Top.Mail.Ru
2 декабря 2021 18:58
Политика

Анастасия Власова: после болезни сына я обещала помогать людям при любой возможности

Председатель Общественной палаты Ижевска рассказала о личных мотивах для общественной работы, почему не пошла в следующий созыв и о новой должности

Анастасия Власова возглавила городскую Общественную палату (ОП) три года назад. За это время палата превратилась из во многом декоративной структуры в реально действующую организацию. Масштабные городские проекты, признание со стороны власти и НКО, высокий конкурс на места в следующем созыве палаты – все это говорит о ее возросшем влиянии. В интервью IZHLIFE Анастасия Сергеевна рассказала, сложно ли было этого добиться и почему ее не будет в следующем созыве ОП. 

– Управляя крупнейшим региональным медиахолдингом, три года назад вы решили пойти еще и в Общественную палату Ижевска. С чем было связано решение взять на себя общественную нагрузку?

– В медиа ты так или иначе постоянно сталкиваешься с человеческими историями – есть, конечно, и счастливые, но больше трагических. И в какой-то момент понимаешь, что все, – это предел. Ты больше не можешь читать про муки больного ребенка или страдания бабушки в доме престарелых, ты должен что-то делать, потому что нельзя с этим мириться. Так появлялись благотворительные проекты, которых мы запустили достаточно много. У нас и внутренний девиз был в медиагруппе, который мы у «Нашего радио» позаимствовали, – «Мы помогаем людям». Для всех наших медиа обратная связь со своей аудиторией была и остается одним из приоритетов. 

Но, занимаясь благотворительностью постоянно, в какой-то момент осознаешь, что многие проблемы, с которыми ты борешься, – типовые. И решать их нужно на уровне системы. Поэтому, когда появилась возможность перейти от развития отдельных проектов на уровень выше и помогать благотворительной и социальной сфере уже в масштабах всего города, я согласилась, практически не раздумывая. 

Принципом «Мы помогаем людям» Анастасия Власова руководствовалась еще до того, как возглавила Общественную палату

Я никогда не рассказывала об этом публично, но к тому времени, так сложилось, у меня появился и очень сильный личный мотив пойти по этому пути. За год до Общественной палаты у меня серьезно заболел старший сын. И наша семья столкнулась со всеми «прелестями» системы здравоохранения.

Я не знаю, как описать отчаяние родителей, когда у них на руках ребенок между жизнью и смертью. Когда счет идет на часы, и ты чудом получаешь перед Новым годом заветную квоту в московскую клинику имени Бурденко. А там говорят: «Праздники же, приезжайте после 10 января». И ты не знаешь, что делать, куда бежать, кого и какими богами заклинать, какую дверь разбить лбом… За тот страшный год я встретила много людей, столкнувшихся с подобными проблемами. А ведь это была одна из ведущих клиник в стране. Что тогда происходит в обычных больницах?.. 

И с проведенной операцией этот кошмар не заканчивается. Реабилитацией, например, занимается один-единственный врач на все детское отделение. Ставит сложных детей на ноги за 2–3 дня. Но вот она уходит в отпуск, и все – смотреть за детьми некому, вам не повезло...

Когда вернулись в Удмуртию – тут вообще ничего нет, никакого послеоперационного обслуживания. Тебя никто не ведет, никому ты не нужен. Вытаскивай ребенка, как хочешь, это ваши проблемы. К счастью, все же находятся врачи, которые не бросают своих пациентов. Но их очень мало, искать и договариваться приходится самому.

Этот шок сильно перевернул мои представления о мире. Когда у тебя забирают ребенка на 8-часовую операцию, и ты не знаешь, увидишь ли его прежним, да и увидишь ли вообще, – это рвет все твои старые ценности в клочья. И ты уже не можешь жить как раньше. У меня появилась какая-то внутренняя сила, и стало абсолютно не страшно заходить в любой кабинет, просить, умолять, требовать, доказывать… Потому что, когда на весах здоровье и жизнь, просто откидываешь все эти условности и стеснения и готов на все, чтобы помочь. Когда жизнь сына оказалась вне опасности, я пообещала себе, что буду использовать любую возможность, чтобы помогать тем, кто в этом нуждается. 

Важно понимать, что в некоммерческих организациях (НКО) очень много людей, которые прошли через такие личные ситуации. Они испытали эту боль, и она тоже заставила их что-то менять. Поэтому там много людей идейных, искренних и бескорыстных. Они идут напролом, и сворачивать им уже некуда. Этим они мне очень близки. С ними непросто работать, они очень упертые и бескомпромиссные, но во многих случаях именно они – единственная надежда что-то изменить. 

«В НКО очень много людей идейных, искренних и бескорыстных»

– В каком состоянии была Общественная палата, когда вы стали председателем?

– Честно скажу, я тогда вообще не понимала, как работает эта структура, и никогда с ней до этого не сталкивалась. Стала спрашивать, мне ответили: «Ну 4 заседания в год проведете, да и хватит». А я начала изучать документы и довольно быстро поняла, что это мощный ресурс по разработке и реализации городских проектов. Но для начала его нужно было запустить. Никаких дел мне никто не передавал, пришлось все выстраивать с нуля. Наверное, это и хорошо. Потому что у палаты был негативный шлейф, связанный с тем, что бывший председатель и ее зам стали фигурантами уголовных дел. И одной из моих первоначальных задач было избавиться от недоверия к этой структуре, улучшить ее репутацию. 

Текущий состав Общественной палаты Ижевска был избран в конце 2018 года

Вскоре после формирования ОП мы провели стратегическую сессию. Пригласили власть, общественников и бизнес, чтобы понять и учесть их запросы. Обсудили проблемы, которые нужно решать. Так родилась концепция палаты как независимой коммуникационной площадки для обсуждения наиболее актуальных городских вопросов. Где все заинтересованные стороны могли бы высказать свои мнения и выработать единый подход. Также определили важнейшие задачи для ОП: чтобы нам начали доверять люди, власти стали с нами считаться и чтобы результаты нашей работы были видны. Я старалась пообщаться с каждым членом палаты и понять – что привело этого человека к общественной работе? Что заставляет его жертвовать своим временем, отнимать его у родных и близких?  

Когда началась реальная работа, стало очевидно, что далеко не все члены палаты к ней готовы. Проблема ведь не просто в том, что кто-то не приходит на заседания и даже трубку иногда не берет. Он при этом занимает место, на котором другой, более мотивированный человек мог бы показывать отличные результаты. Поэтому я кого-то прямо просила – если не можешь, уступи другим. И люди, поняв, что палата – это не просто заседания, а достаточно напряженная работа, относились к этому с пониманием. 

История нынешнего созыва Общественной палаты началась со стратегической сессии

– Многие считают, что в общественной работе нет смысла, потому что государственную систему не изменить. И рано или поздно развитие любого проекта упирается именно в это…

– Да, с системой ты сталкиваешься практически во всех вопросах. Меня многие до сих пор убеждают, что изменить ее невозможно. Но наш опыт говорит об обратном. Изменить можно все, если есть сила воли, терпение, энергия, упорство, и, конечно, время, чтобы во всем разобраться. 

Самый показательный пример – наш проект «Честные продукты – детям». Существовавшая система закупок продуктов для детских садов была выстроена вроде бы для благой цели – оптимизировать бюджетные затраты. Но по факту это приводило к закупке самых дешевых и некачественных продуктов. Мы когда начинали проверки в детских садах, думали, – ну проверим на всякий, мало ли что. А фальсификата оказалось 30 (!) процентов. И этим дерьмом маленьких детей годами кормили! Но зато формально все в рамках закона. «Тут ничего не изменить», – разводили руками чиновники. 

В большинстве случаев, к сожалению, этим все и заканчивается. Общественники обозначают проблему и отходят в сторону. Сейчас такой подход не работает. Мало показать проблему – надо профессионально в ней разобраться, найти решение да еще и обосновать, доказать, что оно рабочее. А еще нужно найти соратников, готовых помочь.

По этому проекту мы нашли их в лице Союза потребителей Удмуртии, Россельхознадзора и регионального Центра закупок. Огромное им спасибо за помощь и сотрудничество! Совместными усилиями мы придумали новую схему проведения торгов – не аукцион с ценой «на понижение», а конкурс с ограниченным участием, при котором важно подтвердить качество продукции. Для производителей теперь есть дополнительные условия – наличие сертификатов, дипломов и грамот. Кроме того, поставщиков обязали предоставлять вместе с продукцией актуальные результаты лабораторных исследований. Другим важным изменением стало то, что теперь руководители дошкольных учреждений могут в одностороннем порядке расторгнуть договор с поставщиком, если есть сомнения в качестве продуктов питания. В результате по итогам наших проверок в 2021 г. не выявлено ни одного нарушения. Более того, по подсчетам руководителя Центра закупок УР Романа Ефимова, за 2 года новая система позволила не только выбирать качественные продукты и отсеивать недобросовестных поставщиков, но и сэкономить почти полмиллиарда рублей бюджетных средств.

Также Общественная палата города активно участвовала в проверках объектов, где проводились работы в рамках проекта «Большой ремонт»

– Правда ли, что по некоторым проектам на членов ОП оказывалось давление?

– Да. По тем же «Честным продуктам» медиагруппа «Центр», которая информационно поддерживала проект, год судилась с одним из недобросовестных поставщиков. Подавать в суд на муниципалитет он почему-то не рискнул. И я считаю, это был метод давления на меня как председателя Общественной палаты и куратора этого проекта. В итоге суд мы выиграли.

Угрозы членам палаты также поступали, когда мы завернули один из крупных конкурсов для образовательных учреждений с недоработанным техзаданием и непродуманной системой отбора подрядчиков. Вообще, практически все случаи давления были связаны со школами и детскими садами. Вероятно, это самые «хлебные» места.   

Домашние и друзья то и дело спрашивают – зачем тебе это надо? Ради чего ты рискуешь? Да я и сама себе частенько такой вопрос задаю. Но меня разрывает от бардака и равнодушия. Что-то начинаешь делать, ругаешь себя за то, что ввязалась, но отказаться уже не можешь. Зато, когда получается, это дает много энергии двигаться дальше. 

Более подробно об итогах работы Общественной палаты VI состава и ее проектах читайте на сайте palata.izh.ru

– Какие еще проекты палаты вы считаете наиболее значимыми?

– Конечно, «Обычный герой» – наш конкурс проектов НКО. Они часто остаются незамеченными, и задача конкурса показать их всем – людям, бизнесу, власти. Поэтому в финале в конкурсной комиссии всегда участвуют Глава города Олег Бекмеметьев и руководитель администрации Главы региона Сергей Смирнов, а также предприниматели – меценаты. Важно, чтобы они увидели финалистов, познакомились с их проектами. После этого общественникам гораздо легче работать с властью и бизнесом и рассчитывать на какую-то помощь. 

Еще один очень перспективный проект – «Зеленый код». Его цель – совместно с учеными выработать для Ижевска единый кодекс по содержанию и обновлению зеленых насаждений. Это очень объемная и сложная работа, которая пока в самом начале. 

Велось и активное обсуждение дальнейшей судьбы Генеральского дома, в котором сейчас располагается Музей Ижевска

Но что меня больше всего удивляет при запуске проектов – это реакция определенной части пользователей соцсетей. Что бы ты ни делал, какую бы пользу городу это не приносило – обязательно найдется несколько «диванных аналитиков», которые начнут мешать с грязью и саму идею, и тех, кто ее реализует. Тот же «Обычный герой» – мы вкладываем в него много своих ресурсов, плюс я лично хожу по спонсорам, ищу деньги на гранты, договариваюсь о поддержке значимых проектов. Да и систему отбора мы стараемся сделать максимально прозрачной. А в соцсетях начинается – «кто это такие, почему им деньги дают, да вы неправильно выбираете»… Причем вот же ссылки на все проекты – зайди, прочитай, прежде чем поливать. Поначалу был период, когда я очень остро реагировала на весь этот ничем не обоснованный негатив. Удивлялась, что люди, которые сами пальцем не пошевелят, мешают с грязью все наши инициативы. Но потом научилась это отпускать, поняла мудрость старой пословицы: собаки лают, караван идет. Нельзя отвлекаться на озлобленных людей, тратить на этот негатив эмоции и энергию. В их глазах чем больше ты делаешь – тем больше виноват. Мне даже жаль становится этих негативщиков, чем-то хочется им помочь. Пишешь иногда: да придите, помогите, если все знаете, нам так рук не хватает! Никто не пришел. Зато иногда они приходят на прием с личными проблемами – и когда они не в соцсетях, а лицом к лицу с тобой, оказывается, что это скромнейшие и милейшие люди. 

– Как вы оцениваете отношение к общественникам и их проектам со стороны власти?

– Если брать региональное руководство, то с Главой Удмуртии мы общались не так много. Все-таки ижевская палата – это муниципальный уровень. Но в самом начале у нас был небольшой разговор, и Александр Владимирович как опытный общественник дал мне несколько ценных советов. И, конечно, он готов помогать в каких-то сложных ситуациях. Я очень ему благодарна за 27-ю школу. Она по каким-то причинам не попала ни в список «Большого ремонта», ни в списки на капитальный ремонт, хотя его в здании не проводилось более 80 лет. Куски штукатурки с фасада уже падали на пешеходные дорожки, по которым школьники ходят. Крыша протекала. Решить вопрос на местном уровне не удалось, и я обратилась к Главе Удмуртии во время выездного совещания в Глазове. Не успела вернуться в Ижевск, как проблема уже начала решаться. В считанные дни по зданию была собрана вся документация, и вскоре начался ремонт фасада и крыши. Меня тогда очень поразила скорость работы команды Бречалова. Муниципалитетам здесь есть чему поучиться.

Члены ОП на практике проверяли, насколько доступен город для людей с ограниченными возможностями

На муниципальном же уровне, считаю, мы выстроили достаточно эффективную схему сотрудничества с Главой города. С Олегом Николаевичем мы встречаемся практически еженедельно и обсуждаем весь список накопившихся вопросов. К наиболее проблемным он подключается, и именно благодаря его личному участию их удается двигать. Так было, например, с началом работ по Центральной площади. ОП совместно со многими организациями составила огромный список доработок, чтобы сделать площадь более доступной средой для людей с ограниченными возможностями. Были выделены деньги на первый этап, а работы… стоят. У нас, к сожалению, даже наличие финансирования еще не означает, что все будет сделано. Нужно контролировать процесс вплоть до сдачи объекта. После подключения Олега Николаевича процесс сдвинулся с мертвой точки, теперь ждем завершения работ, чтобы проверить результат. 

Все эти три года Общественная палата города плотно сотрудничала с Главой Ижевска

Вообще не самую популярную вещь, наверное, сейчас скажу, но, работая в палате, я изменила свое отношение к чиновникам. Раньше относилась к ним во всем предвзято, не видела между ними особой разницы. Но три года работы показали мне, что на той стороне работают очень разные люди. И среди них немало и тех, кто реально впахивает и неравнодушен к тому, что делает. Таких очень много, например, в соцподдержке, культуре. И я очень благодарна им за сотрудничество.

Невозможно отрицать, что за последние годы город меняется в лучшую сторону, особенно в том, что касается общественных пространств. При этом чиновники получают много негатива, а вот «спасибо» – практически никогда. С таким давлением со стороны очень сложно не разочароваться и не выгореть. 

Общественная палата выстроила конструктивное сотрудничество с городскими властями

– Как в палате была выстроена работа с обращениями самих горожан?

– Один из основных источников обращений сейчас – соцсети. Пишут и днем и ночью в личные сообщения. Эти обращения мы тоже оформляем как официальные. Также мы постоянно проводили личные приемы председателя палаты и руководителей комиссий. Любой мой личный прием – это 5–6 обращений. Схема их рассмотрения одинаковая – сначала разобраться в проблеме, посмотреть всю документацию, законодательство и т.д., проконсультироваться со специалистами, затем писать обращения во все профильные инстанции и дальше действовать по обстоятельствам. 

Из недавних обращений запомнилась история с детской площадкой. У жителей новостройки возникла проблема с участком под площадку. Полгода они получали одни отписки, никаких вариантов решения чиновники им не предложили. Когда ОП подключилась к этой ситуации, мы обратились к Главе города, и в итоге жителям предоставили муниципальный участок для размещения объектов благоустройства.

К сожалению, такой позитивный результат удается получить далеко не всегда. И я очень переживаю за наши проекты, как они будут развиваться с новым созывом. Поэтому перед завершением работы мы собрали основной костяк палаты и провели мозгоштурм. Обсудили, что получилось, что нет, и обязательно передадим этот опыт нашим преемникам. Нам всем дороги и важны эти три года, и мы очень хотим сохранить все полезное и наработанное.

Среди членов палаты особо бы отметила Александра Бадицу. Мы и раньше с ним пересекались, но тут он открылся для меня как активный и вовлеченный общественник. Также особая благодарность Алексею Ткаченко, Наталье Машинниковой, Людмиле Исаченко, Ирине Пушиной, Владимиру Старцеву, Татьяне Сухих, Максиму Сафронову. Да и остальным членам палаты я также искренне благодарна за работу и неравнодушие. И отдельное спасибо Елене Банниковой как секретарю ОП. 

Общественная палата Ижевска при поддержке медиагруппы «Центр» запустила проект «Открытая власть» на радио «Комсомольская правда – Ижевск»

– Почему вы решили не идти в следующий созыв?

– Во-первых, в экономике сложная ситуация и нужно сконцентрироваться на развитии и поддержке бизнеса. Тем более у медиагруппы «Центр» очень большие и амбициозные планы на ближайшие годы. Во-вторых, общественная деятельность забирала очень много не только моего времени, но и ресурсов моей команды. Вопреки тому, что опять же пишут в соцсетях, на ОП не выделяется ни копейки бюджетных денег. Это полностью бесплатная, по сути волонтерская деятельность. И чтобы палата была работоспособной, приходилось серьезно нагружать свою команду. Спасибо всем, кто участвовал и был вовлечен в непростую общественную работу. 

Я также очень признательна своей семье – мужу и родителям. В моей ситуации хронической загрузки с раннего утра и до позднего вечера, а зачастую и в выходные, я всегда могу рассчитывать на их помощь и поддержку.   

Наконец, в-третьих, должна быть сменяемость руководства. Должны приходить люди с новыми мыслями и планами, нужно давать им возможность их реализовать. Считаю, что мы честно и эффективно отработали свой срок. Да, не все запланированное получилось, но мы приобрели огромный опыт ведения общественных проектов и взаимодействия с властью. И, конечно, я не собираюсь его закапывать – наоборот, планирую использовать и развивать, просто уже в другом качестве. 

В дальнейшем Анастасия Власова планирует сотрудничать с НКО в новом качестве

Мне поступило предложение от Главы Ижевска стать его советником по общественным инициативам и коммуникациям. Поэтому по-прежнему на общественных началах буду плотно работать с палатой и НКО, помогать им в коммуникациях с властью. Также в качестве советника буду курировать развитие нескольких важных для города проектов. Если представится возможность использовать свой опыт и по другим направлениям – тоже буду рассматривать варианты. Одно могу сказать однозначно – точно не буду в стороне от социальной и общественной повестки.