Can-Am X Race (до 2017 года Can-Am Trophy Russia. – Прим. ред.) – крупнейшая серия соревнований на квадроциклах (ATV) и мотовездеходах (SSV) в России. Уже девять лет гонщики преодолевают сложные трассы. В этом году этапы пройдут в Татарстане, Карелии и Астраханской области. Старт – в Казани 7 июня. IZHLIFE пообщался с участниками команды Can-Am X Race из Удмуртии и выяснил: адреналин и драйв доступны каждому и в любом возрасте.
«Слон» – значит опасность
Фариту Губаеву 53 года, он директор управляющей компании. С детства мечтал гонять по скоростным трассам. Только в советской деревне подобных соревнований не было. Мечта сбылась позже: в начале 2000-х у Фарита появился первый квадроцикл. Мужчина говорит, что гонки на вездеходах и на автомобилях – практически одно и то же.
– Хотелось бы, чтобы в нашем городе были площадки для гонок, где можно ребятишек оторвать от компьютера. Мой внук уже засматривается на квадроциклы. И хотя мой первый опыт был уже в нулевых, начать никогда не поздно, – говорит Фарит.
Он участвует в квадрогонках Can-Am X Race с 2015 года. На нескольких этапах занимал второе место, а в родной Удмуртии победил – соревнования проходили в 2018-м. По итогам серии Фарит стал третьим. В этом году собирается съездить на все этапы гонки.
– У нас три фактора успеха: работа команды, воля к победе и техника. Со штурманом Александром полное взаимопонимание, стремление к победе тоже есть. Технику ремонтируем и дорабатываем постоянно, – рассказывает Фарит.
С Александром они познакомились на квадрогонках в Набережных Челнах. С тех пор на соревнования ездят вместе. Они даже выработали свой язык: например, «слон» означает, что впереди опасность.
– Кричать, что где-то опасно, слишком долго. А короткое слово «слон» сразу дает понять, что нужно быть внимательным. Подобных кодов у нас много, – делится Фарит.
На трассе, конечно, не обходится без трудностей. Тем более что некоторые гонки идут несколько дней, а спортсмены проезжают по 700 километров. Например, на соревнованиях в Волгограде Фарит с Александром чуть не упустили второе место. Они проезжали уже знакомую лужу, но за время гонки она стала настоящим болотом. Квадроцикл в буквальном смысле вляпался.
– Мы понимали, что второе место из-под нас уплывает. В такие моменты все в душе кипит. К счастью, нас вывезли на лебедке. Мы выиграли у третьего места буквально несколько минут. А ведь могли остаться даже без бронзы! – рассказал гонщик.
Победа во многом зависит от техники. Потому гонщики постоянно переделывают и дорабатывают свои квадроциклы и багги. В некоторых классах строгие требования к оборудованию. Без изменений участников не допустят к соревнованиям. Еще важный пункт – безопасность. Фарит, к примеру, сделал новый каркас – так квадроцикл стал надежнее, – обновил амортизаторы и вмонтировал хорошую охлаждающую систему на радиаторы.
Увлечение Фарита в итоге стало семейным. Старший сын тоже участвует в гонках. Внук приезжает болеть за деда на соревнования.
– В душе я молодой. Квадрогонки – это здоровый образ жизни. Физическая подготовка важна – во время гонки идут нагрузки на спину, колени, сердце. Так что заезды – это полезно в любом возрасте, – считает Фарит.
Досье
Фарит Губаев
Возраст: 53 года
Семейное положение: женат, трое детей, один внук
«Пришлось уговаривать маму»
Владимиру 17 лет. Он самый юный участник команды Удмуртии на Can-Am X Race, но совсем не новичок. За рулем квадроцикла сидит с пяти лет: отец занимается вездеходами профессионально. Однако перед каждым заездом дома семейный совет – мама переживает за младшего сына.
– Она не хотела отпускать меня на гонки, думает, что со мной что-то случится. Мы уговаривали ее всей семьей, – делится молодой человек.
В соревнованиях он участвует уже четыре года. В первый раз это были зимние заезды на багги. Выступление прошло не очень удачно: Владимир перевернулся. Однако это не остановило гонщика – с прошлого года он уже в команде Удмуртии осваивает трассы ралли-рейда.
– Тогда я пропустил первый этап, потому что у меня еще не было прав. А на других этапах я занял хорошие места для новичка: в Удмуртии – 5-е из 15 участников, а в Магнитогорске – 6-е из 14.
Хоть опыт серьезных гонок у Владимира не большой, но он уже успел поучаствовать в спасательной операции. На трассу выехала девушка, которая перед стартом не проверила, насколько глубокие лужи. В итоге участница застряла. Владимир первым кинулся на помощь.
– Другие не ехали выручать. И кто еще тогда поможет? Багги оказался слишком тяжелым, поэтому я только чуть-чуть его вытянул, – рассказывает Владимир.В итоге на помощь пришли еще две машины. Девушку вывезли на прицепе.
На трассе вообще случается всякое. Бывает, что у гонщиков прямо во время гонки отваливаются колеса. На помощь приходит команда – механики, как на Формуле-1, могут прямо во время гонки все починить, а иногда на это уходит ночь.
Досье
Владимир Сухих
Возраст: 17 лет, ученик школы
Мнение: больших вложений не нужно
– В гонках Can-Am X Race есть класс для любителей – Adventure. Там может поучаствовать любой участник с любым квадроциклом. В гонках этого класса не нужно что-то менять в технике, дополнять. Купил квадроцикл – поехал на соревнования. Класс Adventure сделали, чтобы любой человек мог окунуться в мир гонок. Атмосфера на соревнованиях потрясающая. Палаточный лагерь пропитан спортивным духом, вокруг оборудование, вездеходы, сервисы. Все на позитиве. Побороться за победу хотят все, даже новички. А потом дух гонок захватывает, и люди участвуют в более серьезных классах, – рассказал IZHLIFE Александр, руководитель BRP Центра «ЭКСТРИМ».
*Одометр – прибор для измерения оборотов колеса. С его помощью вычисляют пройденный путь.
**Дорожная книга – легенда местности для участников квадрогонок. На ней описан путь, километраж и указаны опасности, поджидающие гонщиков на каждом участке