В 90-е Сергей Чикуров был одним из самых известных сначала предпринимателей, затем политиков Удмуртии. Но после выборов мэра Ижевска в 2001 году, на которых ему пришлось снять свою кандидатуру, Чикуров исчез из информационного поля. В эксклюзивном интервью «Коммерсантъ-Удмуртия» он рассказал, чем занимался все эти годы и как оценивает нынешнюю политическую и экономическую ситуации в регионе. Публикуем фрагмент этого разговора.
О политике и власти
– Вы сейчас не входите ни в какие предпринимательские структуры, никак не позиционируете свои отношения с властью, хотя связи-то, безусловно, остались…
– С точки зрения бизнеса участие в таких структурах никому и ничего не дает. Ну, может, кто-то самолюбие свое удовлетворяет, чтобы находиться рядом с властью. Я никого не хочу обидеть, но тратить свое время на пустые разговоры уже не могу. Я стал с возрастом экономить энергию.
– С политической точки зрения прошедший год вообще был революционным. К управлению регионом пришла совершенно новая команда. Как вы ее оцениваете?
– Думаю, бизнесу стало немножко легче. Меньше административного давления, меньше правоохранительные органы стали «кошмарить». Потому что новая команда нацелена на бизнес. Появились проекты, связанные с инвестициями, с налоговыми льготами и так далее. Посмотрим, как это все будет работать. Что касается политической точки зрения, я думаю, что в республике зреет недовольство элиты кадровой политикой, и это рано или поздно может закончиться взрывом. Все-таки опираться нужно больше на местные кадры. И эта чехарда, постоянно какой-то врио, ио тоже людей не мотивирует.
Но я все-таки надеюсь, что результат какой-то будет. Регион у нас очень непростой, есть огромная проблема с кадрами, много нормальных людей уехали, опереться особо не на кого. Поэтому новой команде я не завидую. Думаю, они приехали на какой-то эйфории, а потом схватились за голову: господи, куда мы попали.
При этом любая региональная команда должна ведь опираться на стратегический план развития страны в целом. Если его нет, и нам не говорят, чем мы будем заниматься ближайшие 5, 10 лет, кроме добычи нефти и газа, то о чем можно говорить? Мы слышим только: «цифровые революции, цифровые революции»... Что это такое? Думаю, что темный лес для 99% населения нашей страны. Так что нет ориентиров. Кроме того, основная масса предприятий в Удмуртии федеральные. И они планируют свою жизнь, глядя на госструктуры, которым принадлежат, а не на республику. Так что все регионы работают преимущественно не на развитие, а на удержание ситуации. Как можно больше денег выбить из федерального центра, удержать бюджетную сферу и избегать политических волнений. Вот основные задачи руководителя региона.
– Как можно сломать эту ситуацию? Большие ставки сейчас делаются на привлечение инвестиций. Для вас как инвестора что важно со стороны власти?
– Можно очень банально на этот вопрос ответить. Что для бизнеса всегда важны четкие и понятные правила игры. Но на сегодня я не знаю, есть ли они, я не сталкиваюсь с властью в своей основной деятельности, мне это не надо.
Но тут есть важный момент. Понятно, что нынешняя властная команда преследует политические цели и эти цели Удмуртией не ограничиваются. Республика – лишь трамплин для карьеры. Но вопрос ведь в том, что об этот трамплин можно и споткнуться и улететь не вверх, а вниз. Поэтому здесь очень важно стать своим в республике, играть по правилам, здесь установленным. Навязать какие-то правила извне не получится. У нас такой специфический регион, что мы поглотим любого. Все получится, мне кажется, если оставить в памяти республики хороший след, а не думать только о том, что мы пришли сюда сделать себе карьеру и на этом подняться.
– Сейчас повальное увлечение криптовалютами. Многие пытаются создавать стартапы именно в этой сфере. Но не вы. Не верите в них?
– Нет. Криптовалюты меня не интересуют, потому что там, где все, меня не будет. Такой ажиотаж – это всегда пузырь. Блокчейн, да, это интересно. Это достаточно серьезная вещь, которая, я думаю, что будет менять вообще все в нашей жизни. Плюс рынок «умных» вещей, любые идеи, которые связаны с интернетом и с носимыми гаджетами. Но это глобальные тренды. А для России я вижу два очень актуальных направления: здоровый образ жизни и экология. Ни тем, ни другим мы похвастаться сейчас не можем. В них не так много компаний еще вкладывается, слишком долгий горизонт окупаемости. Но это именно то, что может принести не только удовлетворение, моральное и материальное, но и возможность что-то сделать для страны, в которой ты живешь.
Как Чикуров заработал первые большие деньги и почему называет себя «православным даосом» – читайте в полной версии интервью на сайте «Коммерсантъ-Удмуртия».