Мы продолжаем знакомить вас с героями Доски почета Удмуртии – 2016. В этот раз – рассказ о Михаиле Корепанове, старейшем сотруднике «Ижавиа». Он проработал в авиации 60 лет и ушел на пенсию в 81 год.
Михаилу Захаровичу Корепанову 81 год, но на заслуженный отдых он вышел совсем недавно – в ноябре этого года. Ровно 60 лет он проработал на ижевском авиапредприятии, где прошел путь от моториста до начальника смены цеха оперативного обслуживания авиационно-технической базы.
Синий форменный китель с множеством наград, пышные усы – с такой колоритной внешностью Михаил Корепанов вполне мог бы сыграть в кино. Рассматриваю фотографии Михаила Захаровича, сделанные в 1970-е годы, и понимаю, в чем дело. В молодости он был таким же черноволосым и носил такие же усы, как главный герой популярного фильма «Мимино», которого сыграл Вахтанг Кикабидзе.
Вдобавок ко всему ветеран «Ижавиа» еще и живет на улице Лётной в деревне Старое Мартьяново Завьяловского района!
Служба в ВВС и первый полет
Деревенский мальчишка Миша Корепанов и представить себе не мог, что вся его жизнь будет связана с небом и самолетами. Ему было шесть лет, когда началась Великая Отечественная война. С утра до позднего вечера он работал в поле – выпалывал сорняки, убирал лен, копал картошку. Чуть позже ему доверили лошадь и плуг.
– Лошадь борону тащит, а ты следом идешь. Скидку на возраст нам никто не делал. Во время войны все на женщинах и детях держалось, - вспоминает ветеран.
После окончания школы Михаил Корепанов решил поступать в Глазовский сельхозтехникум, но не сдал экзамены и пошел работать грузчиком на Игринский лесокомбинат. Через год его призвали в армию, да не абы куда, а в военно-воздушные войска.
Сначала юноша служил в авиационном полку на Дальнем Востоке. Потом в числе лучших курсантов его отправили в Москву. Там на центральном аэродроме он исполнял обязанности старшего бортмеханика военно-транспортного самолета Ли-2.
– Мы доставляли корреспонденцию в Восточную Европу, где тогда находились советские войска, – рассказывает Михаил Захарович и с улыбкой вспоминает свой первый полет. – Когда взлетали, испугался, мне показалось, что крыльями заденем крыши домов – в Москве они высокие уже тогда были. Закричал пилоту: «Осторожно, не зацепи!», а тот надо мной, новичком, только посмеялся.
Изучил самолеты как свои пять пальцев
После окончания службы Михаил Корепанов вернулся в родную Удмуртию и начал работать на ижевском авиапредприятии. За плечами у него уже были сотни часов налета, но в Удмуртии своих самолетов тогда не было – аэродром принимал только транзитные рейсы. Их-то и обслуживал первое время наш герой. К тому же врачи не позволили больше Михаилу Захаровичу летать, но и на земле работы было предостаточно.
В 1960-е годы ижевский аэропорт начал принимать новые самолеты: Ил-14, Ил-18, Ан-24, позднее – ТУ-134 и Як-42. Армейских знаний молодому авиатехнику стало недоставать, поэтому он отучился в Егорьевском авиционно-техническом училище, а потом получил специальность инженера-механика в Ижевском сельхозинституте.
– В советские годы активно применялась сельхозавиация – с ее помощью орошали, удобряли поля, уничтожали вредителей. Так что авиация и сельское хозяйство друг другу не чужие, – объясняет Михаил Захарович странный, на первый взгляд, выбор места учебы.
Сколько самолетов подготовил Михаил Корепанов к полетам за 60 лет работы, точно не скажет никто. Счет идет на тысячи. За эти годы он досконально изучил советские воздушные суда, а самолеты «Ижавиа» знает как свои пять пальцев.
Работы никогда не боялся
– От технических служб зависит безопасность полетов. Я и мои коллеги это понимали и всегда работали на совесть, чтобы не допустить нештатных ситуаций, – комментирует ветеран. – Добросовестному труду я учил и молодых коллег, так что на заслуженный отдых ушел со спокойной душой.
– Михаил Захарович, многие пенсии ждут не дождутся, а вы аж до 81 года проработали, – восторгаюсь я энергией Михаила Захаровича.
– Плох тот мужик, что работы боится. Работа меня никогда не пугала – в ней-то мужская сила и кроется.
ДОСЬЕ
Михаил Захарович Корепанов, 81 год
- Родился в деревне Лонки-Ворцы Игринского района Удмуртской АССР.
- В 1962 году окончил Егорьевское авиционно-техническое училище, а в 1972-м – Ижевский сельхозинститут.
- Имеет немало наград, в их числе нагрудный знак «Отличник Аэрофлота», медаль «Почетный ветеран труда», а также звание «Заслуженных работник транспорта УР».
- С женой прожил 55 лет, вместе воспитали двоих сыновей.