Вот уже несколько месяцев жители Ижевска пользуются удобным сервисом: оплатой поездок в общественном транспорте города банковской картой или смартфоном. Такая услуга появилась еще в июле прошлого года, правда, первые несколько месяцев она работала в тестовом режиме. А уже с декабря 2017 года безналичную оплату стали принимать повсеместно. За это время у горожан возникли сбои и серьезные вопросы по работе сервиса.
Последний случай произошел в конце апреля. По словам ижевчанки Любови Гущиной, она оплатила проезд банковской картой в автобусе и троллейбусе. Вечером ей пришли смс о снятии большей суммы.
– Куда обратиться за возвратом средств, – написала ижевчанка в социальной сети.
Корреспонденты IZHLIFE разобрались, почему иногда не срабатывают банковские карты в общественном транспорте Ижевска и что делать, если у вас сняли больше 20 рублей.
– С момента запуска возможности оплаты банковскими картами проезда в общественном транспорта Ижевска по данным автоматизированной системы учета оплаты проезда максимальная сумма оплаты проезда по банковской карте составила 102 рубля. Данных о списании 2000 рублей обращений не имеется. В том числе, от банка-эквайра. В случае вопросов по списанию денежных средств просим обращаться либо в банк, выдавший карту либо транспортному оператору по телефону 77-62-29», - прокомментировали представили компании ООО «ТИС».
Оплата не проходит
Ваша банковская карта должна быть бесконтактной, то есть оплату по ней можно провести в одно касание. Такие карты отмечены особым значком в виде расходящихся волн.
Для того чтобы использовать смартфон, необходимо быть подключенным к приложениям Apple Pay, Samsung Pay или Android Pay. Если условия не соблюдены – оплата не пройдет.
Кстати, по банковским картам нет никаких ограничений – они могут быть выданы любым банком. Терминал принимает любые бесконтактые карты платежных систем «МИР», VISA и MasterCard.
Оплата может не пройти по техническим причинам или из-за недостатка средств на счете. Еще один вариант – вы задолжали за одну из поездок, и ваша карта оказалась в стоп-листе.
Что такое стоп-лист
Система оплаты проезда банковской картой в транспорте немного отличается от той, по которой оплата проходит в магазинах. Мы привыкли, что при покупке деньги списываются со счета в течение нескольких секунд, но в случае с оплатой проезда в общественном транспорте средства списываются лишь тогда, когда кондуктор завершит свою смену и передаст данные с терминала в банк. Причина в том, что терминалы не подключены к интернету.
Таким образом, в момент, когда вы прикладываетесь картой или телефоном к терминалу, билет выходит автоматически. Однако он не отпечатается, если ваша карта числится в так называемом стоп-листе.
– Бывают случаи, когда банк не списывает средства за одну из последних поездок, образуется задолженность, и карта попадает в стоп-лист, – рассказала пресс-секретарь ИПОПАТ Наталья Кузнецова. – Пассажир может самостоятельно погасить эту задолженность, а может дождаться автоматического погашения: банк с определенной периодичностью пытается списывать эту задолженность.
Такое бывает из-за технических неполадок или если на счете нет денег. Устранить вашу задолженность можно здесь:
После погашения долга вы сможете продолжить пользоваться картой при оплате проезда.
Деньги списались несколько раз
Днем вы оплатили поездку в общественном транспорте картой, а вечером вам пришло сразу несколько сообщений от банка об оплате? Не пугайтесь.
Внимательно читайте смс-сообщения от банка: бывают случаи, когда вслед за двумя сообщениями об отказе в операции приходит третье – с ее одобрением, в итоге вместо одной смс вы получили сразу три. Бывает, что проходит оплата поездки предыдущего дня. Иногда мы просто забываем, что ехали с пересадками.
Если же двойное списание налицо, вам необходимо обратиться в транспортные телефонные системы по телефону 90-77-29. Каждая ситуация списания будет рассматриваться индивидуально.
Могут ли высадить, если карта не сработала
Представьте ситуацию: у вас нет с собой наличных, но есть карта или телефон, и вы пытаетесь ими оплатить проезд в транспорте, однако оплата безналичным способом не проходит по техническим причинам. Могут ли вас высадить из транспорта, как безбилетного?
За ответом на этот вопрос мы обратились в Роспотребнадзор. Как оказалось, информация об услуге должна быть предоставлена своевременно, чтобы у вас было право выбора. Например, если в магазине не принимаются банковские карты по техническим причинам, то на кассе висит соответствующее объявление.
– Если такие услуги перевозчиком оказываются на общественном транспорте, и по техническим причинам нет возможности произвести оплату по банковской карте или смартфону, информация для пассажиров должна быть доведена до оказания услуги, – прокомментировали специалисты.
Если оплата картой не проходит, вы обязаны оплатить поездку любым другим способом: наличными или транспортной картой. Иначе вам необходимо покинуть салон на ближайшей остановке. Поэтому старайтесь иметь при себе немного денег на случай технических неполадок.
«Передайте вашу карту»
Нередко кондукторы просят передать им в руки банковскую карту или телефон для оплаты проезда. Вы вправе этого не делать, а подойти к кондуктору и приложить карту или телефон к терминалу самостоятельно.
Вы, как пассажир, обязаны приобрести билет на проезд, в свою очередь кондуктор – продать билеты каждому пассажиру в салоне. Вот только правила безналичной оплаты пока не установлены – слишком недолго сервис существует в Ижевске.
Поэтому в случае конфликта неправыми окажутся обе стороны. Вы, однако, можете оставить вашу жалобу, для этого достаточно позвонить по телефону 68-21-50 для ИжГЭТ или 45-21-25 для ИПОПАТ.
Если у вас остались вопросы по работе банковских карт, пишите их в комментариях к этому материалу.