1 октября Глава Удмуртии Александр Бречалов подписал Указ об упразднении должности председателя правительства республики. Хотя официально об этом пока не сообщалось, но, по мнению большинства наблюдателей, руководить кабинетом министров будет непосредственно сам Глава. Эксперты рассказали телеграм-каналу Ижевский бизON, с чем связано решение отменить должность премьера, является ли оно временной мерой и как может отразиться на деятельности власти.
Напомним, в июле должность председателя правительства Удмуртии покинул Ярослав Семенов, ушедший на повышение в Москву руководить Военно-строительной компанией. После него обязанности премьера исполняла Ольга Абрамова, первый вице-премьер республики. В октябре она перешла на работу в Минсельхоз России.
«Для Бречалова это личный вызов»
Константин Труфанов, политтехнолог, управляющий партнер коммуникационного агентства «Первый советник», член Российской ассоциации политических консультантов считает, что причина упразднения должности кроется в недостатке кадровых ресурсов. За последние два месяца глава Удмуртии потерял двух наиболее эффективных членов своей команды — Ярослава Семенова и Ольгу Абрамову. Вводить нового человека со стороны, который сейчас не находится в контуре правительства, было бы сложно, поскольку необходимо погрузиться в специфику работы. Сейчас в исполнительной власти есть сильные специалисты в своих узких темах, однако, по мнению эксперта, никто из них занять должность председателя не готов. Поскольку тут нужен совершенно иной уровень знаний, опыта и связей для управления регионом.
«Также я считаю, что для Бречалова это “личный вызов”, как он сам любит говорить. Он принял достаточно мужественное решение возглавить самому правительство, лишний раз продемонстрировал, что вся ответственность в одних руках», – сказал Константин Труфанов.
По мнению эксперта, не стоит ждать, что эту должность вернут обратно. В системе госвласти так нельзя: нет подходящего человека — нет должности, есть человек — должность вернули обратно. Если она и вернется, то не скоро, возможно, уже при новом руководителе республики. Константин Труфанов считает, что Бречалов до конца своего срока полномочий будет исполнять и обязанности главы, и руководить правительством. Для него это, в том числе, хорошая возможность продемонстрировать, как он управляет регионом. Этот факт также важен для федеральных властей.
Последние 30 лет Удмуртия функционировала в системе, где Глава региона и руководитель правительства были двумя ключевыми фигурами, отмечает эксперт. И после ухода Ярослава Семенова, одного из основных столпов системы, возникают вопросы о том, как будет организована работа исполнительных органов власти.
«В должности председателя Семенов играл важную роль в поддержании функционирования всего механизма работы исполнительных органов власти, включая местное самоуправление и районные администрации. Ранее Семенов лично занимался многими вопросами, выступая в роли арбитра в спорных ситуациях. А у Главы республики, скорее, представительная функция. У Бречалова много связей как с другими регионами, так и с федеральными министерствами. Он активно работает и вне пределов Удмуртии, что также влияет на внутреннюю организацию работы. Поэтому пока трудно предположить, как будет осуществляться ежедневное управление регионом без присутствия на месте ключевого руководителя. Возможно, потребуются изменения в структуре заместителей председателя правительства или назначение нового первого заместителя», – поделился Константин Труфанов.
С точки зрения имиджа Бречалова, изменения вряд ли существенно повлияют на восприятие его в качестве главного лица республики и исполнительной власти, говорит эксперт. Для населения мало что изменится. Однако важно понять, насколько эффективно будет перестроено административное управление и кто будет проводить регулярные аппаратные совещания. Бречалову теперь придется самостоятельно погружаться в детали каждого вопроса, не имея поддержки со стороны прежнего коллеги.
Константин Труфанов также рассказал, насколько распространена подобная практика в других регионах: «В Приволжском федеральном округе ситуация 50/50: в семи субъектах есть и глава региона, и председатель правительства, а в остальных семи — только руководитель региона. Один из самых ярких примеров совмещения должностей среди наших соседей — это Дмитрий Махонин в Пермском крае, он и губернатор, и председатель правительства. Другой пример, где должности разделены, — это Татарстан. На мой взгляд, разделение больше присутствует в национальных республиках, а в унитарных регионах, как правило, губернатор возглавляет и правительство тоже».
«Оперативные вопросы будут переданы в ведение первого вице-премьера»
По мнению Константина Емельянова, политтехнолога, продюсера общественно-политических проектов, исполнительного директора Фонда «Союзники», решение об упразднении должности председателя правительства Удмуртии связано с затянувшимся процессом выбора и согласования кандидатуры на эту должность. Кандидат должен не только обладать необходимыми компетенциями и опытом, пользоваться доверием Главы Удмуртии, но и пройти все согласования.
«В нашем регионе претендентов, полностью отвечающих таким требованиям, мягко говоря, не много. Наиболее вероятным кандидатом на данный пост многие называли вице-премьера по финансам Романа Ефимова. Скорее всего, его кандидатура начала рассматриваться сразу после того, как стало известно о возможном переходе в Минсельхоз РФ Ольги Абрамовой, с июля этого года исполняющей обязанности председателя правительства региона в связи с уходом с этого поста Ярослава Семенова. Учитывая, что слухи о предстоящих карьерных изменениях Абрамовой появились почти сразу после ее назначения и.о. председателя правительства, можно предположить, что согласование Романа Ефимова на этот же пост длится уже около двух месяцев», – прокомментировал Константин Емельянов.
Естественно, что регион не может долгое время оставаться без руководителя кабмина: это провоцирует досужие рассуждения об ослабленности региональной власти. Кроме того, до сих пор не ясно, пройдет ли в итоге Ефимов все согласования, говорит эксперт. В этих условиях решение Александра Бречалова возглавить правительство региона наиболее соответствует моменту. Данная возможность предусмотрена ч.2. ст. 47 Конституции Удмуртской Республики.
Временным решение упразднить должность станет, если в ближайшие месяцы все-таки будет найдена и одобрена кандидатура на пост председателя правительства Удмуртии, считает Константин Емельянов. По его мнению, разделение обязанностей Главы региона и председателя правительства – это оптимальный вариант, поскольку, в первую очередь глава любого региона – это лицо, отвечающее за стратегическое планирование и стратегические коммуникации, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций в регион, определение внутренней политики. Председатель регионального кабмина, напротив – тактик. Он управленец, экономист, финансист – в общем, хозяйственник, отвечающий за реализацию конкретных мер по социально-экономическому развитию региона.
«Если же должность председателя правительства в Удмуртии не будет вновь восстановлена, то можно предположить, что Александр Бречалов вряд ли будет детально погружаться в вопросы, относящиеся к компетенции регионального премьера, но совершенно точно будет держать эти вопросы под личным контролем. При этом все оперативные вопросы и координация работы правительства будут переданы в ведение первого вице-премьера. Вопрос в том, станет ли им Ефимов, или кто-то другой», – сказал Константин Емельянов.
При сохранении Главой республики за собой статуса председателя правительства и поручении оперативной деятельности правительства первому заместителю председателя правительства Удмуртии принятое решение никак не отразится на имидже Главы, подчеркнул эксперт. Жителей республики волнуют не названия должностей, а качественная работа правительства региона, и если такая организационная схема будет эффективна, или, по крайней мере, не хуже предыдущей, то это всех устроит.
«И, напротив, постоянные перестановки в составе правительства, упразднение и новое введение должности председателя правительства могут отрицательно сказаться на имидже Главы Удмуртии. Это было бы нормально воспринято жителями по отношению к вновь избранному руководителю региона, выстраивающего систему органов публичной власти в регионе, но не на втором губернаторском сроке. Эффективности системе региональной власти это тоже не добавляет. Поэтому полагаю, что в текущей ситуации решение об упразднении должности председателя правительства оптимально и менять его – значит продемонстрировать слабость вертикали власти. Нужно формировать структуру правительства в рамках принятого решения», – заключил Константин Емельянов.
«Скамья запасных испытывает кадровый дефицит»
Политолог Александр Балицкий предполагает, что это временное решение Главы региона, которое связано с необходимостью подбора кандидата, соответствующего этому ключевому правительственному статусу.
«Неожиданный уход Ольги Абрамовой в Минсельхоз России и последующая отмена должности председателя правительства региона в очередной раз свидетельствуют о том, что "скамья запасных" испытывает кадровый дефицит. Это, увы, хроническое явление. Но то, что Александр Бречалов принял такое непростое решение об отмене должности, оцениваю положительно – лучше временно взять на себя и функции председателя, чем получить в этой высокой и ответственной должности недостаточно весомого премьер-министра», – прокомментировал Александр Балицкий.
Эксперт убежден, что управлять правительством нашего региона лучше всего человеку, который является профессионалом своего дела и имеет большой вес в обществе. Кроме того, кандидат должен быть близок в федеральным властям. Это решение показывает ответственность Главы, так как оно требует времени и тщательного подхода.