Top.Mail.Ru
13 августа 2021 17:39
Психология

Как язык до повышения зарплаты доведет?

Пять ситуаций, когда грамотная речь могла бы стать отправной точкой успешной жизни

Freepik
Freepik

Эм-м… вот… Я вот тут это… Странно видеть подобное начало статьи? А ведь многие из нас именно так начинают любой важный и оттого вызывающий волнение разговор. Мы думаем, что умеем говорить красиво. Но на деле постоянно спотыкаемся о слова-паразиты, делаем долгие паузы, говорим невнятно или вообще не то, что собирались. Нас не понимают или понимают превратно, не слушают и не слышат. 

Считаете, что вас это не касается? Уверены, что грамотная и красивая речь не нужна в обычной жизни? Давайте разберем несколько ситуаций, которые докажут обратное. А поможет нам в этом автор курса «Я говорю», психолог и радиоведущая с 20-летним опытом Александра Демина. 

Хорошая речь – это как хороший костюм: лишним точно не будет и рано или поздно в любом случае пригодится. Не на «выпускной», так на «свадьбу».
Александра Демина

Итак, что это могут быть за ситуации? 

Больше интересных и полезных материалов об ораторском искусстве читайте в нашей подборке.

Ситуация № 1. Поговорить с начальником

У Пети работа мечты, от которой он по-настоящему кайфует, несмотря на жесткий график, строгого начальника и множество задач. Все бы хорошо, но Пете хочется чуть больше денег за свою вовлеченность. Жаловаться в курилке на несправедливость бытия ему надоело, и он собирается попросить прибавку к зарплате. Петя даже приготовил речь, в которой обосновал, почему с новой зарплатой он будет приносить компании еще больше пользы. В мечтах он уже летит на море или покупает себе новенькое авто.

Но все идет не так, как задумано. При виде начальника Петя краснеет и потеет от напряжения, забывает половину того, что планировал сказать, тушуется и начинает что-то мямлить. Начальник не понимает, что это было, и зарплату Пете, конечно, не поднимает. Отпуск машет ему рукой, авто остается в салоне, Петю поглощает разочарование в себе.

Ситуация № 2. Презентовать рабочий проект

Наш Петя все-таки отличный работник, и ему поручают презентовать свой проект перед клиентами компании. Он усиленно готовится и представляет себя эдаким Стивом Джобсом, чьим словам и жестам внимают сотни миллионов людей на планете.

Наступает день икс и… все шумят, разговаривают, смеются, смотрят в телефоны и совсем не слышат Петю. Он пытается привлечь внимание, начинает громко говорить, голос предательски срывается, начинается приступ кашля. И Петю запоминают не из-за его классного проекта, а из-за того, что он «облажался перед всеми». Обидно? Не то слово!

Ситуация № 3. Показать свои сильные стороны

Идем дальше. Петя решает сменить работу. Он составил хорошее резюме, и его пригласили на собеседование. Но все опять пошло не по плану. Пете так важно было произвести хорошее впечатление, что он переволновался. Голос дрожал, Петя говорил очень тихо, сути вопросов не улавливал, постоянно путался, перескакивая с одного на другое. Как итог – перспективная должность уплыла у него из-под носа.

Ситуация № 4. Привлечь внимание того, кто нравится

А теперь для разнообразия представьте себе Лидочку. Она молода, красива, работает, занимается спортом, любит животных и детей. Но Лидочка до сих пор одна. И все потому, что в компании смеется «на ультразвуке» и разговаривает как Эллочка-людоедка из «12 стульев». Мало кому это нравится, и красивая Лидочка тихо плачет по ночам в подушку.

Ситуация № 5. Защитить свои права

Петя и Лидочка все-таки нашли друг друга, создали семью, у них родился очаровательный малыш. Пришло время отдать его в садик, но заведующая недвусмысленно намекает на материальную помощь. Лидочка в шоке, Петя пытается сказать заведующей о неправомерности ее требований. Он знает свои права, он почитал тексты законов, но при личной встрече от волнения начинает заикаться, путается в мыслях и не может отстоять свою точку зрения. Теперь у заведующей есть бархатные шторы в кабинете, а Петя не смотрит в глаза Лидочке.

Как быть и что делать?

Конечно, все эти ситуации несколько утрированы, но, согласитесь, подобное часто встречается в жизни каждого. 

«При знакомстве с человеком или в ситуации важной коммуникации с ним – например, когда подчиненный просит у нас прибавку, – мы воспринимаем его сразу в нескольких аспектах. Мы пропускаем через свои собственные фильтры и оцениваем его с точки зрения внешности, осанки, как он себя ведет и подает, как и что он говорит, – объясняет наш эксперт Александра Демина. – Каждый может научиться говорить так, чтобы впечатление о нем складывалось именно такое, какое ему необходимо. Чтобы начальник принял доводы в пользу повышения зарплаты. Чтобы классная мысль обрела форму и превратилась в удачный проект. Чтобы муж услышал и понял жену».

Даже если вам кажется, что вы говорите логично, этого мало. Нужно быть убедительным, уметь внушать доверие собеседнику, вызывать у него нужную вам эмоциональную реакцию, а значит – добиваться от собеседника того, что нужно именно вам, а не ему. 

От того, как мы говорим, часто зависит, насколько мы успешны

Александра уверена, что грамотная речь – это один из важнейших инструментов развития личности, которым надо пользоваться, чтобы зарабатывать больше, строить карьеру, иметь успех у противоположного пола. В конце концов, бархатные шторы для заведующей садиком – точно не ваша проблема.

Business vector created by jcomp - www.freepik.com