Новым главой Ижевска избран Олег Бекмеметьев - экс-градоначальник Глазова. Появятся ли в его команде представители северной столицы Удмуртии? Как глазовский опыт может помочь решению проблем Ижевска? И почему новый глава считает себя слишком мягким для нашего города? На эти и другие вопросы Олег Бекмеметьев ответил в эксклюзивном интервью медиагруппе «Центр» через несколько часов после своего назначения.
«Решение участвовать в конкурсе принял в аэроэкспрессе»
- Олег Николаевич, поздравляю вас с победой. Интересно, как вы приняли решение участвовать в конкурсе на пост главы Ижевска, еще будучи главой Глазова?
- Спасибо за поздравления. Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно вспомнить предысторию. Всю свою сознательную жизнь я никогда не стоял на месте. Есть такая народная мудрость: все, что не двигается, умирает. Это мое жизненное кредо. Постоянное желание двигаться вперед было воспитано во мне госкорпорацией «Росатом», которая представлена в Глазове Чепецким механическим заводом. Я отдал этому предприятию 22 года. Начинал инженером-технологом и дошел по карьерной лестнице до заместителя генерального директора по экономике и финансам.
В 2012 году решил баллотироваться в депутаты Госсовета Удмуртии, стал им, и вот тогда-то из финансовых дебрей погрузился в дебри, связанные с житейскими вопросами. Начал немного по-другому смотреть на то, чем занимался раньше.
В 2015 году стал главой Глазова. Но плох тот мэр малого города, который не мечтает стать мэром большого города. Поэтому, когда был объявлен конкурс по выбору кандидатов на пост главы Ижевска, у меня возникла мысль: а не попробовать ли?
Желание работать с командой Удмуртии появилось у меня еще в апреле 2017 года, когда мы познакомились с главой Удмуртии Александром Владимировичем Бречаловым. Затем у нас было много встреч, мы обсуждали вопросы, связанные с реализацией соглашения между Росатомом и Удмуртией. Тогда же я близко познакомился с Ярославом Владимировичем Семеновым (председателем правительства Удмуртии. – Прим. ред.). Я видел энтузиазм в глазах этих людей, стремительность, скорость мышления, высочайшие компетенции.
- Как отреагировали на ваше решение близкие?
- Вы знаете, я с ними даже не советовался. Не потому, что я эгоист, а потому, что в тот момент, когда принял решение участвовать в конкурсе, их не было рядом. Я находился в командировке. В аэроэкспрессе по пути из Домодедово размышлял, нужно ли мне это, взвешивал все за и против. Это был конец сентября, двадцатые числа.
- Что думают глазовчане о вашем выборе? Нет ли у вас чувства, что вы бросаете родной город?
- Чувства, что я бросаю город, у меня нет. Кто-то пишет в соцсетях: «Наконец-то он ушел», кто-то говорит: «Жаль». Но как поется в известной песне: «Мы не скажем вам «прощайте», до свидания!». Что бы ни происходило в моей жизни, Глазов останется со мной навсегда. Это город, в котором я родился, вырос, воспитал сына.
Что касается работы, те проекты, которые мы с командой начали реализовывать в Глазове в 2015 году, будут доведены до конца. Есть много задумок, которые нужно продолжать. В этом я буду помогать своему преемнику. Хотя, конечно, концентрация теперь на Ижевске. Иначе и быть не может.
- Когда вы переезжаете в Ижевск?
- Уже завтра я должен привезти сюда вещи первой необходимости. Со временем в Ижевск переедет моя супруга и любимый кот, которому уже 18 лет. Без крепкого тыла мне никак нельзя.
«Привезти с собой поезд коллег – не панацея»
- Олег Николаевич, как правило, новый руководитель ведет за собой команду единомышленников. Появятся ли в администрации Ижевска «ваши люди», представители Глазова? Планируете ли вы привлекать к работе конкурентов по конкурсу на пост главы Ижевска?
- Хочу вспомнить историю губернатора Красноярского края (Александр Усс. – Прим. ред.), с которым я познакомился во время учебы в Сколково. Там на его примере мы изучали успешный опыт формирования команды в одиночку. Привезти с собой целый поезд коллег, которых ценишь и которым доверяешь, можно. Но это не панацея. Поэтому первым делом, я считаю, нужно присмотреться к людям, которые здесь уже работают.
Что касается участников конкурса, естественно, я к ним приглядывался. Отметил, кто выступил наиболее ярко, у кого были хорошие идеи. Таковых, если не считать Шестакова (замглавы администрации Сарапула, вышел в финал конкурса вместе с Бекмеметьевым. – Прим. ред.), четверо. Не буду озвучивать их фамилии, пока не сделал им какого-то конкретного предложения, но их идеи показались мне полезными для города.
Я не исключаю возможность, что мне придется бросить взор на ту команду, которая уже сформировалась и доказала себя в Глазове. Не исключаю, что кому-то могут быть сделаны предложения. Но при этом я четко понимаю, что там должна быть преемственность, нужно продолжать начатые проекты. Говорить о том, что у меня есть конкретный список людей из Глазова, пока рано. Время покажет, но его у нас крайне мало.
Нас ждет время стремительных, правильных, согласованных и поддерживаемых большинством решений. Под большинством я понимаю и депутатов, и бизнес, и промышленников. Важно учитывать все максимально.
«Времени на раскачку нет»
- При написании программы вы уже успели погрузиться в проблемы Ижевска. Назовите три из них, которые требуют незамедлительного решения?
- Пункт первый - несбалансированность городского бюджета 2018 года. Времени на раскачку нет. Единственное решение для новоиспеченного главы – выстроить отношения с региональной властью таким образом, чтобы финансовая помощь Ижевску была оказана в считанные недели. Именно об этом будут мои первые переговоры с региональной властью.
Помимо дефицита бюджета в 448 миллионов рублей есть еще нехватка финансов на 579 миллионов – на оплату коммунальных услуг, зимнее содержание дорог, уличное освещение, возврат бюджетных кредитов. Итого городской казне не хватает миллиарда рублей! На самом деле все не так страшно, я не хочу сгущать краски. Ситуация поправима, но важно в будущем не допускать ее повторения.
Пункт второй – решение давно назревших проблем. Я имею в виду, прежде всего, запуск 26-го коллектора, ликвидацию очереди за путевками в детские ясли – сейчас не хватает 6 500 мест, переход школ на работу в одну смену. Если говорить о коллекторе, цена вопроса – миллиард рублей, на ясли нужно еще 6,5 миллиарда, на школы - 5,4 миллиарда. Перечислять можно бесконечно, и все в миллиардах.
- Извечный вопрос, где их взять?
- Это третья проблема. На мой взгляд, если не решить, то существенно уменьшить ее остроту можно, активнее участвуя в федеральных и региональных программах. Кроме того, городу нужно выстраивать взаимоотношения с флагманами российской экономики. С такими серьезными госкорпорациями, как «Ростех», «Роскосмос», «Росатом». Последняя не представлена в Ижевске ни одним предприятием, но я проработал в ней более 20 лет и надеюсь на взаимодействие.
Это источник дополнительного финансирования городской казны: консолидированные группы налогоплательщиков. Что это такое? Это когда все предприятия в рамках одной отраслевой корпорации объединяются и уплачивают налог на прибыль не в регион, а ответственному налогоплательщику - своей головной организации. Та, в свою очередь, консолидированную прибыль всех своих предприятий распределяет обратно в регион, но не по ставке 18%, а пропорционально стоимости основных фондов предприятия, его зарплатному фонду.
Так вот, если руководство предприятия в регионе вкладывало прибыль в развитие, наращивало среднюю зарплату своих работников, головная организация возвращает в бюджет субъекта не 18%, а больше. По такому принципу работает «Росатом»: ЧМЗ платит налоги в головную организацию, а Удмуртия благодаря заводу получает сверхплановый налог на прибыль. В итоге Глазову из бюджета республики выделяются дополнительные средства на социально-экономическое развитие. Последний пример – дороги (в этом году в Глазове по соглашению руководства Удмуртии и «Росатома» отремонтировали почти половину городских дорог, а именно 35 км. На работы было направлено 422 млн рублей. - Прим. ред.).
В Ижевск таких КГН-ов восемь. Например, «Лукойл», «Мегафон», «Транснефть». Эти предприятия сейчас работают не в том социально-ответственном режиме, в котором работает, например, ЧМЗ. С моей стороны это не критика, а руководство к действию. Я пытался навести справки, работали ли в Ижевске в этом направлении ранее, и слышал в ответ «нет» или «не знаю». Между тем это тот опыт, который нужно тиражировать.
«Для Ижевска я слишком мягкий»
- Планы у вас масштабные, а времени мало. Срок ваших полномочий на посту главы Ижевска истекает уже в 2020 году. Успеете?
- Я отдаю себе отчет в том, что времени немного. И когда я говорил о том, что решения нужно принимать молниеносно, раскачиваться некогда, я это и имел в виду. Но план решения проблем Ижевска у меня есть. Скоро он станет публичным.
Надеюсь, я найду понимание у своих коллег, которых, возможно, придется задерживать во внеурочное время и в выходные дни. Кто-то, может быть, скажет, что это не по Трудовому кодексу, но когда вы спрашивали меня о команде, я не сказал, что одним из принципов ее формирования станет та отдача, которую я увижу у каждого, та потенциальная возможность сотрудника сбрасывать со счетов что-то личное в угоду общественным интересам, интересам города. Этот момент будет одним из определяющих.
- Какой вы руководитель?
- Мой типаж руководителя – целеустремленного, постоянно развивающегося - уже сложился. Но я понимаю, что мне нужно поменяться. Для Ижевска я слишком мягкий.
- Серьезно?
- Да, мне придется подтянуть гайки самому себе и своим коллегам.
- Мне казалось, что вы, напротив, довольно жесткий руководитель. Вспомнить хотя бы историю 2017 года, когда вы уволили в Глазове руководителей сразу нескольких городских организаций. Это тогда широко обсуждалось.
- На то были объективные причины – это раз. Во-вторых, не я предал дело огласке – кадровые решения я не делаю публичными. В-третьих, для Глазова это было актуально, требовались именно такие решения. Они и вправду были жесткими. Мягкий я в другом. Я пытаюсь иногда объяснить себе, почему человек с первого захода не справился с решением задачи. Это - мягкость. Но на второй заход иногда не бывает времени.
- То есть права на ошибку у ваших коллег не будет?
- Все зависит от масштабов разрушений, которые последуют за допущенной ошибкой. Если масштабы будут таковы, что это несовместимо с… дальше догадывайтесь с чем, тогда понятно, что на вторую ошибку у человека права не будет. Если все-таки я найду в себе силы после затягивания гаек самому себе объяснить, почему человек не справился, наверное, шанс на исправление будет. Но не на следующую ошибку.
- Так исторически сложилось, что власти Ижевска не всегда могут найти общий язык с руководством Удмуртии. Как вы собираетесь выстраивать отношения с республиканской властью? На ваш взгляд, в какие вопросы она может вмешиваться, а в какие нет?
- Есть федеральные и региональные законы, в которых все четко прописано. В рамках действующего законодательства и нужно работать. Но добрым советом, помощью, поддержкой я никогда не пренебрегал. И если наши отношения с руководством Удмуртии будут складываться таким образом, буду только рад. Более того, сам приду за советом. Я человек команды. Управляя городом, в котором проживают 648 тысяч человек, я не имею права на ошибку, о которой мы с вами уже говорили. Ни на первую, ни на вторую.