Top.Mail.Ru
7 июля 2011 08:43
Знай наших!

Руководитель детского хора «Удмуртия» Татьяна Сычёва: «Медведи никогда не наступают людям на ухо»

Татьяна Сычёва уже 40 с лишним лет руководит детским хором «Удмуртия». Поет и сама – в ансамбле «Душа». 6 июля Татьяна Рюриковна отметила юбилей. <фото>

Татьяна Сычёва: «Мой секрет прост: я отношусь к ученикам как к собственным детям!»
Татьяна Сычёва: «Мой секрет прост: я отношусь к ученикам как к собственным детям!»

Татьяна Сычёва уже 40 с лишним лет руководит детским хором «Удмуртия». Поет и сама – в ансамбле «Душа». 6 июля Татьяна Рюриковна отметила юбилей. Воспользовавшись этим хорошим поводом, мы поговорили об учениках-министрах, о том, можно ли научить петь того, кому медведь на ухо наступил, и престижно ли сейчас учиться в музыкальных школах Ижевска.

Одна запись в трудовой

- Татьяна Рюриковна, в вашей трудовой книжке всего одна запись…

- За свою жизнь я поменяла двух мужей, сейчас у меня третий, а школе искусств № 5 остаюсь верна всю жизнь. Так и езжу уже 40 с лишним лет на работу из центра в Строитель. Хотя предложения перебраться в школы поближе поступали не раз.

- Когда я была школьницей, в музыкальной школе учились сразу шесть ребят из нашего класса. Сейчас «музыкалка» – это престижно?

- В последние два-три года родители начали осознавать, что в детей нужно инвестировать, стали активнее приводить их к нам. Предыдущие 15-20 лет никому ни до чего не было дела. Сейчас, слава Богу, ижевчане понимают, что детям нужно дать хорошее образование. Когда ребенок играет на инструменте, поет в хоре, у него работают сразу два полушария головного мозга, он развивается гармонически правильно. Конечно, не все станут музыкантами, но музыкальное образование нужно, прежде всего, для общего развития. Оно помогает развивать эмоциональную сторону ребенка. Человек, который не может сострадать, радоваться восхищаться, наслаждаться, для меня инвалид. А музыка может помочь ему «выздороветь».

 

 

- Нужно ли заставлять ребенка учиться в музыкальной школе?

- Заставлять - нельзя, а вот направлять – нужно, поскольку маленький человек еще не может определить, что ему нужно в жизни. И тут самое главное – ребенку должно повезти с педагогом. Только в этом случае он будет идти на занятия с радостью.

- А Вы какой педагог?

- Я отношусь к ученикам, как к собственным детям. Мы говорим с ними обо всем на свете. И я вижу, что они дорожат общением со мной. Моя цель не научить детей петь, а воспитать гармонично развитую личность. Я для них, как мать. Бывает, ругаю, но они знают, что я их люблю, и не обижаются, потому что на мать обижаться нельзя. Со многими учениками до сих пор поддерживаю отношения, хотя некоторым уже перевалило за 50.

 

 

- Один из ваших учеников - нынешний министр культуры Удмуртии Дмитрий Иванов…

- Да, он не раз говорил в своих интервью, что считает меня своим учителям. Хотя на самом деле я его не учила. Сразу после окончания музучилища Дима работал концертмейстером в хоре «Удмуртия». Он замечательный музыкант.

- Кем еще из своих воспитанников Вы гордитесь?

- Очень многими. Но если говорить о тех, кто связал свою жизнь с музыкой, то это солистка камерного муниципального хора Зухра Кусаедова и его хормейстер Ольга Слободчикова, солисты театра оперы и балета Удмуртии Дмитрий Шиврин и Ольга Лебедева. Это педагог школы искусств № 2 Ижевска, композитор Айгуль Касимова. Это Мария Пахарь, которую взяла к себе на учебу сама Галина Вишневская. Сейчас Маша работает в Москве в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

 

 

- А если сравнивать нынешних учеников с теми, которым вы преподавали в 70-80-90-е годы, они разные? Не секрет, что современных подростков часто обвиняют в том, что на уме у них один компьютер.

- Дети всегда остаются детьми. Меняемся, скорее, мы, взрослые. Это у нас постоянно какие-то проблемы, мелочные заботы. Поэтому, каким растет ребенок, что ему в этой жизни интересно, во многом зависит от того, какие люди его окружают.

 

 

Не люблю играть в обезьянки

- Татьяна Рюриковна, уроки музыки есть и в общеобразовательной школе, но там, в большинстве случаев, это второстепенный предмет. Хорошо поешь – «пятерка», медведь на ухо наступил – «четверка».

- Выражение «медведь на ухо наступил» - бредовое! Слух есть у всех, если ты, конечно, не глухонемой. Слух можно и нужно развивать. И мы в нашей школе это делаем. В моей практике немало примеров, когда «гудошники», так мы называем детей, у которых нет координации между слухом и голосом, начинали петь, да как!

- Вы принимаете в свою школу и таких детей?

- Мы принимаем всех, кто к нам приходит. К сожалению, в некоторых школах искусств ребенка могут не взять, если он не очень чисто поет. А мы принимаем и астматиков, и детей, у которых отсутствует чувство ритма. Этот недостаток с трудом, но тоже поддается развитию.

 

 

- Не раз слышала, как поют ваши воспитанники на хоровом соборе. Никогда бы не подумала, что это самые обычные дети…

- Меня часто спрашивают, где я беру таких талантливых детей. И каждый раз я отвечаю, что это самые обычные школьники, живущие в Ленинском районе. Секрет нашего успеха - в титаническом труде всего коллектива школы и в уникальной методике Дмитрия Огороднова, которую мы применяем. Ее особенность в том, что педагог, в первую очередь, должен сам стать человеком и только потом добиваться чего-то от детей. А у нас все хотят быстрого результата, поэтому зачастую работают, как Бог на душу положит. В итоге дети поют так же, как хормейстер. Если он визгливо, значит, и хор поет визгливо, по-пионерски. Дети просто копируют преподавателя. Я могу с закрытыми глазами определить, какой ижевский хор поет, потому что хормейстера слышно громче всех. А я с детьми не пою, потому что у меня очень низкий голос. Да и вообще не люблю играть в «обезьянки»: я спела - дети повторили.

 

 

- А что пел хор «Удмуртия» в разные годы? Влиял ли на репертуар политический режим?

- Я всегда старалась избегать политических и духовных песен. И те, и другие в исполнении детей, на мой взгляд, звучат нелепо. У меня все в порядке в отношениях с церковью, и наш хор пел в Свято-Михайловском соборе. Но духовной музыке место в храме, а не в Доме культуры. Что касается музыки эпохи СССР, то, конечно, сейчас песни о Ленине, комсомоле и БАМе, кажутся смешными, потому что историю того периода опошлили. Но ведь есть огромный музыкальный пласт, который остается нетленным по сей день! Песни Чичкова, Пахмутовой поют и сейчас… В репертуаре хора «Удмуртия» все эти годы были только песни о вечном – Родине, природе, вере, надежде и любви. Есть песни, которые я разучиваю со всеми составами хора на протяжении 40 с лишним лет. Меня как-то в этом даже упрекнули, но это «золотой фонд» хорового искусства, который дети должны знать.

 

 

- Хор «Удмуртия» - лауреат всероссийских конкурсов, участник международных хоровых фестивалей. Вы выступали на лучших сценах Москвы. А в Ижевске хороших площадок достаточно?

- Театр оперы и балета, Национальный театр, театр имени Короленко – всё. Больше в Ижевске нет хороших залов. Дай Бог, восстановят ДК «Ижмаш». В нем в свое время была лучшая акустика в городе. Мы выступали там в честь 25-летия хора «Удмуртия».

- А если сравнивать уровень культуры Удмуртии с другими регионами, как Вы его оцениваете?

- За всю культуру сказать не могу, но что касается хорового искусства, оно у нас не дремлет. Иначе мы бы не проводили в этом году уже в 14-й раз большой хоровой собор у храма Александра Невского в Ижевске.

- Татьяна Рюриковна, в 2000 году международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» наградил вас медалью «За милосердие». За что, как вы думаете?

Я сама долго не могла понять, за что мне выпала такая честь. Потом, ерничая, говорила, что медали меня удостоили за то, что я никогда никому ни в чем не отказываю. И главное - никогда ни у кого ничего не прошу. Так и живу.

 


 

ДОСЬЕ

Татьяна Рюриковна Сычёва

 

Родилась 6 июля 1951 года в Сарапуле.

Окончила Ижевское республиканское музыкальное училище.

С 1970 года работает в детской школе искусств № 5 Ижевска. С 1997 года - ее директор.

Руководитель детского хора «Удмуртия».

Участница ансамбля «Душа».

Заслуженный работник культуры России и Удмуртии.

Награждена медалью «За милосердие» международного благотворительного фонда «Меценаты столетия».

 

БЛИЦ

Самый памятный подарок на день рождения?

В 2001 году ансамбль «Душа» стал лауреатом Грушинского фестиваля. Объявили об этом 6 июля. В этот день я праздновала юбилей.

Прочтите последнее SMS...

СМС-ками меня закидывает муж. Володя всего год на пенсии. А так с 1994 года, когда мы поженились, он, как студент, уезжал на неделю в Воткинск, где руководил школой искусств имени Чайковского. И вот по пути на работу или, возвращаясь на выходные в Ижевск, он писал мне смс-ки. За эти годы их набралось столько, что Володя выпустил самиздатовскую книжку под названием «Неполное собрание смс-сообщений любимой женщине». Вот лишь одно из его посланий:

«О, жара, жара, жара,

Ты с ума меня свела.

Но сильнее той жары

Чары Танечкины».