Top.Mail.Ru
1 ноября 2023 11:00
Знай наших!

Платья студии «Этно мода» из Удмуртии покупают в Америке

Владелицы студии «Этно мода» в Ижевске рассказали о создании национальных костюмов

Фото: Мария Бакланова
Фото: Мария Бакланова

Студия национального костюма «Этно мода» – уникальное место. Там можно приобрести национальные удмуртские, русские, татарские и башкирские наряды. Здесь заказывают костюмы для участия в крупнейших конкурсах России. Национальные наряды даже заказывали из Америки те, кто прочувствовал свои удмуртские корни. Рассказываем о студии и ее владелицах Ксении Васильевой и Алене Чуплыгиной в материале IZHLIFE.

«Я оторвалась на удмуртских платьях»

Дизайн одежды – основная деятельность Ксении Васильевой. Окончив факультет дизайна УдГУ, она сразу же открыла свое ателье, где занималась только индивидуальным пошивом и кроем. Но это было совершенно не про творчество. Одеждой в национальном стиле Ксения начала заниматься не сразу.

«Случилось так, что создание национальных нарядов нашло меня само. Я работала в редакции «Удмурт Дунне», и девочки стали интересоваться, почему я не шью удмуртские платья. Я подумала: а что, так можно было? Потом двоюродная сестра попросила выставить удмуртские платья в ателье. Тогда я была новичком в этом деле, но все сложилось. В создании национальных костюмов я как дизайнер очень оторвалась. Я поняла, что это мое – от и до. Я счастлива. Я часто думаю, действительно ли возможно, что я нашла любимое дело».

_DSC5219.JPG
Создательница студии «Этно мода» Ксения Васильева. Фото: Мария Бакланова

Покупательницы вещей студии «Этно мода» – те, кто осознал свою национальность и понимает, что за их родом стоит какая-то история, которую они хотят подчеркнуть одеждой.

«Заказывают не только удмурты, но и наши земляки, которые разъехались по разным уголкам мира, берут национальные костюмы и на какие-то праздники. Очень любят заказывать своим бабушкам на юбилеи. Им очень приятно, особенно, когда есть тканые элементы ручной работы».

Один из самых необычных заказов студии – костюм на похороны мамы. Это было шелковое атласное платье, такое же, какое она носила в молодости.

«Многие люди более старшего поколения заказывают себе аутентичные костюмы, а молодежь берет на тематические удмуртские свадьбы, семейные торжества. Детские платья – отдельная история. В основном их заказывают родители, которые занимаются своими девочками и отправляют их на конкурсы».

_DSC5246.JPG
Фото: Мария Бакланова

Если же конкурс крупный или всероссийский, то чаще всего платья заказывают более пышные. Изначально же, 10 лет назад, когда Ксения только начинала создавать костюмы, заказы поступали в основном от женщин из районов Удмуртии.

«Началось это после выступления бабушек из Бураново на Евровидении. Тогда все захотели национальные платья, вспомнив, что они удмурты. Женщины приходили ко мне и заказывали традиционные платья. Постепенно мы переходили не только на аутентичный костюм, но и на расширенную линейку с полным комплектом, где были не только платья, но и монисто. Я просто шила традиционные костюмы. Но когда я осознала, что я дизайнер, я решила создавать костюмы по своему видению».

_DSC5214.JPG
Фото: Мария Бакланова

Тогда к Ксении стало приходить вдохновение, как можно стилизовать традиционные удмуртские костюмы.

«Сейчас реже всего к нам обращаются именно за традиционными костюмами, но мы и не позиционируем себя как дом ремесел, как историки и ремесленники этого дела. Столько знаний, как у дизайнера Татьяны Москвиной (о которой мы также писали ранее – прим. ред.), у нас нет. Но как художник я стараюсь стилизовать. Молодым людям очень нравится такой подход».

«Красота удмуртов уникальна»

Когда Ксения только взялась за пошив костюмов в национальном стиле, она почувствовала, что становится продолжательницей бабушки, которая тоже была швейной мастерицей.

«Наше направление глубокое и с особой миссией. Как у художника и дизайнера у меня есть цель: преподносить этнику носибельно. Это не только про культуру, а еще и про художественную ценность, как и у любого бренда. Я чувствую опору рода и надеюсь, что этнические костюмы пойдут в массы. Хочется донести до коренных удмуртов, что наша красота уникальна и она не только в наших щеках и скулах. Она еще и в нашей скромности, отзывчивости, радушии».

Впереди у студии «Этно мода» проект «Лица Удмуртии», где владелицы студии хотят фотографировать девушек в своих костюмах.

«Мне нравится в простой удмуртской девчонке открывать этнику лица. У нас много славянских лиц, и когда они улыбаются, в них просыпается что-то красивое, удмуртское».

_DSC5211.JPG
Фото: Мария Бакланова

Удмуртские платья покупают в Америке

Сейчас владелицы студии «Этно мода» хотят стилизовать костюмы под повседневную жизнь. В этом году они открыли подбренд – линейку «Тау», что в переводе с удмуртского языка означает «спасибо».

«Хочется добавлять какие-то элементы с предысторией и нести это все в массы. Сейчас мы на начальном этапе и хотим заинтересовать молодежь. Клиент, который обращается к нам, как правило, уже знает, что ему нужно. Не все готовы работать удаленно, поскольку основная часть наших заказчиков – из других городов».

Ксения признается, что среди клиентов стало много мужчин. Один заказ был из Америки. Вообще, говорит дизайнер, в Америку костюмы отправляли уже трижды.

«У мужчины была длинная история переездов из города в город. В конечном итоге он оказался в Америке. Там он узнал, что вообще-то он северный удмурт. Начал интересоваться культурой и заказал рубаху северных удмуртов. Он был очень доволен, потому что появилось то, что можно показать детям и впоследствии передать по наследству как фамильную ценность. Мне кажется, это еще один повод узнать, кто ты и откуда. Это наследие для детей, для потомков».

_DSC5158.JPG
Фото: Мария Бакланова

Одна из клиенток студии, например, живет в Америке уже 10 лет. Вместе со своим сыном она принимала участие в школьной многонациональной ярмарке, где презентовала наш регион, кормила американцев пельменями и перепечами, поила их клюквенным морсом. Клиентка говорит, костюм и монисто имели бешеный успех.

«Я за уникальность и эксклюзив. Это привлекает внимание, начинаешь гордиться, что есть такая история. Россия – многонациональная страна, и хочется заглянуть в каждый ее уголок. У молодежи не цепляется глаз за этнику, потому что они думают, что это что-то из сундуков. Подача скуповатая и держится в рамках. Чтобы случился бунт, нужен человек, который не только зацепит своими костюмами, но и подачей, и взглядом. Это свой человек среди молодежи, который поведет за собой. Даже студенты говорят, что этника – это несовременно. Но когда девчонки приходят сюда, они видят, что это интересно», – говорит Ксения.

Секреты платья для конкурса «Краса России»

Сейчас в студии «Этно мода» создают платье для конкурса «Краса России». Дизайнеры признаются, что перед пошивом была проведена целая исследовательская работа.

«Некоторые техники, которые мы используем при создании платья, – новые для нас. Например, алмазная вышивка, ручная вышивка гладью, которая по-своему сложная, потому что используется золотая нить. Все это для нас в новинку. Каждый раз мы открываем техники заново. Нет такого, что наши руки отработали какую-то технику. Всегда это сложная задача».

_DSC5194.JPG
Алена Чуплыгина создает платье для конкурса «Краса России». Фото: Мария Бакланова

При создании платья для «Красы России» девушки потратили почти месяц, чтобы найти граненую деталь для алмазной вышивки в нужном цвете и количестве.

«Главное, чтобы дизайнеру нравилось то, что он делает. Если же нам самим не нравится, мы не можем со спокойной душой отдать вещь клиенту».

У студии часто заказывают платья на конкурсы. Регулярно поступают заказы платьев для конкурсов «Мини мисс Удмуртия», «Миссис Удмуртия», на крупные конкурсы России, на презентации.

_DSC5238.JPG
Фото: Мария Бакланова

Средний ценник на платья – 15 000 рублей. В последние годы цена подорожала из-за переоценки работы мастеров в силу их востребованности и уникальности.

«Мы двигаемся в ногу со временем. Ценность людей меняется. Мы вкладываем не только рабочие руки наших портных. Мы вкладываем время, а еще учимся, расширяем наши границы национальности. Перед созданием костюма нужно изучить историю народа, как та или иная техника отрабатывалась раньше. Даже если это современное изделие. Но мы не хотим стандартизировать и создавать все по одной технологии. Нет, у каждого костюма технология и изюминка своя».

На создание костюма в среднем уходит около двух недель. Чаще всего в изделиях используются синтетические ткани, но для аутентичных нарядов – натуральные.

«Мы стараемся подобрать домотканые материалы, приятные телу. У нас нет принципа, что мы используем только натуральные ткани, потому что у нас разная аудитория».

_DSC5244.JPG
Фото: Мария Бакланова

Для ручной работы используется фурнитура, которой в Ижевске, признаются мастерицы, очень мало.

«Иногда мы приходим в магазин и не находим то, что нам нужно. Например, какая-то одна особенная пуговица. В такой момент кажется, что мир рушится, ведь изделие будет не таким, как нам хотелось. Сейчас и тканей поставляют меньше, каналы поставки перекрыты. То, что осталось, сильно выросло в цене».

За общемировыми трендами в студии очень следят и считают это базой для дизайнеров.

«Если мы не будем следить за общемировыми трендами, то застрянем в прошлом. Но мне никогда не нравилось, что в современной моде ломается женственность за счет пропорций, оверсайз-пиджаков с плеча. Мне это не близко. Мне нравится сочетание различных фактур, эклектика».

_DSC5231.JPG
Фото: Мария Бакланова

В прошлом году Ксения поэкспериментировала и сшила из твидовой ткани, которую использует для своих костюмов компания «Шанель», удмуртский жакет.

«Женщине, которая заказала жакет, нужно было представлять Удмуртию. Это было необычно – и по-удмуртски».

_DSC5156.JPG
Фото: Мария Бакланова