Top.Mail.Ru
22 апреля 2015 17:07
Знай наших!

Как учитель труда из Ижевска стал лучшим директором школы в России

В школе-интернате № 15 учатся глухие дети. Но вместе с учителями Наил Сираев смог доказать: способности детей с «ограниченными возможностями» вовсе не ограничены!

из архива школы-интерната №15
из архива школы-интерната №15

Наши ижевские слабослышащие школьники теперь - чемпионы России по горным лыжам. Они - среди лучших граверов ижевской Школы ружейного мастерства. Наил Рафикович никогда не вызывает учеников «на ковер». Школьники сами каждое утро забегают с ним поздороваться. Учителя удивляются: как директор знает по имени каждого из 130 учеников? Откуда у него в 58 лет столько энергии и авантюризма? И кто бы знал, что педагог, который 30 лет назад хотел сбежать из школы, станет любимым и лучшим директором? Наш разговор с Наилом Рафиковичем мы передаем самыми яркими цитатами.

«Думал, как сбежать отсюда»

- В этой школе мы с женой работаем с 1980 года. Нас, выпускников истфака УдГУ, сюда направили по распределению. Сказали: «Не надо бояться, дети такие же, только хуже слышат». Мы пришли, а дети оказались совсем глухими!

- Языка жестов мы не знали, поэтому историю я не вел. Меня назначили учителем труда. А я и не умел никогда строгать, вырезать. С ребятами мы ходили в библиотеку, по книжкам учились мастерить. Некоторые полки, двери в нашей школе стоят еще с тех времен.

Наил Сираев,
директор школы-интерната № 15:
Какой была моя первая встреча с детьми?.. Я их боялся. Не знал, как вести себя. Мне достался выпускной класс, ребята там - уже бородатые дяденьки, выше меня на голову. Им 24 года, и мне, учителю, столько же. Раньше детей из сел привозили уже в старшем возрасте, а обучение все равно надо было начинать с первого класса. Поэтому они поздно заканчивали школу. Мы даже не разговаривали. Я писал им на доске, передавал записки, они мне так же письменно отвечали. Я вел уроки и думал, как сбежать отсюда…

«Дети учили меня языку жестов»

- У меня был хороший наставник - тоже учитель по труду. Он уберег меня от бегства. Сказал мне тогда: «Ты посмотри, ты уже смог научить детей выпиливать! Посмотри, как они довольны этим трудом!» И вот где-то у меня екнуло. Решил: еще потерплю, посмотрим, как дальше будет работаться.

Сказали: «Не надо бояться, дети такие же, только хуже слышат». Мы пришли, а дети оказались совсем глухими!

- Потом пошли первые успехи: я начал понимать этих детей. Находился в школе с утра до вечера. Утром я приходил на уроки, а после обеда оставался за воспитателя. Мы с ребятами обедали, играли, делали домашние задания, проводили спортивные мероприятия. Сами ребята стали проводить со мной занятия, учили запоминать слова на языке жестов. Я полюбил этих детей, и они меня тоже. Так и вжился в работу.

«Не было денег - пошел торговать на рынок»

- В 1993 году я ушел из школы. Время было такое, что молока даже не на что было купить. Мы с женой - оба педагоги, зарплаты мизерные. А у нас две дочки-школьницы подрастают. Но надо было просто выживать.

- Подался в челноки. Брал деньги в долг, ездил за вещами в Турцию, Болгарию. Торговал на Восточном рынке, а жена после уроков приходила мне помогать. Так и выкручивались. Хотя меня это тяготило, все равно хотелось к детям. Все мои выпускники знали, где я на рынке торгую. Приятно было, когда приходили поздороваться, да и одеваться, обуваться они у меня стали. Этим я занимался с 1993 по 2000 год.

«Учителя уговорили стать директором»

- На рынке немного подзаработал, пошел работать в УдГУ специалистом по внеучебной деятельности. Мы постоянно что-то организовывали, о возвращении в школу я даже не думал! Как удивился, когда среди рабочего дня ко мне на работу пришли учителя из интерната! Просили стать директором школы, прежний руководитель уходил. Я, конечно, отказал. Жизнь уже сложилась, работа нравится. Во второй раз они приехали ко мне на огород. Я в грядках копаюсь, а они снова о директорстве. Вновь отказал. Приехали ко мне в третий раз, накрыли стол, начались задушевные беседы, и… я согласился. Если честно, уже не помню, как меня уговорили, но 1 сентября 2008 года я вышел на работу в качестве директора школы-интерната № 15.

Как учитель труда из Ижевска стал лучшим директором школы в России
На уроках технологии ученики школы-интерната учатся делать мебель из лозы - кресла, столы и диваны.

- Школа была в убогом состоянии. Начал с ремонта цоколя. Обзвонил своих выпускников. Они пришли в школу, я говорю: «Давайте родной школе поможем: видите, стены разваливаются». Мои ребята после работы на заводе приходили сюда, я покупал пару куриц, привозил из дома картошки, варили суп, вместе штукатурили, ремонтировали. За лето восстановили цоколь здания и сделали хоккейную коробку. Работали они абсолютно бесплатно. Это лишний раз подчеркивает состояние души глухого человека, он всегда рад помочь.

«Мы хотим участвовать в Олимпийских играх»

- Весной 2010 года ко мне пришли старшеклассники и обратились с необычной просьбой: «Мы хотим заниматься горнолыжным спортом и участвовать в Олимпийских играх!» Ребята объяснили, что их поразили выступления спортсменов на Паралимпийских играх в Ванкувере.

Единственное, что я мог ответить им: «Давайте попробуем!» Но тогда я даже не представлял, как трудно нам будет осуществить их мечту…

- О просьбе детей я рассказал нашим учителям. Большинство педагогов были против. Во-первых, это травмоопасно, во-вторых - для ребят это сложнее, ведь одно из последствий проблем со слухом - нарушение координации движений.

Наил Сираев,
директор школы-интерната № 15:
Новость о том, что школа планирует занятия горными лыжами, вмиг разошлась среди детей. Ребята стали специалистами в этом. Они объясняли нам, какие виды дисциплин есть в этом спорте, какие лыжи на каких дистанциях используют. Мы с учителями уже просто не могли тогда подвести ребят. На чистом энтузиазме, без денег и тренеров, решили, что наши дети будут заниматься горными лыжами.

- Учителя, родители, воспитатели все лето искали специалистов-горнолыжников. Но когда те узнавали, что придется работать с глухими детьми, отказывались. Учебный год вот-вот начнется, а что мы скажем детям? Мы с учителями во второй раз поехали в Чайковский (там закрылась школа горнолыжного спорта). Первоначально тамошние тренера ответили отказом. Но мы привезли с собой фото и видео о творчестве наших детей. На встречу пришли только два тренера. Они хоть и удивились способностям глухих школьников, но снова отказались работать. Тогда я убедил их приехать в нашу школу.

В актовом зале не было свободных мест. Тренеры проверяли школьников - бег, прыжки и т.д. Поняв, что у них хорошая физическая форма, Александр Степанович Паршаков и Игорь Александрович Решетников согласились работать с нашими детьми.

Мы нашли для них служебное жилье. С помощью бизнесменов, депутатов купили ролики, наколенники и четыре пары горных лыж.

Как учитель труда из Ижевска стал лучшим директором школы в России
Команда горнолыжников школы-интерната № 15 на чемпионате России среди глухих в Домбае.

- К первому снегу мы поставили на лыжи 30 человек. Тренеры сначала не знали языка жестов, но со временем ребята помогли им его выучить. Тренировались мы сначала на снежной трехметровой горке во дворе школы, которые построили волонтеры. А уже потом, после чемпионата, нам предоставили Чекерил и Нечкино.

«Нас «деревней» называли»

- Если уж мы начали заниматься, нужно же к чему-то стремиться? Я поехал в Москву, в сурдлимпийский комитет (отвечает за спорт для инвалидов по слуху). Предложил провести первый чемпионат России по горным лыжам среди глухих. Идею такую выдвигали и с Кавказа. Чемпионат назначили на ноябрь 2010 года. А мы только-только встали на лыжи - подготовки еще никакой! Инвентаря тоже не было. «Да вы что?! Это нереально», - сказали мне тренеры. С трудом, но я все же убедил их начать подготовку. К чемпионату в итоге мы были условно готовы.

- В команду мы отобрали четырех мальчиков и одну девочку. Администрация города и Министерство спорта помогли с деньгами на проезд, проживание, оплату подъемников. Лыжами нас экипировало руководство республики, а вот все остальное собирали с миру по нитке. Очки и шлемы у ребят были мотоциклетные, на ногах - шаровары, вместо комбинезонов - куртки. В горах холодно, поэтому мы одели ребят тепло, как только могли. И вот представьте: летит такой наш «парусник» с горы! Смеялись над нами все. Но наша девочка - Оля Шелемова - завоевала две серебряные медали. Сейчас она уже вышла замуж, готовится стать мамой, но для нас она навсегда останется первой горнолыжницей.

Как учитель труда из Ижевска стал лучшим директором школы в России
Ольга Шелемова - первая горнолыжница школы № 15, завоевавшая две серебряные медали на чемпионате России в 1010 году.

- На сегодня три наших ученицы - Алина Рябчикова, Мария Одинец и Анна Лосева - представляют Россию на сурдлимпийских играх в Ханты-Мансийске. Впервые в истории горнолыжного спорта России у нашей сборной, и именно у девочек из нашей школы, есть шанс завоевать медаль.

От мысли, какой путь мы за это время смогли пройти, у меня внутри все замирает: нас деревней называли, а сейчас в мире нас знают и уважают. Мы единственная в России коррекционная школа, которая серьезно занимается горнолыжным спортом. Всех наших заслуг не было бы без поддержки Удмуртского отделения Сбербанка России. Банк взял над нами шефство и реализует проект «Счастливое детство»: оказывает помощь в проведении учебно-тренировочных сборов, приобретении специального оборудования, и не только для занятий спортом, но и для обучения и развития детей с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата.

«Ставим на ноги детей, которые не умели ползать»

- Тренеры мне подсказали - был у них опыт, когда занимались с больными ДЦП, используя горные лыжи. Если у нас есть возможность помочь детям встать на ноги, почему бы не попробовать? Пришлось очень долго убеждать чиновников. Надо было и мебель приобрести специальную, и пандусы сделать, и пороги расширить. Пахал весь коллектив. Четыре года мы принимаем в свое дошкольное отделение при школе неходячих детей с трех лет. Малыши не то чтобы ходить, даже стоять не могут - только ползают. Наша задача - поднять их, поставить на ноги с помощью горнолыжных ботинок и лыж. Это процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики. Сначала они долго учатся застегивать ботинки, потом - надевать их.

Как учитель труда из Ижевска стал лучшим директором школы в России
Наил Рафикович старается не пропускать соревнований - ездит поддержать своих ребят!

И вот наконец, когда они встают на ноги в этих ботинках, для них это историческое событие. После того как ребенок адаптируется к новому для себя состоянию, начинаются первые шаги. Горнолыжные ботинки представляют собой ту же самую ортопедическую обувь, только намного жестче и сильнее, поскольку площадь больше. А когда мы подстегиваем к ним горные лыжи, то площадь опоры становится еще больше, и ребенок начинает ощущать себя увереннее, начинает понемногу передвигаться. Первая группа таких «горнолыжников», которых мы набрали три года назад, сейчас уже пошли в первый класс - в нашу начальную школу. Пошли почти в прямом смысле слова: шесть детишек из инвалидных колясок перешли на ходунки. Мы очень гордимся таким результатом!

Три ученицы школы-интерната № 15 представляют Россию на сурдолимпийских играх в Ханты-Мансийске.

Обучают ружейному мастерству

- Сейчас практически все наши старшеклассники приезжают в школу на машинах. Они все сдали на права. Сотрудничаем с автошколой в школе № 97. Первое время их инструкторы приходили к нам обучиться жестовой речи, мы им помогали.

- Начиная с 10-го класса, наши ребята посещают Школу ружейного мастерства. Обучаются там рабочим профессиям: сборщик стрелкового оружия, оружейник, гравер и другим специальностям. Проблема раньше была в том, что глухим ребятам очень сложно найти работу. А не хочется, чтобы они были обузой семье. Сейчас получают свидетельство о присвоение разряда по какой-либо профессии. На заводе для них резервируют рабочие места, и они трудоустраиваются автоматически. А девушки учатся еще и на Ижевском радиозаводе на радиомонтажниц.

Как учитель труда из Ижевска стал лучшим директором школы в России
Александр Санников - выпускник школы № 15, а сейчас - один из лучших граверов и преподаватель ижевской Школы ружейного мастерства.

- Предварительная работа очень долгой была. Никто не верил, боялись. Как глухие смогут на заводе работать, вы что? Мы, учителя, родители приходили на заводы, убеждали ввести этот эксперимент. Получилось так, что на сегодня мы готовим рабочую смену для республики. Сейчас ребята хорошо зарабатывают. Один мальчик - Саша Санников - сейчас заканчивает УдГУ, факультет промышленного дизайна. Первый из наших выпускников, кто получает высшее образование! Прекрасный гравер из него получился! Моя цель - показать ребятам, что надо стараться, развиваться, и тогда каждый может стать уважаемым и успешным.

Взгляд со стороны

«Дети называют директора папой»

Анна Мощевитина,
завуч школы-интерната № 15:
Мы очень любим Николая Романовича (так на русский лад называют его коллеги и ученики - прим. авт.)! Работа у нас просто бурлит - один проект за другим. Когда он предлагает нам свои идеи, мы ему отвечаем: «Что вы, у нас точно не получится. Денег нет, времени тоже». Так было и с горными лыжами. Но, какой бы смелой идея ни была, все получается воплотить. Николай Романович в курсе всех школьных дел - и крышу, и туалеты, и успеваемость детей проверит. Некоторые ученики называют его папой. Он и играет с ними, всегда интересуется, хорошо ли, тепло ли они одеты, какие оценки получили, как дела дома.