Top.Mail.Ru
24 января 2024 18:00
Знай наших!

Чудья Жени: как удмуртское творчество вдохновило музыканта и художника из Ижевска на создание этнического инди-лейбла

Электронная музыка и новый музыкальный инструмент зазвучали для современных удмуртов


В семье Евгения Бикузина никогда не было творческих людей, только дедушка играл на гармошке. Но вот однажды в Алнашском районе этот мальчик загорелся творчеством, став художником, музыкантом, мастером по изготовлению традиционных удмуртских музыкальных инструментов, творящим под псевдонимом Чудья Жени. 

Евгений участвовал во многих выставках в Ижевске, Москве, Сипполе (Финляндия), Париже. Был участником этнофутуристических международных симпозиумов в Удмуртии с 2012 по 2021 год. Но одно из главных достижений Евгения в том, что он – автор музыкального проекта Post-dukes.

От рока до рейва

Чудья Жени – псевдоним Евгения. Жени – имя Женя на удмуртском языке. В Удмуртии, рассказывает он, есть воршуды – древние родовые племена, у которых были свои названия. Деревня Евгения называлась Усо-Шудья (Азаматово Алнашского района). 

«Обычно удмуртские деревни в своем названии имеют два слова. Одно из них – название, к примеру, реки, а второе – собственно и есть название воршуда (рода). Чудья или Шудья – название одного воршуда. Он очень распространен в Удмуртии. Возле моей деревни расположено еще два маленьких поселения – Новая и Старая Шудья. Одно из них почти вымершее», – рассказывает Евгений.

В творчестве Евгений работает индивидуально, а вот для работы в музыкальном направлении им создан проект удмуртской фолктроник-группы Post-dukes (Дукес – удмуртский кафтан). 

Nt5A-p-WSF8.jpg
Фото: Группа Post-dukes ВКонтакте.

Раньше музыкант играл в панк-рок группе, параллельно занимаясь исполнением удмуртского фолка. Сейчас музыкальные акценты исполнителя сместились. В приоритете у Евгения – электронная музыка. 

«Я не вырос в Ижевске в то время, когда этот город был столицей электронной музыки, – в 90-е. Раньше я увлекался рок-музыкой. Сейчас же мне она не очень нравится. Я точно не знаю, с чем это связано, но иногда все же слушаю что-то новенькое. Австралийский психоделик-рок, например».

4m5kZyhBf9s.jpg
Фото: Группа Post-dukes ВКонтакте.

До 2017 года Евгений совсем не слушал электронную музыку, но знал, что она существует. Тогда он еще не понимал, почему люди слушают ее. Он начал искать что-то, что могло бы ему понравиться в этом жанре. Постепенно Евгению становилось все интереснее. Тогда он решил, что сам попробует создавать собственную электронную музыку, но с акцентом на удмуртский мелос.

«Электронную музыку проще писать, чем живую. Для живой нужна хорошая звукозапись инструментов. Электронная музыка в этом плане не слишком привередлива».

Постепенно у Евгения стало получаться, и тогда он начал смешивать фолк-музыку с электронной. Так в 2020 году у группы Post-dukes появился один из синтетических живописно-музыкальных проектов «Удмурт рейв».

D5oRna3WIK4 (1).jpg
Фото: Группа Post-dukes ВКонтакте.

Сохраняя традиции и колорит удмуртского народа

Евгению нравится творить в удмуртской тематике. И смысла брать другую тему он не видит. 

«Я сам удмурт и вырос в удмуртской деревне. Меня всегда это окружало. Я знал почти всю удмуртскую музыку, которая существовала в тот момент, когда я и сам стал заниматься ей. Она околоэстрадная, однообразная и не очень нравилась мне. Я слушал разную электронную музыку, где было много экспериментов».

Тогда Евгению захотелось попробовать совершить что-то новое и разнообразное с удмуртской электронной музыкой. Так через удмуртскую музыку он сохраняет старинные напевы своего народа и традиционные мотивы, которых тысячи. В каждой деревне, рассказывает Евгений, такие песенные мотивы могут быть очень разными. 

«В Удмуртии много интересных музыкальных групп. Из тех, что мне нравятся, – удмуртская рок-группа Silent Woo Goore и Bobolenin».

_M_B3697 (1) (1).jpg
Фото: Маша Бакланова.

Международное творчество

Сейчас, рассказывает Евгений, он сотрудничает с музыкантами и создает соборник. В сборнике несколько музыкантов – четверо местные, один электронщик из Москвы, один из музыкантов живет в Финляндии и один – в Венгрии. 

Сейчас Евгений хочет создать не только лейбл, ориентированный на Удмуртию, но и лейбл этнической музыки. В Америке, в городе Портленд, у них вышел первый виниловый альбом «Удмурт рейв» на лейбле Kota Tones, ограниченный тираж которого скоро приедет в Ижевск. 

«В Америке был открыт лейбл, который создал человек родом из Венгрии. Его предки были венграми. Он занимается восточно-европейскими, сибирскими народами. Ему интересна такая музыка. Мы с ним планируем выпустить кассету Post-dukes».

EdJlBhYAK-s.jpg
Фото: Группа Post-dukes ВКонтакте.

Сейчас в планах Евгения – начать сольную музыкальную карьеру.

«Изначально я думал, что все мои планы будут реализовываться через группу Post-dukes. Но у всех складывается ассоциация, что Post-dukes – группа, где поют девушки и играет музыка. Там, где нет девушек и есть только инструментальная музыка, это уже просто я».

Помимо музыки Евгений занимается и художественным творчеством. В Ижевске у него проходили две выставки в «Грифоне». Участвовал он и в выставках в Москве и за рубежом, когда в Финляндии и Франции проходили дни, посвященные Удмуртии. 

_M_B3674.jpg
Фото: Маша Бакланова

Танец музыки

Однажды, рассказывает Евгений, вдохновившись своей музыкой, он написал картины. Это были работы, посвященные проекту «Удмурт рейв». На них изображены удмуртские девушки в танце. Картины, написанные в пастельных оттенках, получились очень чувственными. Но, говорит Евгений, эти работы комментируют как слишком яркие. Руки молодых девушек обращены вверх, к небу. Названа серия картин была аналогично проекту. 

hGgqrNeN0Eg.jpg
Серия картин «Удмурт рейв». Фото: предоставлено героем материала.

«Когда я начал делать серию этих картин, тогда же я доделывал свой альбом с группой Post-dukes «Удмурт рейв». Обложку для альбома сделали из той же серии. Я все еще продолжаю делать эту художественную серию и планирую вернуться к музыкальному альбому, к той стилистике. Первый альбом был особенным по звучанию. Больше таких я не делал». 

lDaHdi4U4yE.jpg
Серия картин «Удмурт рейв». Фото: предоставлено героем материала.

Создание народных музыкальных инструментов

Еще будучи студентом Евгений выступал в ансамбле «Чипчирган» и играл на гармошке. Тогда ему приглянулся необычный инструмент, на котором играла одна из участниц ансамбля. Евгений понял, что хотел бы научиться играть на этом инструменте. Им оказался кубыз. Он решил не искать легкого пути и сделал собственный кубыз для дипломной работы. 

_M_B3696 (1) (1).jpg
Фото: Маша Бакланова

Сейчас в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел Евгений сам изготавливает инструменты и признается, что уже понимает, как должен звучать тот или иной инструмент. Например, кубыз, который использовали завятские удмурты, жившие в северных районах Татарстана и марийском Карлыгане. Сейчас даже в деревнях, рассказывает Евгений, на этих инструментах почти не играют. Сам же он нигде не обучался технике их создания.

Для изготовления инструментов, рассказывает Евгений, используется разное дерево для разных деталей. У кубыза, например, верхняя часть – дека – изготавливается из ели, для крезя тоже используется это дерево. Корпус у инструмента цельный и выдалбливается изнутри. Чаще всего для корпуса используются липа и ольха.

«Для корпуса инструмента можно использовать любой материал, но только верхняя дека всегда делается из ели. У ели есть такая особенность древесины: она лучше всего усиливает вибрацию звука. У каждого дерева своя структура и плотность. Есть похожие друг на друга породы».

_M_B3660 (1) (1).jpg
Фото: Маша Бакланова

Чтобы изготовить кубыз, уходит один месяц. Покупают их любители и музыканты, которые хотят научиться играть на этих инструментах. Часто Евгений изготавливает инструменты на заказ. Один кубыз, изготовленный им, купил преподаватель из Бостонского университета, который коллекционирует околоевропейские и восточно-европейские инструменты.  

Сложность при изготовлении инструмента, признается Евгений, – в нюансах.

«Нюансы есть во всем. Например, как лучше и надежнее вырезать дерево. Когда я впервые делал инструмент для диплома, у меня была целая куча вопросов. Я писал тем людям, которые уже делали этот инструмент. Бывает непонятно, как измерять углы, толщину, радиус».

Недавно Евгений сделал для себя новый инструмент из двух национальных инструментов – четырехструнного кубыза и народного щипкового двухструнного инструмента – в одном корпусе. Название его – сюро кубыз (кубыз с рогами – удм.), но это еще, говорит Евгений, пока неточно. Премьера инструмента еще не состоялась.

_M_B3635 (1) (1).jpg
Фото: Маша Бакланова

«Когда люди очень хорошо живут, заниматься творчеством им не хочется»

Лучше всего, говорит Евгений, создавать что-то творческое получается в плохом настроении.

«Если настроение хорошее, в этот момент тебе не хочется, чтобы настроение потерялось. Я замечал, что когда люди очень хорошо живут, у них часто приподнятое настроение и в это особое время творчеством заниматься не очень хочется. Потому что во время творчества настроение становится другим. Когда же настроение плохое, то почему-то ты более работоспособен, не хочешь ни на что отвлекаться, весь погружаешься в искусство».