Городскую администрацию ждет серьезное сокращение штатов. По планам количество чиновников сократится почти на треть — до 647 человек. А число подразделений уменьшится с 28 до 23. Сэкономленные деньги муниципальные власти планируют пустить на благоустройство и другие нужды Ижевска. Подробнее об этом Олег Бекмеметьев рассказал в интервью директору медиагруппы «Центр» и руководителю Общественной палаты города Анастасии Власовой.
— Олег Николаевич, на предстоящей сессии Гордумы вынесен вопрос о значительном сокращении подразделений городской администрации с 28 до 23. Какие из них будут сокращены и кому передадут их функции?
— Сокращения будут в основном во вспомогательных структурах. Управление бухгалтерского учета и отчетности, управление документационного обеспечения, организационное управление, управление информатизации и хозяйственный отдел - всего пять подразделений. Если у нас на сегодня 28 структурных подразделений, то по результатам принятия решений городской думы их может стать 23. Начинали с 41.
— Как связана административная реформа, о которой мы слышим уже не первый год, с проектом «Эффективный муниципалитет», который стартовал в Ижевске? До его запуска что-то мешало эту реформу проводить?
— Основная задача проекта «Эффективный муниципалитет», помимо эффективного управления городом, - это быстрая реакция на пожелания горожан и их проблемы, нахождение путей решения этих проблем. Словом, обратная связь. И если мы не создаем в результате своей деятельности благо для горожан, не решаем их проблемы, то такую работу можно считать непроизводительной. Поэтому, говоря об эффективном муниципалитете, мы в первую очередь имеем в виду создание ценностей для горожан и борьбу с потерями времени и ресурсов.
Административная реформа — часть проекта «Эффективный муниципалитет». И она подразумевает исключение дублирования функций, их централизацию. Особенно если это дублирование вело к увеличению численности сотрудников разных подразделений. Например, у нас есть городская и районные администрации. И на уровне города, и на уровне района представлены специалисты в сферах ЖКХ, благоустройства, переданных полномочий по линии министерства социальной политики и т.д. Эта разрозненность – децентрализованность – приводит к тому, что на уровне района целых три человека выполняют обязанности в сфере ЖКХ и благоустройства. Но точно такой же функционал есть и в центральной администрации города. И эти три человека в районе точно не загружены 24/7.Так вот задача реформы - перераспределить функционал таким образом, чтобы максимально эффективно и продуктивно загрузить рабочее время сотрудников, максимально использовать компетенции этих людей для реализации тех же задач меньшими силами.
Зачастую административную реформу связывают с сокращением численности, и это справедливо. Если посмотреть на администрацию Ижевска трехгодичной давности, то на 1 января 2018 года в ней работало 1264 человека. На 1 января 2021 года — уже 913. Снижение существенное. Но сегодняшняя ситуация серьезно отличается от 2018 г. Сейчас основная задача - оптимизировать процессы и сконцентрировать в городской администрации только тот персонал, который выполняет функции муниципальной службы. При уменьшении количества сотрудников объем наших обязанностей не просто остается прежним, за последние три года он даже увеличился.
— В качестве одной из целей программы «Эффективный муниципалитет» обозначена численность администрации Ижевска в 647 человек. Это означает сокращение штата еще почти на 30%. Как появилась эта цифра? Достаточно ли будет такого количества людей, чтобы справиться с управлением городом?
— Цифра 647 родилась на основе проведенного с нашим участием мониторинга структуры и численности муниципальных органов власти других городов, сопоставимых с Ижевском. Мы изучили Оренбург, Пермь, Казань, Ульяновск, Самару, Саратов, Пензу, Челябинск. Сопоставляли, сколько переданных полномочий у каждого муниципалитета из региона, какое количество вспомогательных структурных подразделений, сколько муниципальных служащих и т. д. Также вывели коэффициент численности сотрудников администрации на 1000 жителей (без учета переданных полномочий). Например, если брать город Ижевск, у нас на 1000 жителей 1,09 сотрудников администрации. Если взять соседние города: Пермь - 1,5, Оренбург — 1,45, Казань — 1,24, Самара - 1,7. Нас обогнали только Чебоксары, у них 0,79 на 1000 жителей. Но снижение численности здесь не самоцель. Есть очень мудрая фраза: «Стать лучше самих себя». И в этом смысле главная задача — не потерять управляемость в погоне за красивыми цифрами.
— Сколько руководителей и линейных сотрудников планируется сократить в этом году?
— В 2021 году 53 штатные единицы попадут под чистое сокращение, а 123 - будут либо централизованы, либо переведены на инсорсинг. Таким образом, мы выйдем на ту штатную численность, которую себе поставили как целевую.
— В какую сумму оценивается стоимость проекта и какой экономический эффект вы от него ожидаете? Если взять все бюджетные расходы на администрацию города, как они изменятся в этом году?
— Говорить лучше о накопленном итоге. Каждый год он добавляется, потому что дополнительные мероприятия реализуются. Начиная с конца 2018 года, накопленный кумулятивный эффект в 2021 году составил 111 млн рублей. А с учетом подведомственных учреждений - уже 183,5 млн рублей.
Кстати, сэкономленные средства направляются на самые необходимые нужды. На них уже делали ремонт тротуаров, направляли на обеспечение безопасности пешеходных переходов у детских садов и школ. Делали щебенение дорог в частном секторе, ограждения вдоль дорог, ремонт образовательных учреждений не в рамках «Большого ремонта», а там, где мы ремонтировали дополнительные классы. По некоторым национальным проектам мы на сэкономленные средства сделали проектно-сметную документацию, чтобы заявиться на федеральное финансирование.
— В связи с реформой планируете ли вы кадровое обновление и ротации в своей команде?
— Кадровые обновления уже происходят и будут продолжаться. Могу два примера привести. Вакантную должность заместителя главы по экономике и инвестициям не так давно занял Дмитрий Загребин. Также мы трудоустроили одного из участников конкурса на главу Ижевска Евгения Леонова из завьяловской администрации. На конкурсе увидели его, что называется «в деле» и пригласили на должность начальника управления экономики и инвестиций.
— В какой степени реформа заденет районы города?
— Если говорить про кадры, то из пяти глав районов трое уже поменялись. А что касается трансформации районов и их администраций, то здесь, наверное, если не революция, то достаточно серьезные преобразования. Из 50 штатных единиц в каждом районе мы предполагаем сократить более половины. Причем это не должно привести к ухудшению качества и удлинению сроков исполнения муниципальных услуг. Здесь у нас получается два ключевых направления. Первое — мы забираем весь функционал с районных администраций и централизуем его в администрации города. И второе - на уровне районов оставляем только функции контакт-центра. Они призваны обеспечить максимальное привлечение горожан для реализации их гражданских инициатив, сопровождение этих инициатив от замысла до полной реализации. Это центры для выявления проблем и их решения. И это некий коворкинг, призванный вовлечь активных горожан в деятельность. Например, есть активисты «BERSHA CITY» (Берша Сити). И такие же есть в Ленинском районе, в Восточном поселке. Мы готовы привлекать активных горожан к совместной работе, в результате которой будут генерироваться идеи и проекты. К примеру, по проекту «Инициативное бюджетирование» мы начинали с 8 проектов, сейчас их 26, и уже 56 заявок рассматриваем на 2021 год.
— Контакт-центр — это что такое, сколько там человек будут работать?
— В нашем видении порядка 20 человек в одном районе, и вся эта команда будет работать с активными горожанами. Это интернет-приемные, прямые контакты, телефонные звонки, отработка мобильных приложений, событийные мероприятия, то есть, все, что касается активной жизни внутри самого района.
— А полномочия у них какие будут? Что они имеют право делать? Например, срубить дерево?
— Насчет срубить дерево, и сейчас у этих администраций нет таких полномочий, и понятно, что эти компетенции будут сосредоточены в центральной администрации. Задача контакт-центра как режима одного окна, — получив предложения горожан, правильно их маршрутизировать, получить обратную связь и довести до тех, кто делал запрос. И здесь придется многому еще учить людей. В первую очередь, не тонким познаниям в области ЖКХ, социальной политики или благоустройства, а именно вопросам коммуницирования. Среди многих жалоб я сталкиваюсь с тем, что специалисты, грамотные в сфере ЖКХ, отталкивают горожан грубой формой общения, и об этом люди пишут.
— А когда вы говорите, что мы заберем из районных администраций тех или иных специалистов, что это имеется ввиду? Они физически переедут в администрацию города? И вообще останутся в районах города здания или планируете их расселить и продать?
— И то, и другое. Часть людей переедет, часть останутся. В самих администрациях возможно высвобождение площадей и мы сейчас над этим работаем. Рассчитываем, что эти площади будут использованы для контакт-центров. Также их можно сдавать в аренду.
— Вы собираетесь оставить эти здания в муниципальной собственности?
— Не факт. Когда будет принято окончательное решение о такой трансформации, а это случится в этом году, мы поймем, сколько у нас людей перемещаются на Пушкинскую, 276, а сколько остается, допустим, на Песочной. Тогда будет понятно, какие площади высвобождаются. Какие-то можно будет продать, какие-то оставить для коворкингов и контакт-центров.
— У некоторых российских муниципалитетов есть опыт передачи разных технических функций - клининг, автопарк и т. д. — на аутсорсинг. Рассматриваете ли вы такие возможности с учетом того, что такая масштабная реформа у вас идет.
— Есть уже даже реализованные такие проекты, например, тот же клининг.
— Устраивает?
— Чертыхаемся кое-где, есть проблемы. Не стану этого скрывать. И приходится, конечно, кое-где в ручном режиме управлять подрядчиком, который на аутсорсинг функцию взял. Но это все равно приводит к определенному эффекту, позволяет больше сконцентрироваться на основных процессах. Интересный пример - проект «муниципальное такси». Мы планируем пока 25% автопарка оптимизировать, заменить свои машины на такси и получить финансовый эффект порядка 7 млн рублей. Сейчас пилотный проект уже работает, ездит 4 машины. Мы посчитали затраты на один километр с бензином, водителем, обслуживанием. Получилось, что сумма для такси на 1 километр — 15 рублей, а с собственным автопарком — 30. Вот и вся экономика.
— Планируется ли запуск городских онлайн-платформ - по примеру «Активного гражданина» в Москве? И почему предыдущие инициативы, например, умные остановки, оказались не совсем удачными?
— Я не считаю пример с умными остановками неудачным. Они гармонично вписались в центр города. Но, к сожалению, не весь их функционал оказался востребованным. Более того, многие горожане повели себя не совсем адекватно - с первых же дней начали крушить и громить. На самом деле мы не сделали одну важную вещь — не посоветовались с горожанами, что же ими будет востребовано. В первую очередь не зарядные устройства, и отнюдь не тачпад, который позволяет быстро информацию получить. Важно с комфортом укрыться от ветра и дождя, и важно, чтобы это было безопасно с помощью видеонаблюдения. И сейчас именно в таком разрезе мы рассматриваем новые остановочные комплексы. Чтобы со временем провести конкурс по замене старых торгово-остановочных комплексов. Так что это тоже опыт, и назвать его неудачным я не могу.
Что касается цифрового наполнения остановок, это не востребовано. И, наверное, многие вещи на сегодняшний день горожане рассматривают только с позиции «а надо мне это или нет». Поэтому с внедрением цифровых платформ мы тоже решили не бежать «впереди паровоза». На госуслугах по поручению президента России создана платформа обратной связи «Решаем вместе». Ее планируется внедрять во всех регионах. Поэтому, может, даже и хорошо, что мы не стали торопиться с внедрением другой системы.
Но и свои наработки у нас есть. Это, например, единая служба 072. На ее основе мы разрабатываем цифровой продукт по системе одного окна, но не только для ЖКХ, а для всей городской проблематики. Этот продукт у нас уже готов к тестовой эксплуатации, в апреле планируем запуск. Мы говорили о том, что неплохо бы нам сделать чаты с управляющими компаниями, голосования для многоквартирных домов. Будем тестировать и дорабатывать.