Ижевской школьнице Кате Костиной всего 16 лет, но она уже объехала полстраны. В то время, пока сверстники девочки ходят в кино, кафе и на дискотеки, девочка решает сложнейшие математические задачи.
В интервью IZHLIFE Катя рассказала, сколько часов в день готова посвящать любимому предмету, как расслабляется после сложных олимпиад и что она чувствовала после.
Кружки с 1,5 лет
Родители Кати с самого детства решили развивать дочь: уже в 1,5 года девочка начала ходить в развивающий центр по 4 раза в неделю.
– А еще мы занимались русским языком, чтением, плаванием, английским языком, ходили в художественную школу, – рассказывает мама Кати, Виктория. – И в каждом направлении у дочери были отличные результаты, поэтому она до 2 класса не могла определиться, что же ей нравится.
Выбор Кати пал на необычную для девочки сферу – математику!
– 1 класс дочь училась в школе №30, а потом мы решили ее перевести в экономико-математический лицей №29, – рассказывает папа Кати Андрей. – Перевестись было непросто, так как в лицей принимали на конкурсной основе. Но мы сразу сказали, что конкурсов не боимся.
Учительница по математике тестировала Катю около 2 часов, а выйдя из кабинета, твердо сказала: «Эту девочку я беру». Уже после года обучения Катя поехала на свою первую многопрофильную олимпиаду в Набережные Челны.
– А потом у Кати появился новый преподаватель по математике – Нечаева Ольга Сергеевна. Ребятам она сразу понравилась, и все с удовольствием стали ходить к ней на кружок, – рассказывает мама школьницы Виктория.
«Перестали понимать ее задачи»
На математический кружок Катя ходит до сих пор, да не по разу в неделю.
– Дома я решаю задачи редко, а на кружке могу после уроков задержаться на 4-5 часов, – рассказывает 10-классница. – Иногда я отвлекаюсь, с кем-то еще общаюсь в перерывах.
Кстати, родители девочки перестали понимать ее математические задачи еще в 6 классе…
– Как-то Катя пришла к маме и сказала: «Мама, хочешь я дам тебе задачку порешать?». На что жена ответила: «Катя, что я плохого тебе сделала?!», – смеется Андрей Юрьевич. – Это совершенно другой уровень, это непростая математика. Примерно с 6-го класса со второго предложения задачи я уже переставал понимать, что хочет обсудить со мной дочь по математике.
По словам мамы, с Катей очень интересно разговаривать, а сочинения дочери она вообще носит с собой на работу!
– Она нестандартно мыслит и пишет, интересно читать ее сочинения, – рассказывает Виктория. – А еще Катя пишет стихи.
Объездила полстраны
За свои 16 лет Катя объездила уже полстраны, а вот выезд в Китай стал ее первой поездкой за границу.
– Я стала призером Всероссийской олимпиады по математике, и по ее результатам приглашали на летние математические сборы. На этих сборах мы писали еще олимпиаду, по результатам которой и составляли сборную России, куда мне удалось попасть, – рассказывает Катя. – Школьная математика и олимпиадная математика очень сильно отличаются. Математику как школьный предмет я люблю, но он не является моим любимым, а вот олимпиадная математика мне нравится!
Кстати, Китай Кате совсем не понравился. Родителям она тоже не советует туда ехать отдыхать.
– Там достаточно странно и непривычно, поэтому домой я возвращалась с превеликим удовольствием, – рассказывает Катя. – Из еды там тоже много было острого, поэтому в гостинице я старалась выбирать что-то более европейское на вид. А потом вообще решила купить пельмени, а они оказались… с зеленью!
– Конкретно к этой олимпиаде я готовилась достаточно мало. Я просто решала задачи прошлых лет, – делится школьница. – Задания были достаточно сложными, поэтому своему результату я, конечно, рада!
По словам Кати, совсем бросить математику ей не хотелось никогда.
– Бывали моменты, когда хотелось, чтобы все отстали от меня, хотелось заняться чем-то другим, только не решать задачи. Так часто бывает после серьезных олимпиад, когда немножко устаешь от всего, – рассказывает школьница.
«Мы гордимся!»
Родители своей дочерью очень гордятся, но никогда свои чувства напоказ не выставляют.
– Если нас поздравляют с очередной победой Кати, то мы скромно говорим «спасибо», – говорит Андрей Юрьевич. – А вообще в ребенка надо вкладывать время!
Свой совет дала и мама Кати.
– Когда я была в декрете, то читала много литературы про развитие детей. Мне понравилась одна мысль, что когда ребенок чего-то «наедается» всласть, то он теряет к этому интерес, – делится Виктория. – Поэтому когда мы занимались математикой, и я начинала видеть, что Кате очень нравится, то прерывала процесс. То есть решать математику было для нее наградой. А еще начинать что-то делать с ребенком надо, когда ему интересно! У нас, например, многие начинают учить читать, когда надо, когда все делают. А ребенку интересно раньше. Да, это тяжело, но это надо перебороть и как-то переиграть.
БЛИЦ
Как расслабляешься?
Набираю дома ванну и лежу там часами. А еще могу 4 часа подряд спать или просто лежать на кровати.
В какой вуз планируешь поступать?
Московский физико-технический институт, кафедра информатики и вычислительной математики.
Сколько поездок на олимпиады и сборы получается в год?
Около 10. В октябре, например, на месяц уеду в образовательный центр «Сириус», в Сочи.