Top.Mail.Ru
16 ноября 2020 17:21
Дороги и транспорт

Лучше песка и соли: почему зимой в Ижевске будут использовать «Бионорд»

7 фактов и вопросов о современном реагенте

администрация Ижевска
администрация Ижевска

В Ижевск пришла настоящая зима и появились первые жалобы на скользкие тротуары. С прошлой зимы городские власти отказались от повсеместного использования песка в пользу реагента. Количество песчано-соляной смеси, которое высыпалось на город раньше, снижено в 20 раз. Это позволило уже весной избавиться от пыльных бурь на улицах. Также, по оценкам мэрии, на 20% сокращены расходы на прочистку ливневой канализации и предотвращен вертикальный рост газонов. Рассказываем подробнее - какой материал пришёл на смену песку. 

1. Почему нужно использовать реагенты? 

Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 50597 все дороги в городе должны быть очищены до черного асфальта. Этот стандарт действует во всех «зимних» странах мира для содержания дорог с интенсивностью свыше 1500 автомобилей в сутки. Бионорд эффективнее других средств позволяет справиться с задачей минимизировать риск возникновения ДТП из-за наледи и снежного наката. 

В городах, где используют реагент, фиксируют значительное снижение зимней аварийности: в Москве этот показатель снизился на 67%, в Казани — на 45%, в Екатеринбурге — на 72%, в Красноярске — на 28%. Существенно снизился и уровень «гололедного» травматизма. 

2. Из чего состоит «Бионорд»?

Как и все современные реагенты, «Бионорд» состоит из минеральных компонентов. В его состав входят пищевые соли: пищевая соль и хлористый кальций, который активно применяют в пищевой и фармацевтической промышленности. Такие составы относят к самому низкому среди противогололедных материалов, четвертому, классу опасности по шкале воздействия вещества на организм человека. Для сравнения, пищевая и техническая соль, сода имеют третий класс опасности.

По сути, действие и «Бионорда», и песко-соляной смеси одинаково – средства, попадая на лед, топят его, образуя раствор. По составу он схож с морской водой. Такой состав не может вызывать ожогов, травм, приводить к воспалениям. Раствор не испаряется из-за физических свойств своих компонентов и не приводит к аллергиям.

«Бионорд» снизит риск аварий на дорогах из-за наледи и снега Фото: администрация Ижевска

3. Чем «Бионорд» лучше песка и соли?

По плавящей способности «Бионорд» в 1,5 раза превосходит техническую соль. Таким образом, норма расхода реагента гораздо ниже. 

«Бионорд» в определенной конфигурации работает при температуре до -25 градусов. Для сравнения, техническая соль перестает плавить лёд при -12ºС. Песок и вовсе не способен плавить лед – он лишь до определенной степени предотвращает слипание снежной массы в «накат». Кроме того, песчаный смет с дороги относится ко второму классу опасности по воздействию на человека. Он измельчается под колесами, превращаясь в пыль, которая, благодаря пористой структуре, вбирает в себя тяжелые металлы от выбросов автотранспорта и промышленных предприятий. Весной токсичная взвесь поднимается в воздух, вызывая всплеск аллергий и легочных заболеваний. Именно поэтому в городах Европы запрещено использовать песок для зимнего содержания дорог. 

Еще одно важное преимущество «Бионорда» – его компоненты полностью растворяются в воде, поэтому на дорогах не появляется дополнительной грязи. Песок и техническая соль не обладают такими свойствами. Песок засоряет ливневые канализации, а весной превращается в пыль. Техническая соль также оставляет нерастворимый осадок, поскольку сырье не очищают после добычи от песка, глины и других примесей. 

4. Как «Бионорд» влияет на почву и растения?

При соблюдении норм расхода и технологии применения «Бионорд» оказывает минимальное влияние на почву по сравнению с солью и пескосоляной смесью. Благодаря выверенному составу реагент эффективнее других средств выводится из почв вместе с талыми водами. В Москве за девять лет применения засоленность почв снизилась в три раза.  

Эксперты сразу двух крупных университетов Сибири пришли к выводу, что использование «Бионорда» не несет вред для окружающего мира.  Ученые СФУ проводили эксперименты в течение всего прошлого сезона: изучали характеристики воздействия на бетон, брали пробы материала с дорог и не выявили высокотоксичных добавок или каких-то неожиданных эффектов от взаимодействия входящих в состав «Бионорда» компонентов. Специалисты Красноярского РАН проверили влияние противогололедного материала на рачках рода Moina. Выяснилось, что из всех компонентов в Бионорде самым опасным является поваренная соль. Ученые резюмировали:«Бионорд», если соблюдать инструкцию по его использованию, не оказывает влияние на окружающую среду.

«Бионорд» полностью растворяется и не вредит окружающей среде Фото: администрация Ижевска

5. Как «Бионорд» влияет на обувь?

Степень влияния противогололедного средства на обувь зависит не только от состава вещества, но и от вида кожи. Согласно заключению Научно-исследовательского института кожевенно-обувной промышленности, для сапог и ботинок «Бионорд» не опаснее талого снега. Чтобы обувь прослужила дольше, её необходимо обрабатывать специальными водоотталкивающими средствами, а в случае попадания на нее реагентов - протирать мыльным раствором и просушивать.

6. Как «Бионорд» влияет на животных?

Современные реагенты напоминают по своему составу морскую воду, которая не может вызывать ожогов и отравлений. Неприятные ощущения у животных могут возникнуть в случае, если они на холоде забрели в лужи, и на их лапах есть царапины и другие повреждения — такую реакцию вызывает любая соль. Именно поэтому для питомцев, живущих в квартирах, многие ветеринары советуют приобретать зимний гардероб, в частности, специальную обувь. Если же домашние любимцы гуляют на улице без обуви, луж и талых вод в зимнее время следует по возможности избегать, а по возвращении домой нужно тщательно промывать лапы мыльной водой комнатной температуры.

Фото: администрация Ижевска

7. Технология обработки дорог «Бионордом» и качество продукции

Качество выпускаемой продукции «УЗПМ» контролируется собственной лабораторией , а также независимыми институтами – Естественнонаучный институт при ПГНИУ, институт им. Мечникова, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» г. Санкт- Петербург.

«Бионорд» и подобные составы в России используются более 10 лет, а за рубежом более полувека. Поэтому единственное, что действительно нужно сделать, это научиться убирать дороги по инструкции. Технологии зимнего содержания с песком и с современными реагентами сильно отличаются друг от друга, и не сразу дорожные службы перестраиваются.  Так например, «Бионорда» для обработки дорог нужно в разы меньше, от 20 г/м² вместо 250-350 г/м² песко-соляной смеси, и использовать ее в основном следует до выпадения осадков, а не после. Через некоторое время остатки талого снега следует смести, чтобы дорога была чистой. 

Подробная инструкция, памятки для водителей в машину всегда идут при поставке «Бионорда». Но каждый город уникален своей спецификой: погодными условиями, автомобильным трафиком, особенностями местности, парком техники, и поэтому сотрудники «Спецотряда Бионорд» готовы приехать и вместе с дорожными службами «откатать» технологию на практике, тогда и города будут чистыми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: