Top.Mail.Ru
2 июля 2020 10:59
Дороги и транспорт

Программа ремонта на 5 лет и доступность для всех: варианты общественного контроля за ремонтом дорог и тротуаров обсудили в Ижевске

Каким требованиям должны отвечать современные пешеходные и автомобильные дороги в городе

Особенности общественного контроля за ходом ремонта автодорог и тротуаров обсудили в Общественной палате Ижевска 26 июня. Работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и муниципального проекта по ремонту пешеходной сети уже идут полным ходом, начинают составляться контракты на 2021 год. Учитывая сжатые сроки и огромные объемы работ, лишь грамотно организованное взаимодействие властей и общественников может помочь избежать недочетов. Для этих целей в начале года была создана специальная рабочая группа Общественной палаты Ижевска.

Каким должен быть новый тротуар

Слаженная работа общественников, подрядных организаций и городских властей помогает оптимизировать реализацию проектов с точки зрения временных и финансовых затрат – к такому выводу уже пришли все участники ремонта дорожной сети Ижевска.

Например, многие тротуары, пришедшие в негодность, были заложены в соответствии с устаревшими требованиями. Однако новый тротуар не только должен соответствовать современным стандартам строительства, но и удовлетворять потребности жителей, среди которых есть люди с инвалидностью, пожилые люди и молодые мамы. К сожалению, до недавнего времени часто складывалась ситуация, что тротуар даже после качественного ремонта не учитывал интересы одной или сразу нескольких групп населения. Именно для предотвращения подобных ситуаций было решено ввести общественный контроль на ранних этапах работы.

- Мы пришли к выводу, что для большего погружения в вопрос нужна рабочая группа, включающая общественные организации автомобилистов, а также общественные организации, защищающие интересы маломобильных групп населения, - рассказал председатель Комиссии по экономическому развитию Общественной палаты Ижевска Александр Бадица. - В настоящее время мы нашли такое понимание. Наша рабочая группа имеет достаточно устоявшуюся систему обратной связи с подрядными организациями и администрацией города.

Учесть на ранних этапах

Прежде чем браться за ремонт, следует учесть очень много нюансов. Это не только потребности жителей, но и логика построения самой дорожной сети.

Мы убедились в том, что пересечение пешеходной сети с межквартальными проездами и въездами во дворы обязательно нужно выяснять на ранних этапах. Также нужно учитывать взаимоотношения с теми коммерческими и некоммерческими организациями, которые пользуются этими территориями. Это связано с тем, что подрядчики, которые выходят на участок для проведения ремонтных работ по тротуару, сталкиваются с вопросом, на каких участках проводить ремонт, а на каких нет.
Александр Бадица 

По словам членов комиссии, подобные недопонимания приводят к курьезным ситуациям, когда тротуар оказывается «разорван» на несколько частей, а подходы, подъездные пути к больницам и другим социально значимым учреждениям остаются без должного внимания. При этом важно понимать, что требования к дорожному полотну пешеходной и транспортной зоны различны, и асфальтировать въезд так же, как тротуар, попросту бессмысленно.

- Мы обращаем внимание подрядчиков и технадзоров на эти и другие моменты, - объясняет Александр Бадица. – Иногда ремонт без внесения корректировок не решает имевшихся ранее проблем. Например, некоторые тротуары требуют большего внимания в связи с устройством водоотведения. Если тротуар затапливался, логично, что при ремонте его мало просто перекрыть, его нужно понять, чтобы избежать затопления в будущем.

Ремонт или реконструкция?

Отдельным вопросом остается обеспечение доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. При проведении обхода и изучении документации общественники столкнулись с тем, что программа ремонта зачастую не предусматривает таких элементов, как установка визуальных и тактильных знаков ориентировки для слабовидящих, а также пандусов, поручней и специальных ступеней.

В заседании Общественной палаты принял участие глава Ижевска Олег Бекмеметьев. Фото: Сергей Суворов

- Мы живем в современном мире, и наша городская среда должна отвечать требованиям современности, в частности, обеспечивать свободу перемещения маломобильных групп населения, - утверждают представители общественных организаций.

Однако проблема заключается в том, что программа формирования доступной среды действует отдельно от программ ремонта автодорог и тротуаров. И одна из задач совместной работы общественников и властей – найти нужные точки соприкосновения и обеспечить одновременную реализацию этих программ на одних и тех же объектах.

Важную роль такого взаимодействия отметил глава Ижевска Олег Бекмеметьев. По его словам, большие затруднения вызывает то обстоятельство, что по программам предусмотрен именно ремонт, а не реконструкция тротуаров и дорог, соответственно, на объекты не составляется отдельная проектно-сметная документация, и без участия общественного контроля многие возможные улучшения могут быть не учтены. 

- Комфорт для жителей и доступность для маломобильных групп должны быть приоритетным направлением мышления каждого из участников этих работ, - подчеркнул он.

Инициативы и возможности

- Общественная палата – это площадка для двустороннего диалога. Мы продолжаем работу и видим, что от этого взаимодействия есть эффект, есть польза, - говорит председатель Комиссии по экономическому развитию Общественной палаты Ижевска Александр Бадица. – Более того, мы друг у друга учимся. Мы обращаем на отдельные проблемы внимание ответственных подразделений городской администрации, а они дают нам более полное представление о городских процессах.

Фото: Сергей Суворов

Чтобы сделать работу по осуществлению общественного контроля более эффективной, участники рабочей группы выдвинули несколько предложений. Так, общественники собираются разработать систему критериев оценки участков пешеходной сети, учитывающую близость социальных учреждений и пешеходный трафик, а затем на основе этой системы путем открытого голосования выбрать приоритетные для ремонта участки.

Также предлагается ввести долгосрочное планирование и составить программу ремонта городской пешеходной сети на пять лет, подключив к разработке планов организации, находящиеся на прилегающих территориях. Кроме того, будут изыскиваться возможности скоординировать ремонтные работы с реализацией региональной программы «Доступная среда».

В свою очередь, глава города Олег Бекмеметьев отметил, что в случае оптимального расходования выделенных средств имеется возможность направить часть денег на разработку проектно-сметной документации для дорожных работ в 2022 году.