Наверняка все жители Ижевска сталкиваются с проблемой не очищенных от снега улиц. Заметнее всего это на межквартальных улицах и тротуарах. Депутаты Городской Думы Ижевска, входящие в состав комиссии по вопросам ЖКХ и развития городской инфраструктуры, собрали всех ответственных в Администрации города за уборку улиц, чтобы узнать – в чем проблема. Но чем больше возникало вопросов, тем сложнее было понять существующую структуру работы по очистке снега. В основном говорили о недостатке средств, техники и подрядчиков, согласных работать на выделенные деньги.
Слишком много снега
В начале заседания слово дали заместителю Главы Администрации города по градостроительству, благоустройству и транспорту Владимиру Нестеренко. Он согласился, что обстановка в городе напряженная. Но проблема возникла из-за двух причин: слишком много снега и недостаточно денег на очистку.
Если говорить о первой, то на сегодняшний день снежный покров составляет в среднем 51 см. И это в 2,5 раза превышает норму. К этому подрядчики были не готовы.
- Ситуация достаточно серьезная. Хорошо, что удается справляться с ней на магистральных дорогах. После уборки на магистральных дорогах переходим на межквартальные, - рассказал Нестеренко.
Но весь город сразу почистить невозможно, ведь не хватает техники. Главный исполнитель по уборке снега с улиц – муниципальное предприятие «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление», у которого в наличии только 50 единиц техники. Для увеличения их количества нужны деньги. Но не только для этого. Еще средства необходимы для того, чтобы субподрядчики начинали сотрудничать.
- Обоснованный тариф согласно ГОСТу 262 рубля, утвержден Администрацией города в 2014 году. В рамках возможных средств сейчас он составляет 42 рубля. Тариф занижен практически в 6-7 раз. Безусловно, мы эти проблемы обозначали в Правительстве Удмуртии, и поручение от Председателя - подготовить расчеты по обновлению и увеличению парка техники и подготовить экономически обоснованные расчеты по содержанию улично-дорожной сети и вывозу снега с центральной части города, - рассказал зам Главы Администрации. - Мы все эти материалы сейчас готовим, чтобы в межбюджете эти деньги предусмотреть с Правительством, чтобы были дополнительные средства на содержание. Эти договоренности были обговорены 27 декабря, расчеты подготовим в течение нескольких дней.
Мало того, денег нет даже на то, чтобы вывозить скопившиеся горы снега из города. Ведь только для центральных улиц нужны 50 млн рублей, которые не предусмотрели в контрактах.
Вопросы остались открытыми
Сразу же депутата Сергея Сурнина удивил тот факт, что сначала чистят центральные улицы, а потом уже межквартальные. При том, что первыми занимается только ДРЭУ, а вторыми – его субподрядчики. Нестеренко это объяснил тем, что в контракте есть и те, и другие улицы. А также возникла проблема во взаимодействии с мелкими предприятиями, которые качественно не выполняют работу и которым своевременно Администрация не оплачивает работы.
- Мы боремся с такими предприятиями. Если они не выполняют работу, то не подписывается акт приемки работ и им не выплачиваются деньги, - прокомментировал зам Главы.
На что возник еще один вопрос от депутата Дмитрия Кулишова: подавала ли Администрация иски в суд на недобросовестных подрядчиков. Ведь если учесть, как они работают, то это уже они должны деньги Администрации, а не она им. Ответ оказался прост: за некачественную работу город может снять максимум 6% от общей суммы…
Тротуары без будущего
Тема очистки тротуаров осталась самой непонятной и нераскрытой. После вопросов депутатов и ответов Администрации сложилось впечатление, что о них думают в последнюю очередь.
А эта тема поднялась вот почему. После того, как депутаты узнали о максимальном штрафе к подрядчикам в объеме 6%, возникло предположение, что подрядчик может вообще тротуарами не заниматься, ведь санкции за это все равно невысокие. А судя по сегодняшнему их состоянию, снега на них не меньше 40 см.
- Тротуары тоже являются частью улично-дорожной сети, которые обязаны быть почищены после снегопада. Сначала чистятся магистральные дороги, обеспечивается движение общественного транспорта. Но какие-то дороги может вообще не чистить, - ответил начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации Ижевска Сергей Кабанов.
Мысль продолжил Нестеренко, он сослался на то, что тариф в контрактах в 7 раз ниже обоснованного.
- Но это вас не освобождает от ответственности и исполнения полномочий, которые на вас возложены. Вы не забывайте, вы за это зарплату получаете, - не сдержался Дмитрий Кулишов.
С этим согласился зам Главы, но снова перешел на тему недостатка финансирования.
Нужно следить за работой техники
В самом разгаре обсуждений слово взял директор ДРЭУ Андрей Трубицин. Он рассказал об основных принципах работы, какими документами они руководствуются, сколько существует техники и сколько надо. Также Трубицин поделился маршрутами, по которым ездит снегоочистительная техника в первую очередь.
- Движение начинается от Карла Либкнехта, после этого Ленина, Удмуртская. Затем машины разделяются и идут по другим улицам в центре (например, Майская, М. Горького). После этого начинается очистка пешеходных переходов и остановок, привлеченные отряды работают ночью по вывозу снега и очистке тротуаров, которые не успели. Буду честным, не успеваем, нет тракторов, нет людей, - прокомментировал директор ДРЭУ.
Работа всей техники контролируется через Интернет, так как на всех машинах установлены система ГЛОНАСС. Эти данные доступны Главе Ижевска Юрию Тюрину, Владимиру Нестеренко и сотрудникам технического надзора.
Владимир Нестеренко согласился. Он и сам обращал внимание на эту технику, но потом узнал, что она принадлежит не ДРЭУ, а двигается на коммерческий объект для выполнения контракта.
Неприятная статистика
Начальник отдела ГИБДД по городу Ижевску Владимир Черных рассказал о контроле за очисткой ижевских улиц. Уже возбудили 5 административных дел в отношении Администрации Ижевска. Из-за неудовлетворительного состояния дорог за 2016 год произошло 184 ДТП, в которых погибло 8 человек и пострадали 210 человек.
- Я бы назвал ситуацию в городе критической. Отделом ГИБДД ежедневно составляются административные протоколы на должностных лиц, ответственных за содержание дорог, - рассказал Черных. - По государственному стандарту, который регламентирует уборку дорог от снега, четко регламентирует 6 часов с момента окончания снегопада. Последний снегопад закончился несколько дней назад, тем не менее, мы видим снежные валы близ остановочных пунктов с высоту остановок. Практически на всех улицах наблюдается значительное сужение проезжей части.
Заседание комиссии закончилось тем, что депутаты признали состояние дорог в Ижевске неудовлетворительным и поручили Администрации города составить план по улучшению сложившейся ситуации.
Мнения участников
- Конечно, все это в совокупности приводит к тому, что город после снегопада просто тонет в снегу, люди по колено в сугробах.Я за то, чтобы дисциплинарные меры применялись самого жесточайшего характера за такие расчеты, - продолжает Кулишов.
- У нас будет сформирован план предложений, который мы направим до 15 января 2017 года. Я думаю, мы совместно с Правительством республики придем с результатом. В этом году штрафов направлено 467 в адрес Администрации, это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Но у нас снижение объема оплаты на 1 млн рублей. Это говорит о том, что мы более оперативно стали реагировать на предписания ГИБДД, - добавил Нестеренко.