночью, когда интенсивность движения не очень высокая. 

IMG_3008 (1).jpg
Красота — это большой труд. Ночные работы на улице Чугуевского. Фото: Данил Иванов

Поехали дальше

Команда IZHLIFE в составе корреспондента, фотожурналиста и водителя настолько увлеклась поездкой по обновленным трассам, что доехала до Сарапула. Кстати, на дороге Ижевск — Сарапул в мае был завершен ремонт участка длиной почти 5 километров. Эта работа была проведена в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», в котором большое внимание уделяется улучшению качества дорог. 

И все же стоит признаться, что поехали мы в Сарапульский район не случайно. Там в буквальном смысле в полях мы встретились с исполнительным директором дорожно-строительной компании «Лидер» Артуром Туктагуловым.

Стоя рядом со свежим, только что уложенным асфальтом, мы обсудили трудовые будни рабочей бригады, последовательность работы спецтехники и узнали, насколько комплексным и продуманным является процесс ремонта и строительства дорог.  

IMG_8971 (1).jpg

Журналист IZHLIFE беседует с исполнительным директором ДСК «Лидер» Артуром Туктагуловым. Фото: Данил Иванов

Дорожные силы

Горячий сезон у дорожников в этом году стартовал еще в апреле, а значит уже четвертый месяц подряд их жизнь подчинена одному принципу: «Работаем». Ненормированный график, практически без выходных — свободный день выпадает один раз в две недели. 

В ДСК «Лидер» работа кипит круглые сутки: в две смены трудятся не только дорожные бригады, но и сотрудники собственного асфальтобетонного завода. Также рабочий процесс обеспечивают специалисты в офисе: инженеры ПТО, геодезисты, экономисты, бухгалтерия, отдел кадров. Кроме того, у компании есть собственная лаборатория, где проводится контроль качества строительных материалов и дорожного полотна. 

Вместе это 200 человек в штате и более 100 единиц спецтехники — все силы сосредоточены только на ремонте дорог. 

«У нас работают специалисты-дорожники с высшим образованием и с большим опытом работы. Мой путь в профессию начался с монтажного техникума. Там я 4 года изучал специальность «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». А затем получил высшее инженерно-строительное образование в ИжГТУ. Чтобы набраться опыта, я работал в составе бригады: укладывал асфальт, проливал швы, устанавливал бордюры», — рассказывает Артур Туктагулов.

Кроме того, в разные периоды своей карьеры Артур занимал должность главного инженера дорожного предприятия, вел свое дело и работал в службе благоустройства и дорожного хозяйства города Ижевска. 

Сейчас он ведет объекты ДСК «Лидер» на региональных дорогах, а также курирует работу инженеров производственно-технического отдела.

IMG_8861 (1).jpg
Асфальт на объекты ДСК «Лидер» привозят самосвалы компании с собственного асфальтобетонного завода. Фото: Данил Иванов

В 6:30 наш собеседник уже на планерке — с утра необходимо определить фронт работ и комплектность бригад. В свою очередь, за каждым дорожным объектом закреплен мастер. Он отвечает за свой участок: контролирует работу техники и людей на месте, а также определяет количество необходимых материалов.

В селе Кигбаево Сарапульского района мы наблюдаем за строительством 2-х километровой дороги, которая ведет к предприятию «Кигбаевский бекон». На момент нашей встречи с начала работ прошла неделя. 

«Три дня фрезеровали, три дня щебенили»

Что это значит? Сначала с помощью дорожной фрезы рабочие удалили верхний слой старого асфальта. Метод фрезерования позволяет сохранить измельченный материал — асфальтовую крошку — для повторного использования. В данном случае было принято решение не увозить, а оставить его в качестве конструктивного слоя. 

Этот слой выровняли грейдером и уплотнили катком. На него уложили два слоя щебня: сначала крупный (фракция 40-70 мм), а непосредственно под будущий асфальт — мелкий (фракция 20-40 мм). 

Перед укладкой асфальта основание проливается битумной эмульсией с помощью автогудронатора. Эта блестящая черная жидкость свяжет слои между собой. 

IMG_8810 (1).jpg

Под асфальтом — два слоя щебня разной фракции для прочности и дренажа. Фото: Данил Иванов

Следом идет асфальтоукладчик — дорожно-строительная машина, которая принимает горячую смесь из самосвала и создает ровное полотно. За ним выстраиваются катки. 

Для чего нужен каток с колесами

Когда мы представляем дорожный каток, в голове сразу возникает образ тяжелой металлической «бочки», которая превращает все, что попадается ей на пути, в идеально ровный блин. Но на реальной стройплощадке можно увидеть удивительную машину — каток с колесами, как у грузовика. 

«Это пневмошины, которые уплотняют асфальт и придают ему жесткость. Да, после них остаются небольшие углубления, но их выравнивает каток с гладкими вальцами. Он проходит по одному следу 7-9 раз», — объясняет эксперт. 

IMG_8782 (1).jpg
Пневмоколесный каток. Фото: Данил Иванов

Дороги строят люди

Когда мы говорим о дорожной технике, кажется, будто эти мощные машины работают сами по себе. Не стоит забывать, что за каждой из этих машин стоит человек, без которого даже самая совершенная техника — просто железо.

«Машины — наши мощные помощники, но дороги строят все-таки люди», — подчеркивает Артур Туктагулов. 

На часах около 15:00, и дорожная бригада делает перерыв на обед. На объекте распорядок диктуют не часы, а горячий асфальт. Температура его укладки варьируется в диапазоне 120-180 °С в зависимости от вида асфальтобетонной смеси и условий укладки. Если упустить момент и «заморозить» асфальт в кузове, это повлияет на качество будущей дороги и выльется в дополнительные расходы. 

Проверка на прочность

На следующий день после укладки специалисты бурят в покрытии шесть небольших круглых отверстий — обычно в полуметре от края дороги или по ее оси, то есть посередине. Эти пробы называются керны. Они позволяют проверить толщину слоя, качество материала и укладки. 

Причем три керна забирает подрядчик, а три — независимый специалист по строительному контролю. Пробы отправляются в две разные лаборатории, где анализируют непосредственно состав асфальта, а еще такой показатель, как пористость. 

«Высокая пористость — это тревожный сигнал: значит, асфальт плохо укатали. Если пор слишком много, то в них проникает вода, которая зимой замерзает и разрушает покрытие», — поясняет наш эксперт. 

Отметим, что стройконтроль включает в себя не только лабораторные проверки, но и анализ комплекта документов по объекту на соответствие техническим нормам и проектным решениям. 

IMG_8752 (1).jpg
Дорожное покрытие уплотняется катками для достижения проектной плотности. Фото: Данил Иванов

Новый подход к дорожному строительству

По словам нашего эксперта, технология строительства дороги остается такой же, какой она была и 100 лет назад. Однако если раньше дорожники работали с материалами, свойства которых были далеки от идеала, то сегодня мы наблюдаем настоящую революцию в качестве составляющих. Современный асфальт — это уже не просто смесь битума и щебня, а высокотехнологичный материал. Ежегодно появляются новые добавки, которые улучшают характеристики дорожного покрытия в разы.

Кроме того, в Удмуртии за последние годы произошел важный перелом в подходе к дорожному строительству и благоустройству. Сейчас каждый объект рассматривается комплексно — «от стены до забора», как говорят специалисты. Это значит, что при планировании работ на участке дороги учитывается буквально все: от ремонта подземных коммуникаций до обустройства парковок и пешеходных зон. Масштабным примером новой концепции является проект комплексного благоустройства улицы Удмуртская

«Самое приятное в работе дорожника — это видеть результат своей работы. Даже термин «благоустройство» подразумевает то, что в итоге должно получиться хорошо, красиво, комфортно для людей», — говорит Артур. 

«Мы сделаем дорогу и уедем, а людям здесь жить»

По дороге обратно в Ижевск заезжаем еще на один объект компании ДСК «Лидер» в деревню Дулесово — на улице Камский переулок уже завершились дорожные работы. А благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни» здесь появилось то, чего раньше не было:

  • Новая современная остановка напротив Дулесовской школы;

  • Пешеходная дорожка там, где ее прежде не существовало — теперь у жителей есть безопасный маршрут для прогулок;

  • Аккуратные бордюры, придающие территории ухоженный вид;

  • Клумбы, которые добавляют улице зелени и красок.

Благоустройство улицы в деревне Дулесово Сарапульского района. Фото: Данил Иванов
Благоустройство улицы в деревне Дулесово Сарапульского района. Фото: Данил Иванов
Благоустройство улицы в деревне Дулесово Сарапульского района. Фото: Данил Иванов
Благоустройство улицы в деревне Дулесово Сарапульского района. Фото: Данил Иванов
Благоустройство улицы в деревне Дулесово Сарапульского района. Фото: Данил Иванов
Благоустройство улицы в деревне Дулесово Сарапульского района. Фото: Данил Иванов

«Перед началом работы мы обратили внимание на то, что проектом не предусмотрено понижение бордюров для заезда в гараж и на садовые участки. Мы учли это, поговорили с местными жителями и сделали плавные понижения. Для нас важно услышать мнение людей. Завтра мы сделаем дорогу и уедем отсюда, а им здесь жить», — отмечает Артур Туктагулов.  

Новая дорога — начало долгого пути

После того, как дорога построена, ее еще необходимо грамотно содержать. Речь идет о мониторинге состояния дорожного полотна, своевременном устранении мелких повреждений, очистке водоотводов и обновлении разметки — подобные будничные процедуры определяют, останется ли дорога ровной и безопасной через годы эксплуатации.

И если строить дороги — значит создавать будущее, то содержать их в порядке — значит с уважением относиться к настоящему. 


Мы используем cookie

Во время посещения сайта izhlife.ru вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее