В сентябре будет принято решение о сокращении количества депутатов Госсовета Удмуртии. Возможно, вместо 90 депутатов в республиканском парламенте останется 60 народных избранников.
Такой формат работы может начать действовать после избрания нового созыва в 2017 году, но решение нужно уже принять осенью. Несмотря на то, что закон позволяет сокращать количество депутатов (не менее 35 депутатов и не более 90, – Прим. ред.), дискуссия на эту тему идет. Кто-то выступает за, а кто-то против. Портал IZHLIFE изучил аргументы сторон на состоятельность.
Сокращать, чтобы экономить?
Цитата председателя Госсовета Удмуртии Владимира Невоструева:
«Наверное, есть резон немножко оптимизировать, потому что я посмотрел и по другим территориям. Есть регионы с территорией, как у Удмуртии, но депутатов там меньше. Но пока я не готов ответить, какое именно количество депутатов будет. Мы сегодня работаем в таком составе, какой есть, еще полтора года. Время есть на раздумье»
Проверка
Следует сразу же сказать, что зарплату из бюджета Удмуртии получают лишь 10 депутатов, которые работают в парламенте на постоянной основе (в Самарской области 30 депутатов из 50 работают на постоянной основе, – Прим. ред.). Это сам председатель, два его заместителя, шесть председателей постоянных комиссии и один депутат Геннадий Зарубежнов. Остальные народные избранники живут на деньги, которые получают на своем основном месте работы. Это может быть бизнес или крупное промышленное предприятие. Как угодно.
Сколько останется депутатов на постоянной основе после сокращения, неизвестно. Но маловероятно, что их количество будет увеличено. Скорее, наоборот. Но изменения будут незначительными. Ну а пока самой крупной статьей расходов на депутатов на постоянной основе является зарплата. Согласно декларации о доходах депутатов, в 2015 году на эти цели было потрачено около 20 млн рублей. Эти деньги вряд ли сильно помогут бюджету Удмуртии, дефицит которого равняется 4,3 млрд рублей. Поэтому аргумент о сокращении расходов выглядит неубедительно.
Не сокращать, чтобы избиратель имел возможность прийти к депутату?
Цитата руководителя фракции партии КПРФ в Госсовете Удмуртии Владимира Чепкасова:
« [Сокращение депутатов] ухудшит взаимосвязь депутатов с избирателями. Уже сейчас депутат Госсовета представляет в целом 25 тысяч избирателей. Если количество депутатов будет сокращено до 50, то фактически депутат будет представлять 30-35 тысяч человек. Это примерно три района Удмуртской Республики. Избирателю фактически будет невозможно до депутата достучаться»
Проверка
Очевидно, что вывод«на одного депутата – 30-35 тысяч избирателей» делается на основе простых арифметических действий. Но эта математика неприменима к жизни, так как депутат работает со значительно меньшим числом человек.
Наиболее популярный способ взаимодействия с депутатом – это личный прием. В отчете о деятельности Госсовета Удмуртии за 2015 год сказано, что, например, в общественные приемные депутатов фракций партии ЛДПР с письменным заявлением обратились 245 человек. Получается, за рабочую неделю депутаты фракции принимали около 5 человек. Не самая большая нагрузка.
Вывод
Обе позиции, озвученные сторонниками и противниками, выглядят несостоятельно. Поэтому можно сделать вывод, что истинные причины лежат на глубине и скрыты от глаза наблюдателя. Есть мнение, что сокращение проводится с целью сделать парламент с 60 депутатами более удобным для контроля. По словам того же Чепкасова, такое количество народных избранников легче избрать с помощью административного ресурса. Противники же сокращения, возможно, не только опасаются не попасть в Госсовет, так мандатов будет меньше, но и хотят, чтобы Госсовет сохранил свою относительную самостоятельность в принятии решений.