IZHLIFE продолжает разбираться в субличностях – наших эго-состояниях, которые мы неосознанно меняем в повседневности. Сегодня с психологом Анастасией Шакировой поговорим о внутреннем взрослом – контроллере нашей эффективности.
Согласно классификации Эрика Берна, внутренний взрослый – третье эго-состояние, которое не только взаимодействует с внешним миром, но и ответственно за другие наши роли. О них мы писали ранее – о внутреннем ребенке и внутреннем родителе. Чтобы лучше понимать себя, важно уметь различать все три субличности. И в этом материале разберем на примерах, как внутри нас может идти настоящая борьба между ребенком, родителем и взрослым – и как в ней выиграть.
Кто такой «внутренний взрослый»
Позиция внутреннего взрослого подразумевает объективное отношение к миру и адекватную самооценку. Если внутренний ребенок говорит «хочу» и манипулирует, а родитель – «надо» и заставляет, то взрослый заявляет «могу» и через анализ ищет конструктивные решения проблем и конфликтов, договаривается с оппонентом.
Внутренний взрослый – это нейтральное состояние, когда мы обдумываем свой поступок прежде, чем что-либо сделать. Этой субличности характерно жить здесь и сейчас, тогда как ребенок улетает в мечты, а родитель может жить прошлым.
Как наши субличности взаимодействуют
Разберем на примере. Например, девушка видит классную сумку. И в этот момент внутри нее разгорается спор трех субличностей. «Ребенок кричит, что хочет ее купить. Родитель запрещает и напоминает, что вообще-то у нее уже есть девять сумок. А взрослый предлагает: «Хорошо, давай продадим девять прошлых сумок и купим эту», – так психолог объясняет взаимодействие субличностей на примере шопинга. Если говорить об отношении к деньгам, то взрослый стремится приумножить богатство, а не просто сохранить как родитель.
Чтобы различать, в каком состоянии находится человек, обращайте внимание на маркеры в разговорах – заветные «хочу», «надо», «могу». Для наглядности разберем типичный диалог подростка и родителя (в буквальном смысле, это не внутренние состояния):
– Надо учиться на бухгалтера или юриста, – говорит родитель, – без работы не останешься, потому что это востребованные профессии.
– Но у меня нет к этому способностей. Зато я хорошо рисую. Может, архитектура мне больше подходит? Думаю, я это смогу, – отвечает подросток. Но по сути он рассуждает как взрослый: оценивает свои способности и ищет наиболее подходящий вариант.
Конфликт после такого разговора произойдет только в том случае, если родитель (в позиции родителя) продолжит гнуть свою линию. Будет хуже, если родитель подростка перейдет в состояние ребенка и все скатится к «я хочу, чтобы ты выучился на юриста или бухгалтера».
История из жизни
Для наглядного примера всех трех субличностей Анастасия поделилась историей из жизни. Она ехала по трассе, ее остановил инспектор ГИБДД и заметил в ее машине неисправность – фара не горела. Анастасия удивилась: «Вот это да!» и в игру вошел взрослый: «А что я могу с этим сделать?» Ситуация решалась двумя способами: замена фары на месте либо предписание от инспектора и штраф.
И как только речь зашла о предписании, вполне мог включиться ребенок со своим «Я так не хочу!» Но вышло иначе, и внутренний родитель Анастасии решил вспомнить закон, согласно которому «вообще-то в первый раз выписывают только предупреждение». Инспектор удивился, что кто-то знает закон и отпустил девушку, ограничившись предупреждением.
Важно помнить, что взрослый по паспорту – не взрослый по внутреннему состоянию. Внутренний взрослый – регулятор двух других субличностей: он избавит нас от негативных установок родителя и не даст ребенку порушить диалог одними эмоциями. При этом нужно понимать, что нет плохих и хороших внутренних состояний. Каждое пригождается в определенной ситуации. Просто ими нужно уметь жонглировать, а в этом как раз и помогает взрослый.
Чтобы лучше понимать себя, важно определить, какая из субличностей проявляется у вас в большей степени. А если на специалиста нет времени, вам поможет тест. По его итогу вы получите личную эгограмму и ее расшифровку. Тест можно пройти бесплатно.