Вы не так давно стали руководителем или только метите на должность начальника? А может, давно мечтаете открыть собственный бизнес? Как понять, что у вас все получится и нагрузка окажется вам по плечу?
Книга «Менеджерами не рождаются» Денни Стригла и Фрэнка Свайтека – это своего рода энциклопедия для тех, кто стремится быть хорошим руководителем. Проверьте себя – отвечаете ли вы требованиям, которые предъявляет к вам руководящий пост?
Итак, хороший менеджер…
1. Остается честным в любой ситуации
Настоящий босс знает, как важно завоевать доверие подчиненных. Для этого он должен быть честным – со всеми и в любой ситуации. Автор книги Денни Стригл приводит такой пример из практики компании Bell Atlantic Mobile. Один из менеджеров по продажам был признан сотрудником года, а буквально через несколько дней открылось, что он подделывал подписи на служебных документах в свою пользу. Стригл тогда был президентом компании. Все советовали ограничиться устным выговором, но он все же уволил обманщика.
– Доверие растет, когда сотрудники видят, что их менеджер ведет себя этично, и могут без труда заметить его честность, – пишет Стригл. – Менеджеры, обладающие честностью, делают правильные вещи, даже когда за ними никто не наблюдает. Когда каждый понимает, что честность – обязательное условие работы, благодаря ей растет общий уровень доверия, делается больше работы в единицу времени, а следовательно, улучшаются результаты.
2. Не отдаляется от сотрудников
"Открытой называется такая среда, в которой сотрудники могут высказывать свою точку зрения. Они не просто имеют право озвучивать свои мысли – система побуждает их это делать"
Как создать в своей компании или отделе такую среду?
– Менеджер сообщает, что дверь в его офис будет всегда открыта и сотрудники могут в любой момент зайти к нему и пообщаться, если у них есть тема для обсуждения, – пишет Стригл. – Но если вы говорите, что ваша дверь открыта, то вам действительно придется ее открыть. Поначалу сотрудники не поверят в серьезность ваших намерений. Они будут испытывать вас. Если они увидят, что дверь вашего офиса заперта или что вы не готовы слушать их, когда они приходят, то по компании быстро распространится слух, что вас не стоит принимать всерьез.
3. Сохраняет спокойствие
Причем всегда – даже если подчиненные проваливают сроки выполнения задач или упускают действительно крутые возможности. Такие менеджеры не кричат, не бьют кулаками по столу и не ищут виноватых. Они спокойно разбираются, как решить проблему, и делают все, чтобы подобное не повторилось.
– Менеджеры часто прячут голову в песок, желая слышать только хорошие новости, – пишет Денни Стригл. – Сотрудники боятся приходить к руководителю с плохими новостями, зная, что он разнервничается. Но подчиненные менеджера, который в любой ситуации сохраняет спокойствие, работают лучше.
4. Знает своих людей и их обязанности
Успешный менеджер знает не только подчиненных, их сильные и слабые стороны, но и специфику работы, на которую их нанимали. И речь даже не о должностных инструкциях, а скорее – о глубинном понимании сути работы. Задайте себе вопрос: могу ли я, в случае необходимости, заменить кого-то из своих людей и справиться с его работой?
"Удостоверьтесь, что люди занимаются тем, к чему у них есть склонности и навыки. Человека могут перевести на проект, для реализации которого у него недостаточно навыков. Результат будет вполне предсказуем: через месяц беднягу уволят, не разобравшись, а не мог ли он подойти для другой должности внутри организации"
5. Находит в людях их лучшие качества
Менеджмент – это искусство добиваться целей с помощью роста, развития и успеха сотрудников, считают авторы книги. Однако подчиненные зачастую сами не верят, что могут работать эффективнее. Руководитель должен показать своим людям, насколько успешными те могут быть.
"Наша задача – найти самое лучшее, что есть в наших сотрудниках, даже если это означает помочь им стать лучше, чем они сами хотят быть"
– Помещайте своих подчиненных в ситуации вне их зоны комфорта, вынуждая проверять собственные возможности, – советует Стригл. – Прежде чем сделать это, скажите прямо, что требуете выполнения задачи, которая, вероятно, покажется им неприятной. Такой поступок станет признанием вашей веры в их возможности.
Не забывайте также об уважении и доверии к подчиненным.
– Позвольте своим сотрудникам самим принимать решения и делать самостоятельные шаги, если критикуете – делайте это уважительно. Секрет здесь в том, чтобы показать: вы действительно верите, что у ваших подчиненных все получится.
6. Отстаивает свою точку зрения
– Возможно, нужно сообщить плохие новости руководителю, или возразить ему, или объяснить, что вы считаете свое задание неправильным. Бывают случаи, когда необходимо выразить точку зрения, противоречащую чьей- то, – пишет Денни Стригл. – Хорошие менеджеры не молчат, когда с чем-то не согласны.
Особенно важно до последнего отстаивать интересы своих клиентов, убеждены авторы книги. В конечном итоге ваша смелость может оказаться тем фактором, который укрепит позиции компании.