Увидев картину художницы из Ижевска Ольги Оконешниковой на выставке «Женщины в красном», я сразу же влюбилась в изображенный на ней образ и цвета, в которых работал автор. Узнав, что эта картина создана Ольгой Оконешниковой, я сразу же захотела поближе познакомиться с невероятным творчеством этой художницы.
Ольга считает, что в творчестве обязательно должен присутствовать философский смысл. Раньше в картинах художницы преобладали жуткие и пугающие сюжеты, но со временем женские образы в ее искусстве стали нежными. Мы поговорили с художницей о ее взгляде на творческий процесс.
От криповых сюжетов до нежных героинь
Способности к рисованию у Ольги врожденные – от отца. Однако папа предпочел другую профессию, и таким образом талант передался дочери.
«Мама рассказывала мне, что рисовать я начала, когда мне было около двух лет. Тогда я только научилась держать карандаш. Рисовала врачей, так как малыши в первые годы жизни часто бывают в больницах», – рассказывает Ольга.
Художница говорит, что живопись сама выбрала ее, хотя дается ей нелегко. Ольга считает себя больше графиком.
«Для меня все является вдохновляющим чудом, даже насморк и смерть»
Долгое время на своих картинах Ольга изображала пугающие сюжеты. Пока однажды она решила не ограничивать себя рамками. Связано это, говорит художница, с эволюцией ее души. Сейчас чаще всего Ольга изображает нежных женщин. Интерес к различным сюжетам у нее меняется постоянно.
«На моих картинах мало пейзажей, хотя я невероятно люблю их. Есть один – космический. Думаю, что нужно развивать эту тему в своих работах и дальше».
Рисует Ольга только в хорошем настроении и считает, что художник должен быть сыт, трезв и доволен. Это для него единственно верный путь. Прежде чем начать рисовать, Ольга включает аудиокнигу.
Вдохновение для художницы – это вся жизнь вокруг. Но если говорить о вдохновении предметно, то один из его источников – лес.
«Я живу у леса, мастерская моя в лесу. Я хожу туда часто, в город могу вообще не выходить месяцами и ощущаю при этом настоящую свободу. Меня вдохновляют тайны мироустройства, человеческая психика, бесконечный поиск Бога. Для меня все является вдохновляющим чудом, даже насморк и смерть. Я не знаю, что такое, когда нет вдохновения. Мне это состояние непонятно. Я всегда хочу и могу. Когда некогда, болею или происходит что-то подобное, то становлюсь тревожным, злым и неприятным человеком. Вдохновение требует выхода».
Однажды у Ольги был момент, когда она долгое время не рисовала. Тогда у нее родился сын. Он стал ее творческим проектом: «Дети и творчество – суть одна. И то, и другое – физическое появление в мире того, чего до этого никогда не существовало».
Во время работы Ольга не делает эскизов. Она просто берет холст и начинает писать. Поначалу она не имеет представления, что будет в конечном итоге.
«Все, что оказывается на картине в результате, – это образы и сущности, которые отражают мои знания, сознание и подсознание. Для меня это способ узнать себя, объединить раздробленное и вывести наружу скрытое».
Сейчас в картинах для Ольги важны изображение, цвет и смысл ее работы.
«Иногда смысл диктует цвет и изображение, иногда изображение порождает неожиданные смыслы, а одним цветом можно передать массу информации. Я не смогу проследить процесс становления стиля, в котором рисую. Думаю, что стиль каждого художника, как почерк, зависит от способностей мозга, психики, от нейронных связей. Он отражает характер. Я дотошная и въедливая, поэтому вряд ли когда-то буду писать размашистым мазком. У меня всегда тонкие кисти и четкие детали».
Своими критериями в работе художница считает внимание к деталям, перфекционизм и желание довести все до совершенства. Есть в ее картинах и определенный философский смысл.
«Философский смысл есть во всем. Это абсолют. В хорошем, плохом, в красивом, в уродстве. Иногда его необходимо находить, а иногда не стоит. Это просто инструмент, и надо уметь его применять».
«Дама в красном настаивает»
До недавнего времени свои работы Ольга не продавала. Но рисовать ей было просто необходимо, как дышать.
«Это было не то, что я хотела продавать, мне нечего было сказать. Я знала, что придет этот момент, и понимала, что это зависит от личностного развития. Пока личность формировалась и взрослела, я отрабатывала технику. С каждым разом мои картины стоят дороже, потому что растет уровень мастерства, уходит самозванец и появляется вера».
Изредка Ольга пишет картины для себя, но большую часть времени отдает частным заказам. Это росписи и барельефы. Собственно, это то, что приносит ей доход.
Первая и пока единственная выставка Ольги – это коллективная выставка «Сегодня в красном». Сейчас там находится одна ее работа.
«Я не собиралась участвовать в этой выставке, картина писалась вообще не для нее. Это картина так решила сама. Когда я устала ее писать и закинула в дальний угол с глаз подальше, в тот же день увидела анонс-приглашение на выставку и поняла, что дама в красном настаивает быть законченной и увиденной».
Выставка «Сегодня в красном» пройдет в выставочном зале «Пушкинский» до 26 ноября.
Множество интересов
У Ольги очень много увлечений – керамика, вязание, любой вид декоративно-прикладного творчества.
«Я хорошо шью для себя и сына, даже верхнюю одежду. Барельеф уже стал частью моей профессии. Много читаю, слушаю книги. Астрономия, психология, эзотерика, астрология, мифология, музыка. Пою хорошо и много. Дома. Наверное, моих увлечений даже больше, чем то, что я перечислила».
Поинтересовавшись тем, что любит читать художница, я сразу же поняла, что наши с ней вкусы в литературе очень схожи. Ольга, как и я, очень любит научную фантастику. Например, все книги писателя Дэна Симмонса, особенно «Гиперион», восхитительную «Дюну» Фрэнка Герберта и, конечно же, прекрасного Джона Р.Р. Толкина. В фаворитах Ольги – исторические романы и хроники. Азиатская проза и фольклор приводит ее в полных восторг. Например, Юкио Мисима, Кодзи Судзуки. Любит она и русскую классику. Недавно Ольга открыла для себя Алексея Иванова. Того самого, который написал знаменитые романы «Сердце Пармы» и «Бронепароходы». Вся существующая мифология, космогония, сказки тоже ей очень нравятся. Из психологии – Карл Юнг и Кларисса Эстесс.
Любимые фильмы тоже соответствуют интересам художницы. Но есть один-два, которые раз в год она точно пересматривает. Например, превосходный и очень достоверный с научной точки зрения фильм «Интерстеллар». Кстати, однажды об этом фильме нам рассказал астрофизик Владимир Сурдин.
Из художников Ольге много кто симпатичен, но во главе любимых живописцев – Алексей Саврасов: «Я не видела, чтобы кто-то еще, кроме него, мог так писать воздух».