Top.Mail.Ru
19 июля 2012 09:53
Город

История города: когда в Ижевск привезли теплоходы, отключали свет и останавливали трамваи

Газета «Центр» узнала, как устроен городской водный транспорт и нашла интересные факты из истории речных трамвайчиков.

К. Ившин, из архива работников ижевской пристани
К. Ившин, из архива работников ижевской пристани

«Наши теплоходы еще 20 лет работать будут»

Сейчас с ижевской пристани ходят три теплохода. Это «Москва-117», ее привезли в наш город в 1982 году, «Москва-181» - она появилась в 1987 году. Самый маленький и самый старенький теплоход «М-221». Он в Ижевске с 1972 года. А до этого с 1956 года работал в Перми.

«Все теплоходы перед началом навигации ежегодно проходят проверку. Специалисты «Российского речного регистра», «Ространснадзора», «Роспотребнадзора» обследуют судно, его корпус, люки, спасательные средства. Без их заключения теплоходы не выходят в рейс. А каждые пять лет теплоходы подвергают более тщательной проверке. Капитаны говорят - теплоходы «Москва-117» и «Москва-181» еще лет 20 работать будут»

 

 

 

 

После крушения «Булгарии», транспортная прокуратура провела внеплановую проверку. Результат: состояние ижевских судов - на хорошем уровне.

- Ситуация с теплоходами в нашем городе благополучная. Раньше проверка, как правило, проходила один раз за период навигации. После ЧП с «Булгарией» - каждый месяц, - рассказывает Ксения Лаптева, старший помощник прокурора. - Зато не так давно нарушение нашли в компании «Порт Камбарка». У сотрудника, ответственного за безопасную эксплуатацию судна, был просроченный диплом. С марта этого года, по правилам, документ нужно подтверждать каждые 5 лет, у него же диплом оставался неподтвержденным с 1976 года. Предприятие не успело оформить нужные бумаги - было оштрафовано на 30 тысяч рублей.

Существенное нарушение выявили в речном порту в Сарапуле.

- В мае 2011 года сотрудники Российского речного регистра осмотрели судно ПТ-125, которое принадлежит речному порту в Сарапуле, - рассказывает Ксения Вячеславовна.- Тогда вынесли решение, что судно можно пускать в рейс. Но после трагедии с «Булгарией» на судне провели повторную незапланированную проверку и «внезапно» обнаружили, что корпус его сильно изношен. Его не пустили в рейс, транспортная прокуратура потребовала капитально отремонтировать судно. Сейчас нужные работы произведены и «пэтэжка» допущена к работе.

А что если крушение?

Теплоходы «Москва-181» и «Москва-117» могут перевозить максимум 450 пассажиров. «М-221» - 99 пассажиров. Однако спасателей нет ни на одном из судов.

- По правилам их и не должно быть. Функцию спасателей выполняют два матроса, которые во время рейса находятся на борту, - объясняет Ксения Лаптева, старший помощник удмуртского транспортного прокурора.

Если человек оказывается за бортом, или не дай бог, дно судна дает трещину (хотя такого за историю ижевской пристани еще ни разу не было), капитан вызывает поисково-спасательную службу.

- Спасателям о ЧП на судне сообщают по обычному мобильному телефону. Как только они узнают о происшествии, садятся на катер и едут к теплоходу. Время реагирования - 5 минут, - сообщила Светлана Осокина, главный специалист «Поисково-спасательной службы Ижевска».

На самом теплоходе о ЧП сообщают по громкой связи, а также оповещают ударами в судовой колокол (рынду).


 

Персона


Ижевский капитан Виталий Ложкин:

«Люблю, когда поднимается ветер и шторм»

Один из самых опытных капитанов на пристани в Ижевске - Виталий Ложкин. С 1973 года он управлял теплоходом «М-221», а с 1992 года - «Москвой-117». Как рассказывает сам Виталий Васильевич, в судоходство пошел по стопам отца.

- Папа работал военным капитаном. Всегда говорил: «Сын мой тоже будет капитаном». Так и вышло, - говорит Виталий Ложкин. -А воду я люблю с детства. Вот и получилось, что сначала управлял бумажными корабликами, а со временем и опытом встал за штурвал настоящих.

Первый рейс ижевского капитана состоялся 40 лет назад. Он начинал плавать на Каме еще на колесных пароходах.

- Мой назывался «Ураган», были еще «Ползунов», «Вихрь», «Кулибин», - рассказывает Виталий Ложкин.

Что нравится в профессии? Прежде чем ответить на этот вопрос, капитан призадумывается.

- Я люблю, когда поднимается ветер и шторм. Это надо выдержать. Сразу чувствуешь себя настойчивым и бойким, - улыбаясь, говорит Виталий Васильевич.

Каждый день Виталий Ложкин совершает 3 рейса, раньше, в советские времена, - по 6-7.

- Даже не сосчитать, сколько их было за всю жизнь. Каждый рейс не похож на другой. Есть сложные погодные условия, когда дует сильный ветер, а необходимо плавно причалить - это не так просто, длина теплохода - 38 метров! Бывает, пассажиры или безбилетники за борт сами прыгают. Иной раз вокруг начинают на гидроциклах гонять, удаль показывают молодецкую, красуются - такую волну создают! Все эти ситуации не должны беспокоить пассажиров.

В 2009 году Виталий Ложкин получил от Президента России государственную награду «За спасение погибавших».

- Девушка сидела на верхней палубе, видимо, ей стало плохо, и она упала в воду. Мы сразу развернулись. Сбросили ей спасательный круг, подняли на борт, сделали искусственное дыхание. Матросы действовали под моим управлением. А на теплоходе, как, оказалось, были сотрудники МЧС. Они и походатайствовали о награждении, - вспоминает капитан.

Много лет проработав в судоходстве, Виталий Ложкин говорит, что люди на воде трудятся особенные.

- Люди на пристани мягче. Вода как-то успокаивает человека, - делится наблюдениями капитан.

Капитан столько людей перевез за годы своей работы, что его даже на улицах и в общественном транспорте узнают и здороваются. А сам Виталий Ложкин рад, что живет в Ижевске.

- Раньше на набережной одни кустарники были. А сейчас она расцвела – вон сколько всего настроили!

Ну и ну!

  • На теплоходе принимали роды… Случилось это в 1970-х годах. Во время рейса у пассажирки начались схватки. Врача на борту не было, поэтому принимать роды пришлось другой пассажирке - директору «Машиностроительного лицея №8». Роды прошли успешно, а на берегу маму и малыша встречала «скорая».
  • Во время урагана теплоход чуть не унесло на плотину. Летом 1987 году поднялся ураган - волны достигали высоты 2-3 метров. С бортов сорвало ведра, круги. К счастью, на теплоходе было всего несколько человек, из них никто не пострадал. Благодаря мастерству капитана, судно осталось целым. Однако теплоход могло выбросить на берег или на плотину, которая тогда бы разрушилась.
  • На ижевской пристани не хватает сотрудников. Наш город что называется «беспортовый», поэтому капитанов и матросов для работы у нас ищут «днем с огнем».

Кстати

На наших теплоходах, как и на серьезных морских судах, есть рында - корабельный колокол. Во времена парусного флота в рынду били каждые полчаса для обозначения времени. Также, ударом в колокол извещали о пожарной тревоге на судне и при тумане. Сейчас рынду используют при ЧП.

История в фотографиях

В 1982 году в Ижевск привезли теплоход «Москва-117». Своим ходом он дошел до Сарапула. Затем его везли по автодороге в Ижевск через Гольяны.

А потом по Ижевску. В нескольких районах города отключали электричество и на пути машины, которая везла судно, поднимали провода - теплоход оказался очень высоким, даже притом, что рубку с него на время перевозки сняли. Трамваи и троллейбусы не ходили несколько часов.

В 1983-1990 годах пристань находилась со стороны Летнего сада. На месте причала тогда началось строительство Южной набережной, поэтому остановку теплоходов перенесли. У Летнего сада пристань была оборудована временно. Как говорят капитаны ижевских речных трамвайчиков - глубина там не очень удобная для подхода теплохода (всего 1,5-2 метра, а на нынешней пристани - 4 метра), да и плотина находится рядом, что тоже небезопасно.