По статистике, в мире около 10% левшей. Это не слишком много, но и не мало. Еще в 80-е годы таких детей поголовно переучивали владеть правой рукой, потому что считалось, что правильно только так и не иначе. Однако в 90-е педагоги признали право левшей на существование и позволили им есть, писать и рисовать той рукой, какой им положено от природы. Но все-таки прецеденты случались.
Я очень хорошо помню, как в 1 классе – это был 1993 год – меня поразила одна девочка, моя одноклассница. Мы с ней не общались, мне казалось, что она вообще ни с кем не разговаривает. Училась она плохо, почти на одни «двойки», а почерк был настолько ужасный, что разобрать написанное не представлялось возможным. Как-то раз я спросила у мамы, почему эта девочка так странно пишет, и с удивлением узнала, что одноклассница – левша, и ее переучивают. Я так и не поняла, для чего это делали. И чем закончилась эта история, к сожалению, тоже не знаю, так как со 2 класса мы вместе больше не учились.
На этом фоне резко контрастирует пример другой моей одноклассницы, которая пришла в наш «хим-био» в 10 классе. Она тоже оказалась левшой, но никто ее не переучивал. Я до сих пор удивляюсь, как быстро она влилась в коллектив. Абсолютный гуманитарий по своей натуре, она решила изучать химию и биологию, чтобы стать врачом. Кстати, все получилось, сейчас она работает по профессии. Более всесторонне развитых людей я не встречала. Очень добрая и отзывчивая, но при этом уверенная, она сразу же нашла общий язык со всеми – и с тихонями вроде меня, и с отличниками, и с хулиганами. Конечно, своими качествами этот человек был обязан воспитанию, а не леворукости. Хочется сказать другое: леворукость ни в коей мере не помешала достигать успехов.
Переучивание левши вредно для психики
Сейчас это происходит все реже, но некоторые родители, узнав, что ребенок левша, принимают решение сделать из него правшу, чтобы «был как все». Однако детский психолог и специалист по семейным и детско-родительским отношениям Наталья Половайкина уверена, что переучивание может нанести психике ребенка серьезный вред. А какой-либо реальной необходимости в этом попросту нет, так как леворукие дети ни в чем не отстают от праворуких, а в чем-то даже превосходят их.
«Левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, а правое – левую. У 90% людей доминирующим является именно левое полушарие, поэтому правая рука у них ведущая. Но 10% левшей с доминирующим правым полушарием отличаются от них не больше, чем люди с другим цветом волос или кожи. Просто у них такая особенность. Как правило, леворукость передается по наследству, иногда через несколько поколений», – говорит эксперт.
Переучивание – это вмешательство в работу мозга ребенка. И его последствия непредсказуемы. От снижения успеваемости и самооценки до появления неврозов.
«Переучивая ребенка с такой особенностью работы полушарий, мы ломаем взаимосвязи, выстроенные у него в мозгу. Это категорически нельзя делать. Я сама – мама ребенка-левши и могу с уверенностью сказать, что леворукость – это не препятствие ни для чего. Единственное, с чем были сложности – это чистописание. Не во всех школах оно есть, но в нашей школе младшие классы пишут пером. Левше это неудобно – он пишет и сразу размазывает чернила. Кстати, возможно, именно это стало причиной переучивания детей в прошлом, ведь шариковых ручек раньше не было», – рассказывает Наталья Половайкина.
Образ мышления и мировосприятия левшей и правшей имеет некоторые отличия, например, левши могут испытывать проблемы с концентрацией внимания, поэтому точные науки не всегда даются им легко. Зато они отлично могут представлять фигуры в объеме, имеют хороший музыкальный слух и развитое чувство цвета, эмоционально восприимчивы. Хотя это не аксиома. Бывают левши со склонностью и к математике, и к политике. Леворукость не помешала Эйнштейну, Юлию Цезарю и да Винчи добиться вершин. Не мешает она и современным людям. Главное, не внушать им с детства, что они «какие-то не такие».
Всегда ли получается переучить левшу
Михаил из Ижевска пошел в 1 класс в 1984 году. В детском саду никто не обращал особого внимания на то, что он рисует левой рукой, но в школе сразу же дали понять, что никаких леворуких детей быть не должно. И без альтернативы.
«Учительница говорила: «Берем ручку в правую руку», и все брали ручку в правую руку, я тоже брал и начинал карябать эти свои странные закорючки. Взять в левую даже не пытался – это было запрещено. Я и дома, когда садился за уроки, тоже честно писал только правой рукой. Я помню, что мне было дико неудобно, почерк из-за этого становился ужасный. Только в старших классах я нашел выход – начал писать печатными буквами. Стало понятнее, но все равно выходило довольно медленно. Я до сих пор так пишу. Играю на обычной гитаре – тоже приноровился. Но ложку по-прежнему могу держать левой рукой», – рассказывает Михаил.
Он признается, что в школе ему сложно давалась геометрия, потому что он не мог представить себе, как соотносятся все эти фигуры (у левшей, кстати, обычно бывает наоборот). А еще, даже став взрослым, он не всегда может ответить сходу, где право, а где лево, ему требуется несколько секунд над этим поразмыслить.
Михаил продолжает пользоваться левой рукой, но основной у него стала правая – потому что так приучили. А иногда человек, которого переучивают из левши в правшу, становится амбидекстром, то есть начинает одинаково хорошо владеть обеими руками (ambi по-латыни – «оба», dexter – «правый»). Эта способность может быть врожденной, но в случае ижевчанки Анастасии она стала именно приобретенной.
Дома Насте разрешали пользоваться той рукой, какой удобно, но в детском саду пытались переучить. Хотя происходило это в конце 90-х, когда левшам уже разрешали оставаться левшами.
«Я была очень тихим, послушным ребенком. Я боялась, что на меня накричат, поэтому всегда пыталась угодить взрослым, – вспоминает девушка. – Обычно мне не делали замечаний, но одна нянечка все время говорила, что есть нужно правой рукой. А я понятия не имела где право, где лево. Я просто ела той рукой, какой было удобно. Тогда нянечка стала ко мне подходить и говорить: «Нельзя есть этой рукой». А я не понимала, за что меня критикуют. Вроде бы, ничего плохого не делала, вазу не разбила, ни с кем не подралась… Но в садик я ходила не каждый день – я часто болела и оставалась дома. А дома никто меня не переучивал – моя мама тоже левша, и в семье это не считалось чем-то необычным».
Сейчас Анастасия пишет правой рукой, но, если устает или правая рука чем-то занята, то спокойно берет ручку в левую. А вот ложку ей привычнее держать в левой руке. Кстати, на ту нянечку девушка давно уже не в обиде, потому что амбидекстрия очень пригодилась в жизни.
«Сейчас, уже став взрослой, я понимаю, что нянечка сделала мне настоящий подарок. В школе я без проблем писала сочинения на четыре страницы, спокойно выдерживала 5-часовые олимпиады по литературе. В университете мне были не страшны конспекты по философии. Я просто писала то одной, то другой рукой, поэтому не уставала. Да, я категорически против переучивания левшей. Но мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы развивать у ребенка амбидекстрию – просто как полезный навык», – говорит Анастасия.
А еще в школьные годы наша героиня сделала за собой интересное наблюдение: на уроках алгебры она начинала писать правой рукой – не потому что устала, а как-то самопроизвольно. Как будто рабочее полушарие мозга «переключалось».
Третью нашу героиню тоже пытались переучить в раннем возрасте, но успехом эти попытки не увенчались. Вероника пошла в 1 класс в 2009 году. Перед школой мама решила переучить ее, посчитав, что дочери будет неудобно быть левшой, когда весь мир «заточен» под правшей. Однако, ощутив со стороны ребенка сопротивление, мама не стала настаивать.
«Мне не хватало усидчивости, чтобы заниматься, а еще я все время машинально брала ручку в левую руку, так что мама, в конце концов, оставила попытки меня переучить. Просто купила мне перед школой канцелярский набор для левшей. Кстати, я бы не сказала, что мне так уж сложно живется в «праворуком» мире. Со временем привыкаешь пользоваться всеми вещами, рассчитанными на правую руку. Было, разве что, несколько неудобных для меня кухонных приборов. Интересно, что говорят, будто левши – это всегда творческие люди. А мне в школе больше всего нравилась химия. Тогда как к рисованию и музыке особо не тянуло», – рассказала Вероника.
Вывод из всех этих историй один: переучивание не дает особого эффекта, лишь добавляет в жизни проблем. Поэтому психологи советуют родителям, чьи малыши родились левшами, не пытаться чинить несломанное, а просто дать ребенку возможность нормально учиться и развиваться. И тогда результат приятно удивит.