Top.Mail.Ru
23 июня 2014 17:35
Знай наших!

Слабовидящий подросток из Удмуртии учит ориентироваться слепых детей

Александр Сакмаров рассказал, как он справляется с современными устройствами и почему не любит, когда его называют героем.

Анастасии Малышевой
Анастасии Малышевой

В апреле этого года Фонд социально-культурных инициатив, которым руководит Светлана Медведева - жена премьера, создал книгу о юных героях «Горячее сердце». В нее вошли имена 146 детей и подростков со всей России, проявивших мужество в сложных и экстремальных ситуациях.

Александр Сакмаров, 17-летний ученик Якшур-Бодьинской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, тоже попал в эту книгу, однако героем себя он считать отказывается. Журналисты портала Izhlife.ru отправились в гости к Саше, чтобы понять, за что он удостоился столь высокой награды и как адаптируются современные слепые подростки к жизни в мире видящих.

Бегать через две ступеньки, ориентируясь по свету

Я вылезаю из пригородного автобуса. Еще утро, на улице прохладно, но дрожу я не от этого. Мне совсем не понятно, как общаться с мальчиком, который почти ничего не видит, и я боюсь ляпнуть что-нибудь вроде: «Смотрел вчера хоккейный матч?»

С Сашей мы встречаемся на вахте в школе, протягиваю ему руку, он ее гладит. Жест, который при знакомстве со зрячим человеком мог быть истолкован двусмысленно, здесь необходим. Тактильный контакт заменяет Саше глаза. Чувствуется, что он волнуется, но это довольно быстро проходит.

В 11-м классе, где учится молодой человек, учеников всего двое - он и его лучший друг Игорь. На вопрос о том, не скучно ли учиться вдвоем, Саша улыбается:

- Мы привыкли. Игорь - мой лучший друг, мы с первого класса вместе. У нас всегда было не слишком много народа.

Слабовидящий подросток из Удмуртии учит ориентироваться слепых детей   Слабовидящий подросток из Удмуртии учит ориентироваться слепых детей
 

Первый урок, на который мы попадаем - физкультура. И он, как ни странно, почти ничем не отличается от обычного. Сакмаров бегает, прыгает, делает растяжку и даже играет в голбол - вид спорта для слепых, в котором надо ловить мяч, ориентируясь по звуку. Важный элемент урока для него - свет, благодаря которому Саша понимает, на каком расстоянии от него находится противоположная сторона зала.

В какой-то момент я просто забыла, что Саша почти ничего не видит - так свободно он двигался.

После физкультуры Саша идет в кабинет алгебры на второй этаж. Идет так быстро, что мы с фотографом со своими сумками и кофрами просто не успеваем за ним.

- Я привык ходить быстро, - улыбается Саша. - Вот и сейчас чуть было не побежал через две ступеньки по привычке.

На зрении свет клином не сошелся

Ребята будут писать годовую контрольную, но перед ней он, похоже, совсем не волнуется и с удовольствием отвечает кучу вопросов, которая у меня накопилась.

Александр Сакмаров,
11-классник, автор проекта адаптации слепых детей:
Я чувствую свет и тень, вижу цвета, могу различать на небольшом расстоянии предметы. Мне еще повезло! Вряд ли смогу сказать, когда полностью осознал, что отличаюсь от большинства окружающих меня детей. Просто никогда не заморачивался насчет этого. Я так же смотрел телевизор, так же играл на детской площадке. Родители очень помогли своим примером - они сами имеют ограничения по зрению. Я вырос рядом с хорошими людьми, которые делали свое дело, несмотря ни на что. И это дало мне понять, что на зрении свет клином не сошелся.

На контрольной все задания для Саши напечатаны шрифтом Брайля. Он бегло считывает их и даже комментирует:

- А почему здесь такие большие пробелы? Так их и не убрали…

А потом так же быстро начинает писать - тоже по Брайлю, выцарапывая точки в трафарете специальной иголкой.

Следующий урок - литература. Учебная программа завершена, и можно просто поговорить о том, какие книги Саша любит.

- Мне нравится Евгений Гришковец, - улыбается он. - Я мало у него прочитал, зато слушал замечательные моноспектакли. Когда ты остаешься с книгой один на один, то становишься совсем другим человеком. Отличный пример преодоления - Николай Островский. Для меня его жизнь стала открытием. Он не только потерял зрение, но еще и был парализован, и, тем не менее, смог не сломаться и продолжал работать.

Не люблю, когда мои девайсы разговаривают медленно

Жизнь в интернате расписана по минутам. Подъем, зарядка, завтрак, уроки, обед, специальные задания, подготовка уроков, ужин… Лишь в конце дня у учеников есть свободное время, которое они тратят так, как им хочется. Саша признается - любит гулять, слушать музыку и сидеть в Интернете. Удивлены? Молодой человек рассказывает, что видящие люди, с которыми он знакомится, часто задают много вопросов по этому поводу.

- «А как ты это делаешь? Как печатаешь? Как понимаешь, что говорит твой компьютер или смартфон?» А я не люблю, когда мои девайсы разговаривают медленно. Одно время меня эти вопросы очень раздражали. А потом я смирился с тем, что меня все время будут об этом спрашивать. Стараюсь отвечать, - улыбается Саша.

Он с легкостью управляется и со смартфоном, и с ноутбуком. Помогает в этом голосовой помощник - специальная программа, разработанная для людей с плохим зрением. Благодаря ей молодой человек «читает» тексты, набирает голосом смс-сообщения и легко находит нужную информацию во Всемирной сети.

- Люблю музыку, - рассказывает Саша Сакмаров. - Выбор зависит от настроения. Но есть и любимые исполнители, например, Noize MC, «Кирпичи». Как ни странно, Сергей Трофимов. Люблю и инструментал. Иногда тянет на что-то тяжеленькое. Единственное, чего не люблю - русская поп-музыка. Ну, никак. Еще не люблю некоторых рэперов.

Мы не можем просто посмотреть на фотографию - нам нужна цельная картина

После уроков у молодого человека появляется время для того, чтобы поговорить о своем достижении. Мы выходим на залитый солнцем школьный двор, садимся на скамейку. Саша рассказывает, что в книгу «Горячее сердце» попал за разработку проекта адаптации первоклассников с нарушением зрения «Расширяя границы». Слабовидящим малышам он показывает школьный музей, кабинет животных и птиц, проводит по школьным коридорам и классам.

 

- Я стараюсь описывать место, где малыши сейчас находятся, куда идут, что вокруг. Все это кажется очень простым, но, поймите, восприятие для нас играет самую важную роль. Нужно выстроить цельную картину, состоящую из образов, цветов, текстур, а не просто сказать: «Так, направо, налево, пришли, это школьный музей». Только тогда дети поймут, что это за место, зачем оно нужно. Научить ориентироваться смогут и учителя. Важно показать, что в школе есть интересные места, что нам есть чем гордиться. Когда вы смотрите на фотографию, то понимаете, как выглядят животные, люди, мир вокруг. А эти дети такого не могут, им важно потрогать и понять, чем, например, шкура кабана отличается от птичьего пера.

Есть люди, которые достойны больше, чем я

Заявку на участие в конкурсе «Горячее сердце» отправили Сашины педагоги. Специалисты Фонда социально-культурных инициатив под руководством Светланы Медведевой определили его в номинацию «Преодоление». В апреле Саша съездил в Москву на церемонию награждения, но, похоже, такое внимание ему не слишком по душе.

 
 

- Я не до конца заслужил такую награду. Есть люди, которые достойны больше, и это правда. После того, как я съездил в Москву, взгляд многих людей на меня изменился, хотя я этого не хотел. Был обычным парнем, а теперь нужно соответствовать. Может, я чего-то не доделал, остановился. Это задаток, чтобы идти вперед, добиваться большего.

Когда жалеешь себя - разрушаешься

К слепым слабовидящим людям в обществе относятся двояко. Самая частая эмоция при виде слепого - жалость. На этот счет у Саши Сакмарова есть весьма определенное время.

- Начинаешь жалеть кого-то, на себя со стороны взглянешь - какой же ты дурак! А когда начинаешь себя жалеть, ты дурак в квадрате. У меня бывали такие времена, когда я начинал думать что-то нехорошее, жалеть себя. Когда жалеешь себя - разрушаешься. И когда ты говоришь о том, какой ты бедненький, сначала люди тебя пожалеют, потом не обратят внимания, а потом тебе скажут: «Слушай, бедненький, а иди-ка ты в другое место, и там себя пожалей».

 
 

Другая грань этого же чувства - непонимание и нередко отторжение. Слепым людям нередко приходится сталкиваться с высмеиванием и равнодушием.

- Однажды шел в музыкальную школу, и около нее играли дети лет 10-12. Когда я отошел от них шагов на пять, слышу хохот: «О, смотри, слепой!» Я привык к таким ситуациям, просто по-человечески было неприятно. Но все меняется в лучшую сторону. Мама рассказывала, когда она спрашивала в магазине: «А сколько стоит вот этот продукт?», ей отвечали: «Разуй глаза и посмотри на ценник!» Сейчас редко можно такое услышать. И даже если человек не заметил, что ты незрячий, люди извиняются. А это уже совсем другое отношение.

Жизнь в большом городе меня не пугает

Следующий класс в школе-интернате для Саши последний. И планы у молодого человека поистине грандиозные - учеба в Санкт-Петербургском педагогическом университете имени Герцена. Саша хочет стать тифлопедагогом, чтобы помогать слепым и слабовидящим детям.

- Меня не пугает переезд в большой город, - в голосе слышится хитрая нотка. - К общежитию я привык. Конечно, там нет воспитателей, но я этого не боюсь. Добираться до университета смогу и сам. Конечно, в первый раз мне нужна будет помощь, а потом сориентируюсь. В первом классе я всем серьезно заявлял, что буду директором. И прикол в том, что образование, которое я получу, даст мне право руководить коррекционной школой. И мне очень хочется начать работать.

Девушка должна быть неглупой, а друг - понимающим

Саше Сакмарову 17 лет. И, конечно, его мысли заняты не только будущей учебой. Девушки у юного героя пока нет, но о семье он задумывается уже вполне серьезно.

- Девушки - это очень хорошо, но завести семью хочу только после того, как начну работать и иметь собственный доход, - рассказывает Саша. - Не хочу показаться этаким героем, который смотрит на мир другими глазами. Считаю, девушка должна быть как минимум неглупой. Важно, чтобы в ней была и красота души, когда в человеке всего и понемногу. Чтобы и поддержать беседу, и безбашенно развлекаться с друзьями, и при этом одно не будет мешать другому.

Относительно дружбы у Саши тоже есть свое мнение.

- Настоящий друг должен понимать тебя, как никто. Есть люди, которым можешь уже не договаривать, они поймут тебя с полуслова. Конечно, друг - это помощь и поддержка. Причем не в пользовательском режиме - у меня есть друг, он меня поддерживает, а я ему говорю: «Да пошел ты! Я с твоими проблемами знаться не хочу». Друг - это когда есть с кем поговорить по душам. И настоящий друг никогда не выдаст твоих секретов.