Top.Mail.Ru
20 декабря 2023 12:00
Знай наших!

Создатель мультсериалов на 2х2: «Тыкать общество в болевые точки – важнейшая задача искусства»

Евгений Огнев рассказал о задаче своих  персонажей


Евгений Огнев – шоураннер мультсериалов на телеканале 2х2. Евгений родился в Ижевске и стал успешным создателем мультфильмов, среди которых – «Нигдегород и его окрестности» и «Колдуй отсюда». Мы поговорили с Евгением и узнали, как он и его команда попали на популярный телеканал 2х2, чем занимаются режиссеры мультфильмов и какие проблемы возникают при создании мультсериалов.

Случайно попали на крутой телеканал 2х2

Однажды случайным образом мультфильм Евгения и его команды заметили на популярном телеканале 2х2. Сейчас Евгений создал уже два мультпроекта для телеканала. Среди них – «Нигдегород» и «Колдуй отсюда». В процессе создания находится новый проект.

«О, столько лет прошло, а я до сих пор не верю, что мы туда попали. К тому моменту Максим Конышев (арт-директор «Нигдегорода» и «Колдуй отсюда») в одиночку за полгода нарисовал первую серию «Нигдегорода» по моему сценарию. Это было для нас вроде хобби и проверки своих сил – сможем ли мы довести это до конца? Смогли!» – делится Евгений.

2023-12-19_13-51-56.jpg
Фото: скриншот из мультсериала на 2х2

Тогда команда проекта выложила серию на YouTube и получила положительные отзывы от зрителей.

«Помимо прочего я рассылал серию в тематические группы в ВК, в том числе, отправил в предложку группы канала 2х2. Они связались со мной и сказали, что серию выложить в группе не могут (потому что группа была 16+, а пилотная серия «Нигдегорода» – чистейшей воды 18+), но серия им понравилась, и они передали ее продюсерам канала».

В тот же день с Евгением связался на тот момент генеральный директор телеканала Денис Всесвятский и предложил сотрудничать.

«Поскольку тогда мы были парнями с улицы, а не серьезным продакшном, нам помогли в общем-то во всем: составили бюджет, нашли команду художников и аниматоров, даже со студиями звукозаписи связали. То есть канал не просто оплатил нам создание продукта, но сделал все, чтобы у нас были необходимые инструменты для его создания – ну не крутые ли ребята?!»

1e9a5f0a54f9166f379fced60cf2381a.jpg
Фото: телеканал 2х2

Чем занимается режиссер анимации

Евгений хоть и режиссирует мультсериалы, но делает это не в одиночку, а с целой командой.

«Я в первую очередь шоураннер наших проектов. Это такая смесь креативного и исполнительного продюсера шоу. То есть моя изначальная задача – придумать идею мультсериала, его героев, основные конфликты и темы. Все это можно в сумме назвать сценарной заявкой».

Создавать свои мультфильмы Евгений начинает с героя, в которого влюбляется. А потом ломает ему жизнь каким-нибудь увлекательным способом.

«Иногда или сам герой, или изменения в его жизни получаются не слишком интересными – такая идея идет в утиль. А иногда получается что-то цепляющее, что заставляет людей, которым ты рассказал идею, спрашивать: «Ого, и что дальше?» В целом же любая идея для мультсериала берется из жизни. Развод родителей Новичка (главного героя «Нигдегорода»), его переезд с матерью в другое место – я в общем-то сам пережил такую историю. Ты берешь темы, которые тебя волнуют, и превращаешь их в события жизни своих героев, а дальше смотришь, как они будут в этом выживать, какие поступки совершать и какие выводы делать».

wsukHYEX3uA (1).jpg
Фото: соцсети Евгения Огнева

После сценария совместно с художниками и аниматорами Евгений и его коллеги разрабатывают визуальный стиль проекта.

«В анимации огромное количество направлений и стилей – от ультрареализма до весьма абстрактных. Мы должны найти то, что, с одной стороны, подойдет проекту, а с другой, – окажется выполнимо с точки зрения трудовых, временных и финансовых затрат».

Наконец, когда имеется сценарная заявка с визуальным стилем проекта, задача Евгения – продать его платформе, будь это телеканал или стриминговый сервис. Когда его купят, необходимо организовать работу – собрать команду.

«Мне повезло найти отличных супервайзеров – это Андрей Плотников и Юра Кочуров. Они занимаются подбором художников и аниматоров, возглавляют их работу – то есть предварительно отсматривают все, что они рисуют и анимируют. Так что я в большей степени могу сосредоточиться на творческих задачах, а не рутинных».

2023-12-20_08-54-50.jpg
Фото: скриншот из мультсериала "Нигдегород и его окрестности" на 2х2

Также Евгений отбирает актеров для озвучивания и в дальнейшем всегда присутствует на записях как звукорежиссер – объясняет контексты, помогает найти верную интонацию, ищет композитора и сценаристов.

«Я все еще сам люблю расписывать сценарии и диалоги, но мне нужен минимум один (а в новом нашем проекте их еще больше) напарник-сценарист, с которым я мог бы «разминать» историю. Мы накидываем интересные события, которые могли бы случиться с персонажами, темы, которые они могут затронуть».

Когда команда находит то, что им нравится в качестве «темы серии», они занимаются поиском интересных взглядов героев и сюжетных поворотов.

«В конце концов, мы формируем «эпизодник» – описание серии сцена за сценой. Несколько раз обсуждаем его, ищем слабые места, и когда кажется, что история крепкая, а слабых сцен в ней нет, я сажусь за диалоги. Когда сценарий написан, мы с Юрой Кочуровым, Андреем Плотниковым и нашими лучшими аниматорами занимаемся раскадровкой, и вот это уже чистейшей воды режиссура. Мы создаем как бы комикс с ключевыми кадрами. Это очень похоже на режиссуру в кино. Наша задача: выстроить мизансцену – кто и где в кадре, чем займется, как будет себя вести. Мы «заставляем» наших «актеров в кадре» показать ту или иную эмоцию в зависимости от контекста сцены и диалогов».

Обычно к моменту, когда серия раскадрована, для нее уже записаны голоса актеров, поэтому раскадровка превращается в еще более подробный аниматик – так называется видео со множеством ключевых и промежуточных кадров.

«На основе аниматика художники могут рисовать необходимые фоны. Моя задача – дать краткое описание места действия, чтобы они понимали, что рисовать, и потом я уже смотрю, что у них получается. Опять же Андрей с Юрой тут на себя забирают львиную долю рутины, отсматривая все заранее, и очевидный брак до меня не доходит. Когда есть фоны и аниматик, аниматоры уже могут заниматься своей работой, а мы переходим к следующей серии».2023-12-20_08-51-10.jpg

Фото: скриншот из мульсериала «Нигдегород и его окрестности» на 2х2

Сколько создается одна серия мультфильма?

На самом деле, говорит Евгений Огнев, все очень сильно зависит от проекта.

«Мультфильм «Нигдегород» вполне можно сделать и за две недели, а для «Колдуй отсюда» мы взяли месяц на серию и ошиблись – нам этого времени очень сильно не хватило».

Для кого эти мультфильмы?

Портрет своего «типичного зрителя» Евгений не берется охарактеризовать, ведь положительные фидбеки команда получала не только от подростков. Их хвалили даже взрослые, состоявшиеся люди.

«Молодые мамы иногда пишут, что с удовольствием смотрят наши шоу со своими детьми. Я думаю, всех их объединяет некоторая «насмотренность» – у нас много отсылок на поп-культуру, фантастику, а в случае с «Колдуй отсюда» – на мифы разных народов мира».

В целом Евгений работает в триаде жанров – приключения, драма, комедия – и старается придумывать увлекательные сюжеты, внутри которых персонажи могут взглянуть на себя или общество по-новому.

«При этом я сдабриваю все юмором, чтобы не получалось слишком постно или нравоучительно».

F_vJfb3-dHg.jpg
Фото: соцсети Евгения Огнева

Неоднозначные героини

Любой хороший персонаж, говорит Евгений, с одной стороны, узнаваем, а с другой, – достаточно свеж, чтобы за ним было интересно наблюдать.

«Я стараюсь делать и то, и другое – зритель должен ассоциировать себя с героем, но при этом у персонажа должны быть черты и акценты, благодаря которым он выделяется из условной «серой массы».

2023-12-20_08-31-47.jpg
Фото: скриншот из мультика

Однажды в своей статье Евгений написал так: «Мне нравится писать сильные, умные, но при этом неоднозначные женские персонажи». Мы узнали у него, почему.

«Не то чтобы я делал это в контру сегодняшней повестке, но мне не очень нравится такая современная тенденция: если в свежем фильме или сериале в кадре женщина, то она – типичный набор всех положительных черт. Она и умная, и смелая, и сильная, и является носительницей наиточнейшего морального компаса. Вспомните хотя бы «Капитана Марвел». Это очень отдает боевиками 80-х или 90-х, где такими были главные герои-мужчины, но прикол в том, что времена те ушли, и сегодня персонажи мужчин создают более глубокими и неоднозначными. А вот с женщинами как будто застряли в прошлом».

На таких героинь, говорит Евгений, не особо интересно смотреть, и дело не в их половой принадлежности, а в том, что воспринимаются они как картон, а не как живые люди.

«Я люблю, когда у героини есть яркое, но не обязательно исключительно положительное прошлое. Мне нравится, когда она попадает в зону серой морали и не на автомате принимает высоконравственное решение, а борется с собственным эгоизмом. Такова, например, главная героиня «Колдуй отсюда» Мерлин. Ее вряд ли назовешь положительным героем, но тем интереснее смотреть за ее внутренней борьбой и ростом».

2023-12-20_08-35-00.jpg
Мерлин из "Колдуй отсюда". Фото: скриншот из мультика на 2х2

«Мы не зависим от «звезд» и их самодурства»

До сих пор, рассказывает Евгений, они делали мультсериалы с невысоким бюджетом. Их анимация была строго ограничена теми относительно небольшими деньгами, которые на нее имелись.

«Анимация в этом смысле очень честный вид искусства – она выглядит ровно настолько хорошо, сколько денег в нее вложено. Больше денег – больше аниматоров ты можешь задействовать. И наоборот – если денег мало, это скажется на качестве. Поэтому мы всегда старались упирать на сюжет, персонажи и юмор и цеплять зрителя этими компонентами».

2023-12-20_08-31-30.jpg
Милый chonky cat из «Колдуй отсюда». Фото: скриншот из мультика на 2х2

В целом, рассказывает Евгений, проблемы при создании мультсериала такие же, как и при создании любого другого ТВ- или стримингового контента.

«Как бы тебе ни повезло, ты все равно всегда будешь ограничен бюджетом и будешь думать: «Эх, а вот будь у нас еще чуть-чуть побольше, мы бы…» Очень сложный момент – старт проекта, когда художники принимают новый стиль рисования, а аниматоры путем проб и ошибок формируют «библию» проекта – документ с кучей подсказок и типичных ошибок, которых стоит избегать».

На этом этапе, признается Евгений, все идет медленно, а первые пробы обычно нуждаются в большом количестве доработок.

«Думаю, в игровых сериалах с этим попроще. Зато мы не зависим от «звезд», их самодурства и не сталкиваемся с подобными «радостями» съемок кино и сериалов».

2023-12-20_08-53-53.jpg
Фото: скриншот из мультсериала «Нигдегород и его окрестности»

Прорыва не случилось

Как ни странно, говорит Евгений, с точки зрения технологий за последнее время изменилось и многое, и почти ничего. Программы, по его словам, продолжают облегчать жизнь аниматорам и художникам. В них появляются новые удобные инструменты, ускоряющие производство, но итог все равно зависит от мастерства конечного специалиста.

«Анимация все еще остается рутинной сложной задачей, требующей опыта, мастерства, здравого смысла и огромного количества времени. Если иметь в виду какие-нибудь нейросети, – то да, ажиотаж вокруг них был огромным, мы ждали прорыва, но, как видите, он пока так и не случился. Даже если удастся заставить ее выдать связный анимационный материал на 20 минут, он потребует такого количества доработок от аниматора-человека, что во многом ему было бы проще все с нуля самому сделать».

2023-12-20_08-49-53.jpg
Фото: скриншот из мульсериала «Нигдегород и его окрестности»

«Если наши мультсериалы помогли даже одному человеку пережить трудности, – значит, все не зря»

Евгений считает, что сегодня подростковая и взрослая анимация – один из самых честных и зубастых видов искусства.

«Персонажи мультсериалов могут поднимать болезненные темы и очень злободневно о них говорить – так, как ни один персонаж игрового кино или сериала не стал бы. Не берусь рассуждать, почему именно так происходит. Возможно, анимация из-за своей априорной связи с чем-то «детским» и «несерьезным» может быть такой, потому что «ну это ж просто мультик».

2023-12-19_13-50-05.jpg
Фото: скриншот из мультика «Нигдегород и его окрестности»

Возможно, говорит Евгений, есть и иные причины.

«Факт остается фактом – то, что себе позволяют, скажем, «Южный парк», «Рик и Морти» или «Гриффины», совершенно невозможно представить себе в сериалах и фильмах. И это здорово, потому что тыкать общество в болевые точки – это вообще одна из важнейших задач искусства. Это надо воспринимать как терапию, а не как оскорбление. Что касается меня лично, я не думаю, что мои шоу настолько популярны, чтобы можно было бы говорить об изменении мира. Но я получал несколько весьма приятных, личных и трогательных сообщений от фанатов, где они рассказывали, как наши мультсериалы помогли им пережить трудное время или по-новому взглянуть на собственные трудности. И мне этого уже более чем достаточно. Если наши мультсериалы помогли бы даже одному человеку пережить трудности, – значит, все не зря».

Евгений признается, что хотел бы попробовать себя в новом жанре. Снять кино, например, или игровые сериалы, даже комиксы. Сейчас Евгений и его команда работают над новым проектом, однако подробности о нем он расскажет чуть позже.