В Москве открылась персональная выставка Кати Царевой «История одного белого дома». Художник из Ижевска представила на ней 11 картин, инсталляцию и видео.
«Я стараюсь создать нарочито лаконичный пейзаж»
Одной из ключевых тем, развиваемых художницей, становится выявление человеческой, часто женской, идентичности через сосуществование с рукотворным ландшафтом. Архитектура как пространство, возводимое и проектируемое человеком, предстает средой, одновременно задающей состояние и окрашиваемой чьим-то присутствием.
- Холст я натягиваю, проклеиваю желатином и не грунтую. Так краска буквально втягивается в него, таким образом я добиваюсь матовости фона. Фигуры пишу маслом, работаю не только кистями, но и гвоздями, засохшими тряпками и всем, что способно царапать поверхность, - говорит Катя Царева. - Я стараюсь создать нарочито лаконичный пейзаж и вписать в него форму, которая имеет иную материальность. Иногда эту форму я заменяю женской фигурой, которая задает пространству определенный эмоциональный контекст. То, что считывается как грусть, тревога, спокойствие, стыдливость, странность... Значит, моя фигура может говорить отдельно от меня, отдельно от моих мыслей и эмоций.
О галерее Гридчинхолл (частная загородная галерея со студией-мастерской для художников) Катя узнала несколько лет назад - увидела статью в журнале по интерьерам.
- Мне безумно понравилось их пространство, архитектура. Помню, листала журнал и думала, как здорово, что в России есть такие места! – улыбается Катя. - Конечно, в то время я и представить не могла, что там когда-то будет моя персональная выставка. По-моему, в тот момент я даже еще не знала, что все-таки встану на путь художника. Я говорю именно путь художника, потому что для того, что быть художником мало рисовать с самого раннего детства, учиться в художественной школе, окончить профильное заведение и рисовать в свободное от работы время, как это было у меня, в тот момент, - говорит Катя.
С основателем галереи Сергеем Гридчиным Катя познакомилась через «Фейсбук». Они часто общались о современном искусстве в России, о проблемах художников. Так в переписке и возникла идея выставки.
«Когда-нибудь точно стану известным художником»
Катя училась в Кубанском Государственном Университете на факультете Архитектуры и дизайна. В Ижевск она приехала в 2006 году, когда вышла замуж за ижевчанина. Здесь она работала в сфере дизайна до 2010 года. А потом разочаровалась в возможностях работы на заказ в Ижевске.
- Я слишком радикальный и бескомпромиссный человек, я хотела делать хорошие чистые проекты, а это сложно уживалось с потребностями и вкусами заказчиков. К тому же, я никогда не бросала живопись, и всегда говорила, что когда-нибудь точно стану известным художником, так шутила (смеется), - говорит Катя.
Первая выставка Кати Царевой состоялась в 2012 году в галерее «Грифон» в Ижевске, потом в рамках «Арт-квадрата» - проекта, направленного на поиск и поддержку талантливой молодежи. Но это была еще не та Катя, которую мы видим сейчас.
- Я общалась с куратором арт-квадрата, он спрашивал о моем творчестве, о любимых современных художниках... На многие вопросы я не знала ответа и говорила просто «не знаю», на что он мне отвечал: «А не хотите ли узнать?». Я поняла, что мало знаю о современном искусстве и начала много читать, пыталась понять, как все устроено и по каким законам движется, - говорит Катя.
По ее словам, в российских художественных вузах не учат современному искусству. История искусства обрывается на Малевиче.
Далее у художницы была череда персональных и групповых выставок. Одна из них прошла в Лондоне - ее пригласил художник через социальную сеть «Фейсбук». А в прошлом году Катя участвовала в групповой выставке в Московском Музее Современного Искусства «Мастерская 2015», куда попала через открытый конкурс.