Встречаются такие мужчины, которым принеси, подай, накорми, покажи, где лежит еда, или он голодным останется. Дела по дому не выполняет да и вообще не умеет это делать – не научили. Часто за этим кроется воспитание. Родители не позволяют своим детям выполнять обязанности по дому, а впоследствии из них вырастают бытовые инвалиды, которые даже могут и не заметить, что с ними что-то не так, ведь все дела по дому за них должна выполнять или жена, или мама. Для них это норма.
Вместе с детским психологом Анастасией Шакировой разбираемся, что такое бытовая инвалидность, как не вырастить ребенка, который ничего не умеет, и почему это может быть связано с инфантилизмом.
Что такое бытовая инвалидность?
Бытовая инвалидность, говорит детский психолог Анастасия Шакирова, присуща людям, которые на основании определенного заболевания не могут выполнять ежедневные жизненные обязанности и в этом им требуется помощь. Но в жаргонном смысле в обществе этим термином принято обозначать человека, который не может выполнять бытовые обязанности по дому в силу своего воспитания, не имея инвалидности. То есть с детства родители не позволяли ему выполнять дела по дому и воспитали в нем человека, который во взрослом возрасте также не будет способен выполнять домашние обязанности.
Официально количество таких бытовых инвалидов никто не замерял, поэтому трудно сказать, кого из них больше – мужчин или женщин. Но атмосферно, говорит детский психолог, складывается ощущение, что мужчин все-таки больше.
«Почему же так? К мальчикам родители изначально предъявляют меньшие требования в организации быта, нежели к девочкам. Испокон веков в мировоззрении общества, социума принято думать, что девочка должна отвечать за быт – уметь готовить, стирать, убирать. А мальчики в это время идут на охоту и добывают пропитание. Этот исторический факт накладывает отпечаток, и в мальчиков родители не вкладывают столько сил, чтобы воспитать и привить бытовые навыки, нежели в девочек».
Александра (имя изменено) рассказывает, что ее молодой человек, с которым они живут уже много лет, иногда может сидеть дома голодным, потому что она не всегда успевает его кормить или готовить еду. А еще, делится девушка, уборку ее парень делает только из-под палки. И когда он остается один, дома образуется хаос. Александра рассказывает, что когда она познакомилась с мамой своего молодого человека – а ему тогда было 27 лет, – он впервые за всю жизнь помыл свою кружку. Его мама, рассказывает девушка, была в полнейшем шоке.
«Когда я ушла с работы и была в поиске нового места, меня устраивало, что я все делала сама, понимая, что мы находимся не на равных условиях. Он обеспечивал меня. Но когда мы еще работали вместе и получали одинаково, меня, безусловно, раздражало, что все на мне. У меня пропадала мотивация делать все в одиночку. Он, конечно, иногда чистил картошку и мыл лоток у котов. Но это какой-то скудный функционал. Оглядываясь назад, видно, что в бытовом плане он немного вырос. Но когда жил еще с мамой, он даже не давал ей деньги, потому что мама и не просила. Говорила, пусть ее ребеночек живет в свое удовольствие. Мама его лелеяла, и он вырос беспомощным в бытовом плане».
Но за эти полтора года, делится Александра, случился регресс. Раньше ее молодой человек готовил для себя хотя бы яичницу, но пару раз она подгорела. Теперь он не готовит совсем. Суп, рассказывает девушка, он никогда не варил, даже будучи ребенком, с мамой. Котлеты тоже не жарил. Мама все готовила за него, ведь она считала, что ребенок таким образом живет счастливо.
Так было и у Алисы (имя изменено). Она рассказывает, что когда дома она моет пол, ее молодой человек просто сидит в другой комнате и ждет, когда же она закончит.
Как не вырастить бытового инвалида?
В первую очередь, говори Анастасия Шакирова, нужно понимать, что у ребенка с раннего возраста, с трех лет, должны быть домашние обязанности в силу его возраста.
«Мы не говорим трехлетнему ребенку варить суп. Но, например, он может относить игрушки в ванную, чтобы мама их вымыла после улицы. Обязанности должны быть у любого ребенка вне зависимости от его пола».
Самая главная ошибка родителей, которая приводит к бытовой инвалидности их детей, считает эксперт, – они не дают ребенку выполнять домашние обязанности вместе, потому что считают, что он еще маленький, может обжечься, порезаться. Но, уверяет Анастасия Шакирова, когда ваш ребенок говорит, что хочет что-то сделать сам, то это самый благоприятный период для формирования и закрепления в нем каких-то навыков, которые пригодятся в будущем.
Также, говорит детский психолог, еще одна ошибка родителей в том, что им проще все сделать самим.
«Мы живем в XXI веке, он очень активный и подвижный. Мы всегда куда-то спешим, и нам действительно проще сделать все самим за ребенка, нежели дождаться, когда он что-то очень медленно сделает сам. Родители все выполняют за него, и потом, в будущем, их дети не в состоянии позаботиться о себе в бытовом плане».
Советы психолога
-
Обязательно вводить домашние обязанности в соответствии с возрастом ребенка. Также в интернете можно найти таблицы обязанностей, которые можно распечатать.
-
Привлекать ребенка в совместную деятельность. Даже если ребенок делает медленно, позвольте ему выполнять какие-то дела по дому. Например, протирать полки от пыли. Постепенно у него сформируются навыки.
-
Важно также избавиться от стереотипов, что одними делами занимаются девочки, а другими – мальчики. Всех приучаем к одному, чтобы по выходу из детского возраста они могли самостоятельно убрать, одеться, приготовить.
-
Обязательно давайте ребенку самостоятельность в выполнении бытовых дел, когда он сам об этом просит. Не стоит игнорировать его просьбы.
Каким может вырасти ребенок, если все делать за него?
Для ребенка в этом случае, говорит психолог, не будет никаких проблем. Он попросту привыкнет, что за него все делают, и будет искать людей, которые будут за него выполнять все обязанности в будущем.
«Такие дети часто вырастают потребителями и эгоистами. Они будут ждать, когда за них все сделают. Минус еще в том, что бытовые инвалиды будут долго жить с мамой, которая все за них делает, либо же будут искать такого же партнера».
Софья (имя изменено) рассказывает, как ее бывший муж просто сидел дома и не работал. Первое время, признается девушка, он хоть что-то делал по хозяйству. Но в какой-то момент это ему наскучило, и он перестал помогать своей жене.
«Пока я была на работе, он съедал все продукты, которые я покупала. Сам же он никогда ничего не покупал, ведь он не работал. Я приходила домой голодная к пустому холодильнику. В один из таких дней я попросту психанула и ушла от него».
В восприятии таких взрослых, говорит Анастасия Шакирова, не будет проблемы. Проблемой это будет только для окружающих, поскольку им придется терпеть такое поведение и безотказно выполнять просьбы бытового инвалида.
Инфантилизм и бытовая инвалидность
Инфантик, говорит психолог, – это взрослый ребенок, в мышлении которого есть определенные черты, которые характерны для детского возраста. Они не несут за себя ответственность, отказываются исполнять нормы и правила поведения, у них незрелые суждения, нет жизненных целей, они не способны принимать самостоятельные решения. И, с одной стороны, может показаться, что бытовые инвалиды – взрослые дети, которые не могут позаботиться о себе. И в какой-то степени это действительно так.
«Не всегда инфантилизм может привести к бытовой инвалидности. Инфантик может ради себя что-то сделать. Я склоняюсь к тому, что среди инфантильных людей достаточно много бытовых инвалидов, потому что корни двух этих особенностей одни – за ребенка все делают, не дают проявлять самостоятельность», – считает эксперт.