Вера в то, что мысли, знаки, ритуалы и прочие вещи могут влиять на нашу жизнь, остается актуальной и в наше время. Всевозможные приметы передались нам еще от наших предков из далекой-далекой древности. Признайтесь, многие боялись перейти дорогу, если несколько секунд назад через нее пробежала черная кошка. Но часто вера в подобные предрассудки может быть куда серьезней. Вместе с клиническим психологом-терапевтом, автором YouTube-канала «Постпсихология» и постоянным лектором «Курилки Гутенберга» Андреем Гасаном IZHLIFE разобрался, что такое магическое мышление с точки зрения психологии, почему люди верят в астрологов и нечистую силу и насколько патологичен этот феномен в век стремительных технологий.
Как появилось магическое мышление
Магическое мышление, рассказывает Андрей, уходит корнями в прошлое. Зигмунд Фрейд в своей книге «Тотем и табу» рассматривал его как часть культуры примитивных народов. Например, люди верили, что дождь можно вызвать ритуалом, который его как-то имитирует, а чтобы победить неприятеля, нужно сделать что-нибудь враждебное с его волосами или одеждой.
«У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, все, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет», – пишет Зигмунд Фрейд.
В терапии когнитивные психологи, рассказывает Андрей, обучают людей критически относиться к магическому мышлению. Однако это не так просто, особенно в нашей культуре.
«Несмотря на научно-технический прогресс, мы понимаем, что магическое мышление – это черта нашей культуры. Огромное количество примет, книг посвящены позитивному мышлению: думай о хорошем, и твоя жизнь станет лучше. Плюс предрассудки, доставшиеся от наших предков. В современных социальных представлениях доминируют идеи об эзотерике, люди с пристрастием болеют за лучшего экстрасенса страны, и при этом процент доверия к психологам, по исследованиям, в 10 раз меньше, чем к астрологам».
У магического мышления, считает Андрей, есть и очень важная эволюционная составляющая, которая помогала нашим предкам адаптироваться и выживать в суровой действительности.
«Научному прогрессу всего лишь несколько сотен лет, в то время как сотни тысяч лет человечество существовало, не понимая, как объяснить простейшие вещи с рациональной и научной точки зрения. Первоочередной задачей была адаптация под суровую действительность и выживание. Для этого наш мозг должен находить закономерности и паттерны. Когнитивщики, психологи и нейробиологи узнали об этом не больше пятидесяти лет назад. Если я понимаю, как одно происходит за другим, я могу избежать опасности, контролируя потенциально негативные последствия».
Наш мозг, особенно в условиях неопределенности, говорит Андрей, отчаянно пытается выстраивать закономерности, заточенные под выживание. А магическое мышление принесло большую пользу.
«Когда ты не понимаешь, что такое вулкан, или где-то есть источник ядовитых газов, и все люди, которые попадают в это место, умирают, то сконструировав и внедрив примету о том, что здесь поселился дьявол или это табуированное место злых духов, про которое племена из поколения в поколение рассказывают страшилки, то адаптивным образом приметы будут сказываться на функционировании подобных племен».
Магическое мышление, считает Андрей, очень хорошо «вшито» в нашу психику, потому что оно срабатывает и без понимания сути вещей.
«Черный кот перебежал дорогу: некоторое время спустя у человека случилось несчастье, и он связал эти два абсолютно не связанных события. Подобные суеверия встречаются даже у людей, которые работают в высокотехнологичных сферах. Я знаю такой факт, что космические корабли в России не летают по понедельникам и 24 октября, потому что эти дни считаются несчастливыми. Несколько аварий, которые произошли в этой сфере, пришлись на эти дни, и хотя день недели не имеет никакого отношения к вероятности катастрофы, отменить подобные суеверия проблематично».
Такой паттерн встречается в разнообразных примерах человеческих предрассудков, которые включают подобные построения причинно-следственных связей. Например, между ритуальным танцем и дождем, между молитвой и чудом, принятием гомеопатических препаратов и выздоровлением или определенным положением планет и важными судьбоносными событиями.
«Это все ошибки мышления. Философы называют это post hoc (лат. после, значит – следствие). В психологии тоже есть определение этого восприятия: ложные корреляции. Петух кукарекает перед восходом солнца, значит, солнце восходит из-за кукареканья петуха».
В ситуации неопределенности и тревоги, считает Андрей, это благополучная почва для магического мышления, которое дает ощущение контроля.
«Для нас очень дискомфортным является жизнь в ситуациях, когда мы не можем повлиять на что-то и сталкиваемся с ситуацией неопределенности. Джулиан Роттер ввел понятия внешнего и внутреннего локуса контроля. Есть люди с внутренним локусом, которые склонны видеть причину явлений внутри себя. То есть жизненные события для них – результат их волевых решений, свободного выбора, навыков и компетенций. Все, что с ними происходит, – следствие определенных поступков, действий, решений. Люди с внешним локусом контроля склонны причины всех событий видеть во внешних факторах – среде, людях, высших силах».
Что такое магическое мышление с точки зрения психологии
В основе магического мышления, говорит Андрей Гасан, лежит условная вера в то, что наши мысли и материальная реальность как-то связаны. И определенный алгоритм действий, ритуалы способны привлекать на нашу сторону «высшие силы» или каким-то образом влиять на реальность и на жизнь в целом.
«Если выделять что-то центральное и фундаментальное – это искажение в построении причинно-следственных связей. Условно – это поиск закономерностей там, где их нет».
Почему люди верят в магию, астрологию и сверхъестественные силы
О научном мировоззрении и научной психологии, по мнению Андрея, в массовом сознании людей очень много предубеждений. Хотя психология – научная дисциплина еще с 1879 года, она находится за пределами рационального, критического осмысления.
«Для меня как для психолога в этом нет ничего удивительного. Рассуждая, почему люди верят в сглаз, астрологию, экстрасенсов и теории заговора, можно найти простой ответ: потому что так устроен наш мозг. Изначально он запрограммирован по дефолту во все верить. Современная научная картина мира слишком сложна для массового сознания. Даже ни один отдельно взятый ученый в своей голове не сможет вместить все знания, добытые наукой за последние сотни лет».
Неверие, скептицизм, научное мировоззрение требуют усилий на преодоление врожденного механизма верить. Наука, резюмирует Андрей, – критическая деятельность, но люди хотят конкретных ответов.
«Некоторым из своих пациентов я даже могу признаваться, что я не имею ни малейших представлений о том, как им проживать жизнь. Им тяжело слышать подобное от своего психотерапевта. Некоторые могут даже злиться на меня за то, что я возвращаю им ответственность за их собственную жизнь. Это требует от них больших усилий. Гораздо проще пойти на сеанс к гадалке, получив «таблетку» и простой ответ, сняв ответственность за происходящее в их жизни, объясняя проблемы порчей или сглазом. Это может дать кратковременное облегчение, но не уверен, что такой способ разрешения жизненных проблем будет эффективен в долгосрочной перспективе и является универсальным решением».
Насколько патологическим является этот феномен и причем тут ОКР
Феномен магического мышления может быть как патологией, так может и не являться ею.
«Там, где я могу ярко наблюдать негативные последствия у своих пациентов именно магического мышления, – обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Обсессии представляют собой форму нежелательных, навязчивых мыслей, которые вызывают дискомфорт и тревогу, отвращение и стыд. Эмоции побуждают человека на различные компульсивные, зачастую имеющие регуляризованный характер действия, призванные снизить отрицательные переживания».
Боязнь «материализации» плохих вторгающихся мыслей – один из признаков ментального расстройства.
«В какой-то момент человек начинает искренне верить, что, например, его близкие будут в безопасности, если он совершит все необходимые ритуалы: щелкнет выключателем ровно семь раз, потому что это счастливое число, трижды постучит по столу».
Возникновение определенной мысли, поясняет Андрей, – например, «а вдруг я не закрыл входную дверь», – может быть у любого человека. И подобные мысли, которые быстро приходят к нам, имеют эволюционную роль – предупреждение об опасности.
«Обычно мы проверяем дверь и уходим. Но человек с ОКР может множество раз проверять, закрыл ли он дверь, выключил ли он газ. У него происходит гипероценка подобных мыслей».
Часто этот процесс сопровождается таким когнитивным искажением, как мысли о катастрофических последствиях. Например, если дверь не закрыта, то кто-то придет и ограбит квартиру, затопит ее и сожжет дотла.
«В картине мира человека с ОКР последствия будут самыми катастрофическими. Разумеется, к этому добавляется третья категория мыслительных процессов об ответственности. Например, если я это не проверю, то буду ответственен за те ужасные последствия, которые могут произойти. Часто бывает и такая мысль: «Я не могу доверять себе». Мы знаем из клинической практики, что человек может часами проверять и уделять время подобным ритуалам. С таким ворохом мыслей человек очень серьезно относится к тому, чтобы предотвратить подобные угрозы».
Чаще всего мысли, с которыми сталкивается человек с ОКР, – это страх загрязнения, аморальное желание нанести вред другим, переживания, что что-то не выключено. Но они есть абсолютно у всех, и это не патологический феномен.
«У нас есть огромные исследования, которые показывают, что всем нам приходится сталкиваться со странными мыслями касательно агрессивных или сексуальных импульсов. Главная проблема – в сверхоценке. У нормального человека эти мысли уходят в буфер, но не у человека с ОКР».
Сверхоценка подобных мыслей и когнитивных искажений приводит к отрицательным переживаниям, тревогам, сильному отвращению. В этом случае человек составляет ритуалы, которые должны предотвратить подобный ущерб. Чем больше ритуалов человек производит, тем меньше шанс осознать, что если бы он не выполнил их, то ничего бы не случилось.
«Нам важно понимать, почему люди с ОКР начинают включать гипероценку своих мыслей и когниций. У них есть определенные особенности мышления. Например, смешение мыслей и реальности. Если мне пришла в голову дурная мысль, значит, это правда. Скажем, в случае молодой мамы с послеродовым ОКР: ей приходит мысль, что она может нанести вред своему ребенку. Она не способна сказать себе, что это ее ребенок и она его любит, и перенести эту мысль в буфер».
Есть также подобные примеры магического мышления в отношении тревожащих событий. Например, мысли о катастрофе сделают ее наступление более вероятным. Если в голове крутятся ужасные или аморальные вещи, это приравнивается к тому, что человек начинает себя так вести и действовать в соответствии со своими мыслями.
«У меня были случаи, когда у некоторых людей происходили триггеры и они ссорились с братьями или сестрами, которые впоследствии, к сожалению, умирали. Для ребенка это травма, которая закрепляла причинно-следственные связи. Такие совпадения могут убеждать, что своими мыслями или проклятиями можно нанести вред».
Магическое мышление, подытоживает когнитивный психолог, может стать фактором для возникновения ОКР.
Какая категория людей подвержена магическому мышлению
Дети, говорит Андрей, чаще всего подвержены этому феномену. Например, они верят в монстров под кроватью.
«Наука противоречит изначальным представлениям детей об устройстве мира. Даже годовалый младенец – отнюдь не чистый лист. Он обладает определенным уровнем восприятия физического мира. Психолог Жан Пиаже исследовал стадии развития их интеллекта. У детей с первых секунд жизни есть набор некоторых когнитивных схем как способов репрезентации окружающей действительности, только в очень низком разрешении. Детская убежденность в том, что без поддержки предметы падают, мешает поверить им в шарообразность Земли».
До достижения 8-9 лет дети могут быть подвержены систематическим искажениям. Ребенок может верить, что Земля шарообразная, но при этом считать, что люди люди живут только на верхнем полушарии.
«Это же касается массового неприятия теории эволюции. Маленьким детям присуща склонность видеть во всем, что их окружает, результат чьей-то целенаправленной деятельности».
Специальные исследования, рассказывает Андрей, показывают твердую убежденность четырехлетних детей в том, что все на свете существует для чего-то: львы, чтобы смотреть на них в зоопарке, а тучи, чтобы шел дождик. Поэтому у детей есть склонность верить в креационистское (божественное) происхождение объектов окружающего мира.
«Жан Пиаже большую часть характерных черт детской логики связывал с таким понятием, как эгоцентризм – особая познавательная позиция ребенка по отношению к внешнему миру. Он – центр этого мира, вокруг которого и для которого все вокруг функционирует. Все объекты примерно до семилетнего возраста ребенок рассматривает исключительно со своей точки зрения. Суждения для дошкольника всегда абсолютны, потому как он не способен встать в позицию относительно другого человека или какой-то вещи. Интуитивные представления мешают принимать людям научную картину мира».
Как избавиться от магического мышления
Андрей рекомендует задать себе вопрос, почему вам важно, чтобы другой человек избавился от магического мышления. Как это мешает, почему это вас задевает и стоит ли это того. Если речь идет о близком человеке, возможно, его вера в предрассудки негативно сказывается на качестве жизни, в том числе, и вашей. Клинический психолог предлагает использовать сократический диалог.
«Это тот инструмент, который применяется когнитивными психотерапевтами в работе с пациентами. В его основе лежат древнегреческие, философские принципы майевтики (обнаружения истины с помощью наводящих вопросов). Мы не даем прямых советов. Наш инструмент – открытые вопросы. Мы предлагаем занимать изначально скептическую, исследовательскую позицию по отношению к своим взглядам, установкам, убеждениям, подводя их к направляемому открытию».
Вместо критики и осуждения, советует психолог, стоит выяснять и исследовать, как человек пришел к подобным представлениям, что они дают человеку, какую он видит в этом пользу и почему для него это важно, на какие источники он опирается. Затем разбавляйте маленькими порциями своей позиции либо аккуратно ловите на противоречиях. Но такой подход не будет быстрым.
«На мой взгляд, важно быть открытым новому опыту. Если ко мне приходит человек, который говорит, что у него есть экстрасенсорные способности, он или его мысли могут повлиять на других людей, я не буду ему говорить, что это вздор, ерунда и пытаться его разубеждать. Я ему отвечу: хорошо, давайте проверим. Бывает, что люди говорят: вы же всего не знаете, наука не может знать все. Я отвечаю, что согласен с этим. Мы по-прежнему многого не знаем, и вопрос о том, чтобы я доказал, что экстрасенсорных способностей не существует, не стоит. Наша задача – посмотреть, если ли у вас эти способности».