Top.Mail.Ru

Стереотип о мальчиках-технарях и девочках-гуманитариях: как он может навредить детям

Психологи рассказали, почему он все еще существует

Фото: Elements Envato
Фото: Elements Envato

Больше 10 лет Анастасия (имя изменено) проработала учителем в школе. Выбрала эту специальность потому, что так хотели родители и учительница. Хотя в школе она проявляла интерес к математике. Спустя годы она поняла – не ее, и выучилась на программиста. Хотя кажется, что в большей степени это мужская работа: в обществе закрепился стереотип, что мужчины более склонны к точным наукам, а девочки – к гуманитарным. И помимо этого, «главное, чтобы работа не мешала воспитывать детей». Но такой стереотип вреден и опасен. Вместе с психологами Анастасией Шакировой и Эммой Райман разбираемся, почему. 

Почему мы так считаем?

В нашем мире очень много стереотипов в воспитании детей. И существуют они до сих пор потому, что отчасти это привычка, сформированная поколениями. А привычка – история, которая сохраняется с нами надолго, и изменить ее довольно сложно. 

Исторически стереотип о мальчиках-технарях и девочках-гуманитариях берет свое начало из устаревших представлений, что мальчики и девочки обладают разными врожденными способностями и интересами. Эти предубеждения продолжают влиять на выбор детьми образования и карьеры, нанося ущерб их развитию и ограничивая возможности.

«Чаще всего стереотипами мы начинаем оправдывать свою беспомощность и недостатки. И, соответственно, именно через предрассудки мы их допускаем, не пытаемся измениться и не ищем какой-то подход для решения этой проблемы», – считает Анастасия Шакирова. 

Наш мозг  так устроен, что ему довольно сложно выйти за рамки привычной для него среды. Он не хочет менять привычки и характерный ему образ жизни. Поэтому стереотипы в воспитании детей существуют до сих пор.

«У учителей, особенно у возрастных, закреплен этот стереотип. Они живут в своей парадигме и преподают двадцать с лишним лет. Испокон веков, думают они, что-то считалось правдой, а что-то – нет. И им очень сложно это изменить. Более молодое поколение уже, возможно, так не считает», – говорит психолог.

Предубеждение о том, что мальчики больше склонны к точным наукам, а девочки к гуманитарным – попытка просто подогнать детей под что-то усредненное. 

«Проще организовывать воспитательный процесс, исходя из этого стереотипа. Если считать, что мальчики больше склонны к точным наукам, тогда давайте больше грузить их этим. Подгоняя под это школьную программу, соответственно. Это история не про индивидуальный подход, а про коллективный, когда личность ребенка не выделялась в образовательной среде».

Еще один мощный фактор в системе образования – разделение предметов на «технические» и «гуманитарные». В прошлом он имел склонность поощрять мальчиков в одном направлении, а девочек – в другом. 

female-freelancer-making-new-project-as-web-design-2023-11-27-05-12-26-utc.jpg
Фото: Elements Envato

Кстати, еще в 2022 году Women in Tech провели опрос среди 233 женщин 25-45 лет из крупных городов и столиц Беларуси. Онлайн-опрос был предназначен для поддержки женщин в IT. Среди опрошенных 95% столкнулись с сомнениями относительно когнитивных способностей женщин. Так, 75% были убеждены, что подобные стереотипы мешают женщинам идти в программисты и инженеры. Они также были уверены, что подобные стереотипы были заложены еще в школе и перешли в университетскую среду. 57% опрошенных посчитали, что мальчики склонны больше к техническим специальностям, а девочки – к гуманитарным. 56% ответили, что «девочки все равно замуж выйдут». 37% думают, что «математика/физика/информатика не для девочек».

Когда Никита Кутявин поступил на гуманитарное направление «регионоведение» в УдГУ, он был единственным парнем в группе. Большая часть его занятий проходила с направлением «международные отношения», где из более чем 20 человек было всего 5 парней. 

«Есть вероятность, что девушки идут на такие направления, потому что существует стереотип о том, что их профессия должна быть связана с коммуникацией, знанием языков, путешествиями. Сейчас, как преподаватель УдГУ, я могу сказать, что на педагогических, психологических направлениях, где я читаю курс истории, абсолютное большинство – девушки. Некоторые группы полностью состоят из них. В то же время, если зайти в корпус, где учатся нефтяники, газовщики, трудно найти девушку среди парней», – рассказывает он.

Как могут навредить такие стереотипы? 

Навредить стереотип о том, что мальчики больше склонны к математике, а девочки к гуманитарным наукам может таким образом, что истинные таланты ребенка просто не раскроются. Кроме того, отобьется желание школьника учиться, развиваться и проявляться.

Индивидуальный подход к воспитанию, развитию и обучению ребенка начался совсем недавно. Только лет 10 назад в нашей стране стали говорить об этом. До этого образование было несколько усредненное. 

«Позиция о том, что мальчики склонны к одному, а девочки к другому, очень хорошо вписывается в концепцию коллективизации. Сейчас же идет тенденция, когда мы начинаем взращивать в ребенке индивидуальность, смотрим на его особенности и склонности. И остается только ждать и надеяться, что в сознании учителей этот стереотип изменится. И мы перейдем к тому, что нужно все-таки смотреть на ребенка по его индивидуальным особенностям», – говорит Анастасия Шакирова.

Так, в мире взрослых людей очень много тех, кто работает не по специальности. Есть и те, кто до сих пор не определился, чего они хотят и о чем мечтают. 

«Стереотип о склонностях приводит к тому, что человек просто всю жизнь чувствует себя потерянным, не на своем месте, и перебирает десятки вариантов работ, где бы проявить себя. Это определенно негативное последствие. Если ребенок хочет полететь в космос, а родители говорят ему, что он будет рисовать, это все приводит к тому, что у него отбивается полностью вся мотивация к познанию и обучению».

little-scientist-working-on-new-project-2023-11-27-05-03-49-utc.jpg
Фото: Elements Envato

Психолог Эмма Райман считает, что такой стереотип влияет на самоуверенность детей. Девочки могут не чувствовать себя уверенно в математике и науке из-за отсутствия положительных примеров и поддержки. Это и усиливает разделение. Так мальчики и девочки подвергаются ненужному давлению в том, чтобы соответствовать ожиданиям, вместо развития своих истинных интересов и талантов. 

Яркий пример женщин в технических специальностях – Лилия Иванова, которая уже 44 года работает напайщиком на «БУММАШе» холдинга Сибирская Промышленная Группа. Здесь, на заводе, она ценный кадр – единственный специалист в своей области.

«Я выбрала профессию, которую традиционно считают мужской и совсем не гуманитарной. Но за все годы ни разу не возникло мысли сменить ее. Как поется в песне Иосифа Кобзона: «Я люблю свой завод и горжусь тем, что я современный рабочий». Приятно видеть, что результат моего труда приносит пользу, а мужчины-коллеги воспринимают нас, женщин трудовых профессий, как равных. При этом я всегда чувствую поддержку и заботу с их стороны. Они готовы протянуть нам руку помощи в любую минуту», – говорит Лилия Иванова.

Ижевские предприятия холдинга приглашают присоединиться к команде! Стабильная работа, корпоративный транспорт, индексация зарплаты и многое другое. Сотрудники СПГ – команда профессионалов.

Завод «БУММАШ», «ПромИнТех» приглашает на работу:

- токаря;

- кузнеца на молотах и прессах;

- слесаря МСР;

- контролера ОТК;

- подручного сталевара;

- электромонтера;

- слесаря-ремонтника;

- машиниста мостового крана;

- инженера-программиста станков ЧПУ;

- слесаря по сборке и испытаниям запорно регулирующей арматуры;

- инженера-конструктора;

- инженера-технолога.

«Ижевский Завод Изоляции» приглашает на работу:

- стропальщика;

- контролера качества;

- оператора линии внутреннего покрытия;

- электромонтера по ремонту линии;

- подсобного рабочего;

- уборщика производственных и служебных помещений.

Подробности по тел.: 8 (3412) 310 600, 8 (3412) 655 815. Стань частью команды Холдинга СПГ!

Все идет из детства

Еще одна причина формирования этого стереотипа, считает Эмма Райман,  – социальное воспитание и культурные нормы. С детства мальчиков чаще поощряют заниматься играми и занятиями, связанными с техникой и науками. Девочкам же больше предлагают заниматься искусством и лингвистикой, играть в куклы. Эта практика подкрепляется семейными традициями, школьным окружением и медийным воздействием.

Во множествах концепций по развитию ребенка, утверждает Анастасия Шакирова, наоборот, говорится о том, чтобы дети играли с разными видами игрушек. Они должны быть на уровне развития ребенка и поднимать его на уровень выше. То есть то, что он еще не может сделать. И так – с самого раннего возраста, начиная с года, когда мы уже можем проследить в детях тенденцию и тягу к чему-то определенному. Например, кто-то выбирает играть только в машинки, кто-то – в конструктор, а кто-то и вовсе тянется к карандашам. И неважно, девочка это или мальчик. 

little-female-scientists-child-looking-at-test-tub-2024-04-02-00-13-22-utc.jpg
Фото: Elements Envato

«Детки неосознанно проявляют грани, к которым у них есть способности. В дальнейшем это может развиваться. Подросткам, которые приходят ко мне на профориентацию, я провожу тестирование и говорю, например, что они могли бы проявить себя в архитектуре. Многие родители вспоминают, что с детства ребенок любил строить из конструктора Лего различные здания, например. А они даже и не думали, что ребенку можно было бы пойти в эту сферу. Чаще всего они выбирают распространенные профессии вроде юриста».

Важно, считает эксперт, с детства смотреть на предрасположенность ребенка к чему-то. 

«Моя мама считала, что быть биологом – не женская профессия. Именно поэтому она сказала мне учиться сначала на педагога, а затем предложила стать журналистом, потому что «для женщины это интереснее». Именно поэтому моя мечта стать биологом все еще живет во мне. Иногда кажется, что моя жизнь была бы куда счастливее, будь я биологом, но увы. Так решила судьба и моя мама, будучи подкрепленной стереотипом о женских и не женских специальностях», – делится Ольга (имя изменено).

happy-cute-girl-learning-and-studying-in-hydroponi-2023-11-27-04-55-17-utc.jpg
Фото: Elements Envato

Кстати, в 2016 году BBC провел эксперимент. В комнату, где были тоддлеры (англ. toddler – дети, которые только научились ходить), запускали взрослых людей. И как только они видели очаровательного ребенка в розовом платье, они тут же брались за куклу. Если же это был ребенок, одетый в шорты и голубую футболку, то участники эксперимента давали им играть с машинкой. При этом они были точно уверены, что дети сами тянулись именно к этим игрушкам. Целью эксперимента было показать, отличается ли мозг мальчиков и девочек. 

Исследование BBC показало, что в младших классах и мальчики, и девочки проявляют примерно одинаковые способности в решении заданий, которые связаны с творчеством. Но в заданиях, связанных с применением пространственного мышления, девочки отставали. И связано это с тем, что с детства их приучают играть с куклами, а не с пазлами и конструктором. 

«Чтобы уйти от стереотипов, важно расширять кругозор и создавать разные условия. Абсолютно нормально, если мальчики будут играть с куклами, а девочки с машинками. Это значит, что они будут расширять свои навыки, потому что игра с машинками и куклами требуют наличие разных способностей. Это позволит позитивно формировать у ребенка разносторонность, которая потом пригодится ему – гибкость мышления, умение справляться с разными ситуациями и находить в этих ситуациях себя», – считает Анастасия Шакирова.

«Девочки должны быть прилежными»

Действительно, до сих пор существует стереотип и том, что девочки должны быть более прилежными, чем мальчики.

«Навредить это может разве что мальчикам. От них мы этого не требуем. К прилежности они не стремятся – ни в одежде, ни в бытовом плане (то есть в уборке). Девочек, например, чаще всего выделяют как одаренных детей. Происходит это потому, что мальчики свою одаренность скрывают за не очень приемлемым поведением. Я считаю, что каждый ребенок одарен, просто в своей среде. Нужно понимать, что такое прилежность и какое понятие мы вкладываем в это слово. Мальчиков мы не приучаем к этому, к сожалению».

Также, рассказывает эксперт, по статистике мальчиков чаще вызывают к доске, чем девочек. И связано во многом это с тем, что у них страдает поведение.

«Девочки в начальной школе больше развиваются умственно, а мальчики – физически. Соответственно, им нужно движение, физические нагрузки. В школе всем в равных условиях приходится сидеть 45 минут во время урока. Для мальчиков это физически тяжело. Им нужно бегать, прыгать и скакать. Через тело они развиваются умственно. У девочек в этот момент происходит умственное развитие. Тело развивается чуть-чуть позже. Это не значит, что у мальчиков, например, идет акцент на физическом развитии, а не на умственном. Все происходит параллельно».

К мальчикам и девочкам, считает Анастасия, нужно применять разный подход в развитии. 

«Стереотипы всегда негативно сказываются на детях. Мы не видим их истинные потребности и проявления и не даем выражать то, что в них заложено природой».

Психолог рекомендует учителям и родителям с раннего возраста смотреть, к чему есть предрасположенность у ребенка.

«На своем примере могу рассказать, что в мое время не было стереотипов о мальчиках-технарях и девочках-гуманитариях. Возможно, я даже не обращал на это внимание. Но во всяком случае, про девочек всегда говорили, что они прилежные и на них можно положиться. А мальчики – лентяи, и за ними постоянно нужно следить, иначе они не справятся. В какой-то мере так и было. В той же математике, по крайней мере в гуманитарном лицее, где я учился, мальчики разбирались хуже. Несмотря на то, что я сдал математику лучше всех мальчиков, мне пришлось год работать с репетитором», – рассказывает преподаватель истории из УдГУ Никита Кутявин.

boy-showing-his-classmate-his-project-in-work-2023-11-27-04-58-58-utc.jpg
Фото: Elements Envato

Для родителей важно осознавать влияние таких стереотипов и сознательно не поддерживать их. Это требует активного поощрения детей к изучению любых предметов, независимо от пола. Родители должны создавать дома атмосферу, в которой дети чувствуют себя свободными, исследовать и пробовать новое, без страха не соответствовать общественным ожиданиям. Поддержка, внимание к успехам и увлечениям детей, предоставление положительных примеров могут значительно помочь в борьбе со стереотипами и развить в ребенке независимую личность.