Однажды в соцсетях я наткнулась на новость о том, что в Ижевске открывается выставка картин, наверное, одной из самых необычных художниц Татьяны Ионовой. Я просмотрела ее работы и поняла, что не могу избавиться от образов ее картин. Они снились мне во сне, а их персонажи постоянно мелькали у меня перед глазами. Так спустя несколько дней Татьяна согласилась на встречу.
Художница провела для IZHLIFE персональную выставку и рассказала о своем творчестве.
Грусть, пустота, апатия и неизбежность
В 13 лет Татьяна твердо решила: ее мечта – стать дизайнером, а дизайнеры должны уметь рисовать. Тогда будущая художница попросила родителей записать ее в школу искусств. Но проблема в том, признается Татьяна, что там ее учили рисовать неинтересные картинки: натюрморты, яблочки, крынки.
Но от своей мечты Татьяна не отказалась и поступила сначала в колледж на дизайнера среды, а потом в университет в Москве, где училась на графического дизайнера.
«Там тоже был академический рисунок и станковая живопись. Как будто дизайну нас совсем не учили. Рассказывали, как рисовать в классическом понимании», – поделилась художница.
В какой-то момент Татьяне все это наскучило. Ей казалось, что у нее ничего не получается. Она рисовала просто в стол и никому не показывала свои работы. Так она окончательно забросила творчество.
«Потом, когда появился pinterest, я просматривала работы других художников и думала: а как они могут вот так просто выкладывать эти картины, написанные без правил академической живописи? Почему они могут, а я – нет? Я долго думала, смотрела документальные фильмы про художников и наткнулась на работы Жана-Мишеля Баския. Несмотря на то, что мои картины совершенно не похожи на его, я была вдохновлена этим художником. Особенно тем, что он может показать свои картины миру. Тогда я и подумала, что тоже могу сделать это».
Только тогда, признается Татьяна, началось ее становление как художницы. Но еще долгое время она продолжала рисовать в стол. Ей было неловко показывать картины, она все еще искала свой стиль. В тот период в жизни художницы случился переломный момент.
«Я предложила встречаться одному парню. Я была в возбужденном состоянии не в плане страсти, а именно от эмоционального перевозбуждения, ведь у меня получилось сказать такое парню в лицо. Меня колотило внутри. Мы попрощались, и эти эмоции я должна была куда-то выплеснуть».
Тогда на эмоциях художница написала картину в абстрактном стиле и поняла: этот стиль – ее.
«Это про чувства и эмоции. Каждая моя картина об этом. И это не просто люди и птицы. Мне хотелось рисовать в своем стиле, найти свой почерк. Я попыталась сделать это через людей. Я не скажу, что это то, что мне действительно нравится. Я еще в поиске того, что мне будет интересно рисовать».
Одна из картин художницы написана под впечатлением от постановки ЦСДР по роману Жана-Поля Сартра «Тошнота». Она пришла на спектакль, увидела этот потрясающий пластический театр и написала главного героя. Он одинокий, космический человек.
«Я не знаю, получается у меня или нет, но своими картинами я хочу передавать эмоции».
Чаще всего, говорит художница, в ее картинах – эмоции грусти, тлена, это депрессия, апатия и неизбежность.
«Мне очень нравится работать с цветом на картине, передавая дуальность, как и дуальность того, что у нас есть два гендера – мужчина и женщина. Мне хочется создавать бесполых людей, чтобы каждый, кто смотрит на мои картины, видел в них что-то свое».
Сейчас Татьяна Ионова преподает в МВЕУ. Ее основная профессия – графический дизайнер. Преподает художница по зову души. Но для нее это больше хобби, чем работа. Ей нравится приходить в колледж, общаться с людьми, давать студентам новые знания, но особенно она любит получать от них внимание.
Мистика глаз, тонкость сущности и опустошение
Стиль, в котором пишет Татьяна, – абстракция. В ней художнице нравится то, что каждый может увидеть в ее картинах что-то свое.
«У меня есть картины, которые сложно понять. Если же зритель не может понять, что изображено на моих работах, меня это очень расстраивает. Это означает, что я не смогла донести через картину свою мысль».
На картинах Татьяна очень ярко передает состояние своих персонажей через глаза. Так, изображение глаз в ее работах преображается и меняется.
«Одна из первых моих картин – работа, где написано четыре глаза. Изображение глаз в целом преобразовалось в изображение человека. Дальше глаза людей стали без зрачков. Некоторые признаются, что написанные на картинах люди похожи на меня. Был даже комментарий о том, что это мои сущности. В одну из моих картин, например, заложена эмоция о том, что опять не получилось построить отношения. Это грусть по тому, что они не складываются».
Вдохновение, говорит Татьяна, приходит к ней во время рисования. А перед тем, как начать писать, Татьяна включает музыку. Особенно ее вдохновляют Людовико Эйнауди и Джон Хопкинс.
«Я не боюсь белого холста, не боюсь не знать, с чего начать. Я это обошла. Поэтому я всегда закрашиваю холст черной грунтовкой. В этот момент ко мне приходит вдохновение, образ картины. Сейчас у меня как раз тот период, когда я не хочу рисовать. Пока не готова к этому. Я нахожусь в небольшом опустошении».
Чтобы справиться с этим чувством, художница просто приходила один раз в неделю в студию и рисовала.
«Здорово, если мои картины отпечатываются в позитивном ключе, а не снятся в страшном сне».
Философский смысл ее работ заключается в том, что неважно, как ты рисуешь. Если хочешь рисовать, – рисуй, считает художница.