Республиканский УФАС подал иск на то, чтобы развести компанию «Ижавиа» на отдельно аэропорт и отдельно авиаперевозчика. Однако, на днях Арбитражный суд Удмуртии отказал в удовлетворении иска УФАС, и компания останется без изменений.
Делить или не делить?
Мысль разделить предприятие – не новая. Такую задачу ставил президент Удмуртии Александр Волков еще в 2013 году. Поскольку 100% акций «Ижавиа» принадлежат республике, власти думали о том, что бы Ижевск все равно мог принимать воздушные суда, даже если авиаперевозчик прекратит существование. Кроме того, хотелось понять, какое направление больше нуждается в субсидиях: аэропорт или авиакомпания.
Разделение должно было завершиться в октябре 2013 года, но новый руководитель республики Александр Соловьев указал, что компанию стоит сохранить в прежнем виде, но надо искать средства на ее развитие.
Спустя три года «Саратовские авиалинии» обратились с жалобой в УФАС. Претензия заключалась в том, что ижевское предприятие якобы отказало им в приеме воздушных судов из Москвы, Санкт-Петербурга, Геленджика и по другим популярным направлениям. Такой претензии бы не возникло, если бы аэропорт и авиакомпания были разными предприятиями.
«Ижавиа», в свою очередь, ссылается на то, что они вынуждены ограничить прием воздушных суден. Дело в том, что взлетно-посадочная полоса имеет пятую категорию по уровню требуемой пожарной защиты и принимать воздушные суда шестой категории может только в ограниченном режиме. И эта квота полностью заполнена самолетами Як-42 «Ижавиа».
Как будет развиваться компания?
Специалисты компании «Аэрофлот», осмотревшие аэропорт и взлетно-посадочную полосу, также говорят о том, что прежде, чем принимать другие судна, нужно реконструировать аэродром.
Полтора миллиарда рублей на эти цели республика планирует получить из федерального бюджета (в рамках празднования юбилея Михаила Калашникова в 2019 году). Но общая стоимость работ оценивается в 2,6 млрд. руб.
Хотя, независимый эксперт Андрей Крамаренко полагает, что республике не стоит рассчитывать на полную поддержку федерального бюджета. «Я не знаю, насколько сейчас федеральное правительство в состоянии финансировать работу на любых аэродромах, которые не расположены в городах, где пройдет чемпионат мира по футболу. Бюджеты на реконструкцию аэродромных комплексов серьезно порезали. Ижевску на многое рассчитывать не приходится», считает эксперт.