Дмитрий Ашихмин создает завораживающие бело-черные картины и скульптуры в стиле киберпанка. Образы для его работ идут еще из детства, где не было творческого окружения. IZHLIFE узнал у Дмитрия о его пути становления как художника.
Волшебная скрижаль
Как бы банально это ни звучало, но рисовать Дмитрий начал с детства. При этом художник рос в среде, где не было никакого окружения из мира искусства.
«В моем роду не было художников или скульпторов, по крайней мере таких, кто занимался бы этим на протяжении жизни. Да, были те, в ком был потенциал, но он не реализовался. У меня нет художественного образования и уже не будет. У меня не было учителей или кумиров. Мне было сложно и непонятно, как и что делать, куда идти. Мне, собственно, и сейчас не особо понятно и не известно, куда приведет меня мой путь и что я создам. В этом, наверное, и есть моя особенность», – делится художник.
К тому, чем Дмитрий занимается сейчас, он пришел еще в детстве, только на более простом уровне, но с гораздо большей степенью погружения при помощи воображения. С годами, говорит художник, росли его навыки, но сила воображения в целом ослабевала.
«Я не изучал стилистику, просто делал так, как хочется и как получается. Со временем я выработал свой почерк, который проявляется во всем, что я делаю. Стиль как часть жизни, как продолжение моего Я».
Воображение, говорит художник, – волшебная скрижаль. Сейчас он может переформулировать уже увиденное и изобразить это в своем стиле. Однако больше Дмитрию нравится импровизация и создание чего-то спонтанного.
«Кто-то говорит, что это подключение к потоку и трансляция. А я просто вижу воображением, и часто изображение или скульптура рождаются в процессе, словно сами собой. Руки как будто знают наперед, что делать. А мне остается наблюдать за этим и содействовать».
«Сам мир дает мне в руки то, из чего я должен творить»
Практически всегда Дмитрий занимался творчеством в условиях дефицита ресурсов или времени. Это научило художника видеть нестандартные подходы и решения.
«Можно сказать, что, скорее, сама жизнь меня к этому подтолкнула, дала мне те ресурсы, которые были нужны, хотя они были изначально не очевидны».
Дмитрий рассказывает, что он даже представить себе не может, что такое вдохновение и было ли оно у него когда-нибудь.
«Если не идет, я не делаю, занимаюсь каким-то другим видом творчества. Или нужно отвлечься от всего, сменить обстановку. По поводу чувств и эмоций – в целом ничего я не испытываю по этому поводу. Говорят, аппетит приходит во время еды, тут так же. Вообще тема с вдохновением мне не совсем подходит. Мною больше движет интерес как к процессу, так и к результату».
Дмитрий признается: когда чувствуется выгорание в одной области, он переключается на другое направление в творчестве.
«Такой метод позволяет всегда быть в творческом тонусе. А если совсем дела плохи, просто жду, пока пройдет. Занимаюсь обычными бытовыми делами или «работой на дядю».
Сейчас творчество занимает большую часть жизни Дмитрия. Еще художник любит бывать на природе в одиночестве.
«Для меня творчество – обычное дело, часть моей жизни, хотя, конечно, является чем-то достаточно личным, если даже не интимным».
Протоформа
Уже несколько лет Дмитрий занимается реализацией проекта «Протоформа», где изображает черно-белые панорамы.
«Это мой самый осмысленный проект, который я все глубже понимаю с каждой его экспозицией и по мере добавления в него новых полотен. Почему он выглядит именно так, история достаточно долгая. Если кратко, то цветовое решение белым по черному – это наоборот, нежели черным по белому, как это происходит обычно. Форма картин такая, потому что так можно создать более глубокую перспективу и некоторые оптические эффекты. А о смыслах я рассказываю уже на самой выставке».
Больше всего Дмитрию из его творческой практики запомнилась картина, которая была создана за один вечер.
«По сути, это была просто разлитая краска на старой оконной раме, некая абстракция. Краска как-то необычно растрескалась при высыхании. С обратной стороны рамы я сделал подсветку, что привело к появлению эффекта некого движения или ряби. Самое интересное, что это видел не только я, а все, кому показывал. Увы, этот эффект мне так и не удалось повторить до сих пор».
Недавно в Ижевске проходила выставка «Энергия материи», на которой была представлена скульптура Дмитрия. Это тоже его идея из детства, которую он пронес через года, и она приобрела более качественный уровень.
«Жизнь мне сама дала ресурсы. Для этого лет 10 назад жизнь и напомнила об этом, а я просто не стал противиться. Так, впрочем, со всеми другими проектами – сам мир дает мне в руки то, из чего я должен творить».