26 ноября 2024 года депутаты регионального Госсовета утвердили кандидатуру Романа Ефимова на должность председателя правительства Удмуртии. «За» проголосовало 48 парламентариев, «против» – 5. Эксперты прокомментировали это решение телеграм-каналу «Ижевский бизON».
Роман Ефимов работает на государственных должностях с 2014 года. С 2018 по 2021 годы он возглавлял «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» и затем «Республиканский центр учета и отчетности». В конце 2021 года стал исполняющим обязанности заместителя председателя правительства, а с февраля 2022 года – вице-премьером по финансам.
«Большое спасибо коллегам за доверие и конструктивный диалог. Это огромная ответственность. Обещаю работать открыто, профессионально и с заботой о каждом жителе нашей республики. Вместе мы сможем достичь многого и сделать наш регион лучше!», – прокомментировал Роман Ефимов согласование своей кандидатуры в соцсетях.
Напомним, предыдущий председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов покинул должность в июле 2024 года, уйдя на повышение в Москву. После него обязанности премьера исполняла Ольга Абрамова, но и она вскоре перешла на федеральный уровень. В результате 1 октября Александр Бречалов упразднил должность премьера и какое-то время сам вел заседания кабмина. После согласования кандидатуры Ефимова Глава вновь ввел в регионе должность председателя правительства.
«Основная задача – сформировать работоспособную команду на всех уровнях управления»
По мнению Константина Емельянова, политтехнолога, продюсера общественно-политических проектов, исполнительного директора Фонда «Союзники», выбор кандидатуры Романа Ефимова для назначения на пост премьера правительства Удмуртии обусловлен двумя причинами. Первая – это пресловутая кадровая проблема на всех уровнях публичной власти, от районных администраций и территориальных органов до правительства региона. Профессионалов, готовых брать на себя ответственность за принимаемые решения и предлагать взвешенные инициативы, очень мало.
«В сравнительно небольшом списке кандидатов на эту должность Ефимов занимает лидирующую строку, так как обладает необходимым опытом и доказал свою эффективность. Работая в качестве заместителя председателя правительства Удмуртии, он сумел сократить государственный долг региона, увеличить объем дотаций в бюджет республики и размер федерального финансирования по ряду нацпроектов. Вторая причина – равноудаленность Ефимова от всех региональных финансовых групп, что дает ему больше свободы в принимаемых решениях», – отметил эксперт.
Другими сильными сторонами Ефимова можно считать опыт работы в органах внутренних дел: это, безусловно, говорит о его принципиальности и умении видеть главное, прорабатывать все возможные варианты решения вопросов, а также о способности общаться с людьми и слышать их. Сейчас это особенно важно, подчеркивает Константин Емельянов. Работа руководителем отдела обеспечения бюджетного процесса и госзакупок в Аппарате Общественной палаты РФ, а позднее – руководителем «Регионального центра закупок УР», тоже характеризует его как профессионала.
«Некоторые называют его слабой стороной возраст – 37 лет, но я считаю, что это как раз преимущество Ефимова: опыт уже есть, а работоспособность и карьерные стремления еще не утрачены», – отметил Константин Емельянов.
Вероятно, причиной упразднения должности премьера Удмуртии послужило затянувшееся согласование Ефимова на этот пост, считает эксперт. Регион не может долгое время оставаться без руководителя кабмина, и в таких условиях решение Александра Бречалова возглавить правительство региона наиболее соответствовало моменту. В этом случае, в соответствии с ч.2. ст. 47 Конституции УР, должность Председателя правительств УР упраздняется, что и было сделано.
«Однако разделение обязанностей Главы региона и председателя правительства – это, все-таки, оптимальный вариант, при котором Глава решает стратегические вопросы управления регионом и отвечает за внешние связи, а премьер – реализует эту стратегию и решает оперативные вопросы, координирует работу Правительства. Видимо, именно такая логика вместе с кредитом доверия, выданным Ефимову, возобладали, и мы видим возврат к прежней модели управления регионом», – прокомментировал Константин Емельянов.
Особенных изменений в работе кабмина Удмуртии эксперт не ожидает. Вектор и стиль работы, заданные еще Ярославом Семеновым, будут продолжены. Основная задача Романа Ефимова на посту премьера республиканского правительства – сформировать работоспособную команду на всех уровнях управления, чтобы задачи единообразно понимались и эффективно исполнялись.
«В настоящий момент в «команде Удмуртии» уже нет руководителей высшего звена со стороны: все вице-премьеры и министры – это местные кадры. Ефимова, несмотря на то, что в Удмуртию он приехал в 2018 году, варягом назвать сложно. Его эффективность и нацеленность на работу в интересах региона продемонстрированы на деле и вселяют надежду, что работа всего кабмина региона будет выстроена также эффективно, как Ефимов решает финансовые вопросы в республике», – заключил Константин Емельянов.
«Надежды всегда на лучшее»
Политолог Александр Балицкий полагает, что Романа Ефимова выбрали по трем причинам. Во-первых, по причине высокого финансового профессионализма, подтвержденного несколькими годами работы в Удмуртии.
«Во-вторых, это то немаловажное достоинство, что Ефимов, в силу своего «прихода извне» достаточно независим от местной элиты, проблемы которой достаточное время решал Глава республики. И третье, сегодня в главном и основном преодолен кадровый дефицит на уровне министров, вице-премьеров, побуждающий Главу массово «завозить варягов» – в республике выросли квалифицированные местные кадры для этого уровня. Более того, некоторые даже шагнули на федеральный уровень», – отметил эксперт.
Схема с отменой поста премьера, по всей видимости, была вызвана неожиданным уходом Ярослава Семенова и необходимостью объединения под руководством Главы двух ключевых постов, считает Александр Балицкий. В связи с этим, спешка в подборе достойного приемника считалась нежелательной.
«Надежды всегда на лучшее. Хотелось бы увидеть взвешенные стратегические решения в сочетании с высокой требовательностью в отношении деятельности членов кабинета и их ответственность за разумность решений на всех уровнях власти, особенно в сферах образования и здравоохранения», – заключил Александр Балицкий.
«Финансист на должность премьера – нестандартный шаг»
Константин Труфанов, политтехнолог, управляющий партнер коммуникационного агентства «Первый советник», член Российской ассоциации политических консультантов считает, что выбор Романа Ефимова обоснован его высокой подготовленностью и опытом работы в правительстве. Он работает с Главой, начиная с 2018 года, и обладает глубокими знаниями в экономике и финансах, что сейчас особенно важно для повышения эффективности бюджетных расходов в связи с госдолгом и в целом непростой обстановкой в стране.
«Его опыт работы в регионе, а также личные качества и деловой стиль работы делают его лучшей кандидатурой для решения текущих задач. В отличие от кандидатов-новичков или людей из других регионов, Роман Валерьевич уже 6 лет работает в команде правительства и прекрасно понимает систему, что позволяет ему эффективно действовать «здесь и сейчас». У него отличные качества экономиста, финансиста и юриста. В общем, человек достаточно эффективный, и он на своем месте», – рассказал Константин Труфанов.
Вместе с тем, у эксперта нет ответа на вопрос, почему упразднили должность председателя правительства: «На вопрос о цели отмены поста премьера республики у меня нет ответа. Александр Владимирович также не прокомментировал эту ситуацию. Отмена должности на 7 недель, а затем ее возобновление, не имеют логического объяснения. У меня больше вопросов, чем ответов на эту тему».
Новый кабинет министров сформирован с учетом ухода двух ключевых фигур правительства республики – Абрамовой и Семенова, говорит Константин Труфанов. В назначении Татьяны Чураковой и Романа Габдрахманова он не видит какой-либо сенсации или подводных камней, и полагает, что работа будет продолжена в прежнем ключе, без значительных изменений в функциональных единицах.
«Стиль работы нового премьера, Романа Ефимова, тоже уже известен. Однако у нас министров финансов, скажем так, элиты не особо любят, потому что их работа заключается в том, чтобы оптимизировать расходы, повышать их эффективность. При этом назначение финансиста на должность премьера – нестандартный шаг. Во главе правительства Удмуртии были и строители, и аграрии, и хозяйственники, и выходцы из нефтяной отрасли, но финансистов не было никогда. Поэтому будет интересно, насколько эффективно будет работать правительство с таким новым председателем», – прокомментировал эксперт.
Вместе с тем, Константин Труфанов считает, что частые в последнее время перестановки руководящих кадров вызывают вопросы об эффективности управления. «Возможно, Ефимов, со временем, предложит более рациональную структуру правительства, учитывая сложившуюся ситуацию. Окончательное решение, конечно, будет за главой республики и депутатами».
Ожидания руководства республики от нового премьера
Кроме того, назначение Романа Ефимова на должность премьера прокомментировали Глава Удмуртии Александр Бречалов и Председатель регионального Госсовета Владимир Невоструев в ходе девятнадцатой сессии Госсовета седьмого созыва 26 ноября.
Александр Бречалов отметил, что Роману Ефимова за семь лет работы удалось централизовать и систематизировать закупочные процессы, в результате чего было сэкономлено около 20 млрд руб.
«С 2021 года Роман Валерьевич работает в должности вице-премьера, курирует финансовый блок. Под его началом команда Правительства ведет конструктивный диалог с Министерством финансов России, добивается значимых для республики решений, в том числе касающихся объема средств, поступающих из федерального бюджета», – добавил Глава республики.
Владимир Невоструев отмечает, что в регионе предпринимаются решительные меры для повышения эффективности использования бюджетных средств, и ожидается, что Роман Ефимов также будет проводить целенаправленную политику по расходованию бюджетных средств, а также особое внимание будет уделено повышению эффективности взаимодействия с подрядчиками, занимающимися строительством и ремонтом социально значимых объектов в республике.
«Важно, что еженедельно проводится анализ состояния объектов, о том, как выполняются проекты, рассказывают лично главы муниципальных образований, говорят, что сделано, что не сделано, какие есть вопросы. Такой подход, когда есть и спрос, и поддержка, дает свои результаты», – заключил Владимир Невоструев.