Наше первое интервью с министром - спустя почти год после появления первых слухов о смене прежнего руководителя силового ведомства и через полгода после официального назначения и старта реформы «из милиции в полицию».
Где родился - там и пригодился
В кабинете Александра Первухина я первым делом замечаю фотографию - автограф в рамке - счастливый игрок «Детройт Ред Вингз» Павел Дацук обнимает Кубок Стенли.
- Друг мой, рос в подъезде, где живут мои родители, - объясняет Александр Первухин.
Ничего удивительного. Для приехавшего из полуторамиллионного Екатеринбурга министра знакомство с известными людьми носит немного другой смысл, нежели для нас. Просто потому, что Екатеринбург – столица Урала, там много кто стал знаменитым и перебрался в Москву. Александр Сергеевич рассказывает: хорошо знает музыканта Вячеслава Бутусова, поэта Александра Новикова, спортсмена Сергея Чепикова.
Деятельный, в гражданском костюме, с быстрой речью и движениями, Александр Первухин больше напоминает топ-менеджера крупной федеральной компании, нежели силового министра. Кстати, с собой он, как принято в бизнесе, привез и команду профессиональных управленцев-заместителей.
- Этот вопрос периодически всплывает, - признается министр. - Но это только со стороны кажется, что я «своих» расставил. Да, в ходе реформы полиции и смены служебного распорядка из семи прежних заместителей министра остался только один. Но в новой структуре сотрудники из Екатеринбурга занимают лишь один пост из трех на любом руководящем уровне. А костяк МВД по Удмуртии остался. Это настоящие профессионалы, которые могут эффективно бороться с преступностью даже при том, что в ходе реформы в ведомстве в республике сократили 2000 человек.
Александр Первухин признается - перед назначением ему дали на выбор несколько регионов. Он решил возглавить МВД в Удмуртии.
- Выбирал сердцем, умом и душой, - говорит Александр Сергеевич. - Как говорят, «где родился, там и пригодился». Удмуртия - это все же Урал, мне понятна ментальность и особенность работы подчиненных. И потом - я могу без особого ущерба для работы навещать отца, мать и дочь в Екатеринбурге.
Александр Первухин (справа) с начальником Управления МВД РФ по Ижевску Николаем Швецовым.
В полиции должна быть конкуренция
Тема реформы полиции сразу становится центральной в разговоре. Просто, какие бы вопросы мы ни затрагивали - так или иначе приходится рассматривать их в ключе «а как теперь это будет в полиции». Александр Первухин и здесь демонстрирует мышление топ-менеджера: рассуждения о «планомерной и непоколебимой борьбе с преступностью» уходят на второй план. Мы говорим о конкуренции, эффективности труда и современных технологиях.
- Конкуренции в органах внутренних дел нет, это неправильно, - признается министр. - А конкуренция – это двигатель всего, не только торговли. Когда полицейский будет понимать, что на его место может прийти более желающий, подготовленный, квалифицированный, он начнет «шевелиться», показывать, что он и законодательство изучает, и в Интернете советы ищет, и на курсы ходит и т. д. Или возьмем участкового, скажем, в деревне в Малопургинском районе. В Ижевске у его коллеги 10 многоэтажек, по ним надо ходить и решать возникающие вопросы. А у того 18 деревень! Он привык работать так: в деревню N приедет, трех человек примет, потом обед, бумажные вопросы, отчеты и так далее, забыв, что еще 10 лет назад участковый здесь спокойно обслуживал большее число деревень.
Александр Первухин уверяет, путь реформы полиции - эволюционный, с постепенными изменениями. В ходе аттестации ушли действительно слабые, нечистые на руку, искавшие в силовых органах что-то свое. Дальше, после повышения зарплаты, которая увеличит конкуренцию, отсеются неготовые работать эффективно. А следующий этап - в полицию придут люди, окончившие новые учебные заведения МВД. Их осталось всего 8, но это элитные вузы, они готовят профессионалов.
- Года через 4-5 они заменят хороших полицейских, уходящих на пенсию, - говорит министр. - Вот тогда мы сможем говорить о расширении функций, полномочий и прав сотрудников полиции. В полицию нельзя идти за огромными деньгами. Бизнесмен, банковский клерк, биржевой брокер всегда заработают больше. Известная мировая практика: зарплата сотрудника полиции - доход среднего квалифицированного рабочего плюс 25 процентов. К нам должны идти люди, которым нравится форма, кто хочет служить людям и обществу - такие есть, как художники по призванию или талантливые озеленители. Просто процесс еще должен подкрепляться уважением общества и государства. Важна нематериальная оценка дел и влияния, которое имеет сотрудник полиции.
Затронув тему уважения, я перевожу дискуссию в традиционное русло. В понимании большинства полиция обязана бороться «со всем, всегда и везде».
- Я не понимаю, откуда у населения желание, чтобы мы стали полицией западного образца. Оно же само потом взмолится о пощаде! - рассуждает Александр Первухин. - У нас страна мелких правонарушителей! Я не хочу никого обвинять. Но есть факты. Ежегодно мы составляем более 1 миллиона административных протоколов. Примерно каждый четвертый или пятый житель Удмуртии наказывается полицией. У нас среднестатистический гражданин при выборе совершить мелкое правонарушение или вызвать для себя небольшое неудобство выбирает правонарушение! Бросить машину в том месте, где она будет всем мешать, либо пройти 300 метров пешком от парковки? Конечно, припарковаться на тротуаре! Оставить бутылку пива на дороге или дойти 10 метров до урны? Да что там, можно же «запустить» ее подальше в кусты! Проиграйте в своей голове, сколько раз вы за жизнь сознательно превышали скорость или ездили в общественном транспорте «зайцем»? Полиция - это громоотвод для общественного раздражения. Как что идет не так - полиция ничего не делает! И психология у уважаемых мною сограждан такова: полиция обязана нещадно бороться со всеми правонарушителями… кроме меня, потому что я сделал это в первый раз, и вообще никому особенно не навредил, не украл, не убил.
Александр Первухин рассказывает: недавно к нему пришла жалоба на действия сотрудников ГИБДД, связанные с тонировкой. Водитель сообщил, что его в экстренной ситуации попросили проехать на пост и измерили светопропускание стекол.
- Он спешил, он предлагал вернуться после разрешения ЧП и понести ответственность в полном объеме, - говорит министр. - Да, возможно, сотрудники ДПС не вошли в положение. Но подумайте, что, если этот молодой человек был за смену уже пятнадцатым, кто заявил полицейским: «А не пойти бы вам «лесом-полем», у меня срочное дело, давайте потом решим все». Мое личное мнение: реформа полиции пока идет только в головах полицейских. А нужно, чтобы начало меняться общество. Закоренелыми преступниками не рождаются, а становятся оттого, что видят всеобщую дозволенность правонарушений.
У полиции нет задачи бить всех по рукам
Говоря о состоянии преступности в республике, Александр Первухин демонстрирует подробный отчет за 10 месяцев. В большинстве граф - минусовые отметки, означающие снижение количества преступлений. В общем - более 16 процентов «минуса».
- Криминал появляется там, где недосматривает государство, - говорит министр. - Простой пример - сколько лет в Ижевске бьются с Центральным рынком. У меня куча жалоб, заявлений, просьб разобраться, какие-то сообщения, что туда заходят одни, потом другие. И от меня требуют навести там какой-то порядок. Хотя решение на самом деле простое. Федеральным законом контейнерная торговля в населенных пунктах запрещена еще 8 лет назад. И такой рынок не должен находиться в центре столицы. Это рынок Удмуртпотребсоюза, где изначально продавали продукты своего труда крестьяне и садоводы. Почему владельцы рынка не могут по настоятельной просьбе органа местного самоуправления и на полученные сверхприбыли за прошлые годы построить красивый павильон? И нет задачи у полиции дежурить там круглосуточно, бить по рукам «синих, красных и зеленых». Бороться нужно не с проявлениями, а с причиной. То же с наркоманией. Вопрос не в том, откуда и сколько везут, и как силовые ведомства перекрывают эти каналы. Речь идет о миграционных процессах, которые можно регулировать на уровне республики и округа, о структурных проблемах, которые позволяют сюда приезжать жителям Малой Азии и налаживать какие-то каналы поставок и сбыта. Например, почему тысячи представителей одной из диаспор, имеющей прекрасные производственные традиции в области нефтедобычи, заняты преимущественно в торговле овощами и жареным мясом?
В качестве примера эффективной борьбы Александр Первухин рассказывает об уличной преступности, связанной с кражами мобильных телефонов. В Ижевске она почти сошла на «нет».
- В этом, в том числе, заслуга государства, которое смогло снизить социальную напряженность, дало людям возможность заработать деньги, тратить их и снижать ценность определенных предметов и благ, - уверяет министр. - Нет смысла воровать мобильные телефоны, которые стоят копейки, или детали автомобилей, которые не найдут спроса, потому что можно купить новые, а за все заплатит страховая компания. Или кражи с садоогородов. Сейчас ведется большая работа по легализации скупщиков металлов. После событий в Малой Пурге мы проверили все точки, и нигде не принимали ни болванок, ни остатков снарядов, ни вынесенных с прилегающих территорий теплиц, бытовой утвари и т. д.
Одной из главных задач ведомства на ближайшее время Александр Первухин называет «отдаление полицейского от выявления мелких правонарушений».
- Они должны фиксироваться автоматическими средствами, - рассказывает министр. - За ближайшие 2-3 года в республике будет освоено до 100 миллионов рублей на организацию видеонаблюдения и систем экстренного вызова полиции в оживленных местах. Кроме того, предстоит развить организации добровольных помощников полиции, народных дружин, городских служб муниципальной милиции.
«В бизнес не пойду»
Часовая беседа завершается быстро. На прощание я, впечатленный «топ-менеджерской» позицией министра, спрашиваю, не думает ли он после выхода на пенсию продолжить работу в бизнесе. С такими навыками возьмут с руками и ногами.
- Я упустил возможности для перехода в бизнес и не жалею об этом, - признается министр. - В начале 90-х годов, когда я служил капитаном милиции, начался массовый отток друзей, золотой сердцевины МВД. Тогда был другой деловой климат, масса ниш, доходность огромная. А сейчас уже не те времена. Так что продолжу служить.
О личном
- Мои увлечения - спорт и чтение, - рассказывает Александр Первухин. - Как говорил мой тренер, самый здоровый образ жизни - «нагрузился» в спортзале - и за книжку! Я три раза в неделю плаваю, один раз играю в футбол, пару раз занимаюсь на тренажерах. Читаю в основном вечером, перед сном. Люблю историческую литературу, иронический детектив, боевики, стараюсь знакомиться с новой популярной российской литературой. Еще я большой фанат футбола, именно поэтому отношусь к Удмуртии с большим уважением. Например, в Глазове есть клуб-феномен «Прогресс». На минимальные деньги он выступает в мини-футбольной Высшей лиге и содержит вторую по численности школу мини-футбола в России. Надеюсь, что и ижевский «Зенит» будет в ближайшее время показывать хороший результат. А быт у меня простой. Я работаю с 8 утра до 9-10 вечера, как правило, с одним выходным. Живу в гостинице на территории ведомственного оздоровительного комплекса. Кроме работы иногда выбираюсь с друзьями в ресторан или хожу в кино. Люблю собирать грибы, но, к сожалению, в этом году не получилось. И я не рыбак и не охотник.
Блиц
Давайте прочитаем последнее полученное вами СМС-сообщение?
Оно от дочери: «Папа! Ты недоступен! Опять в своей Як-Бодье!»
Когда вы в последний раз дрались?
Бился на спарринге в спортзале недавно, а в жизни - лет 10 назад.
Что из случившегося с вами недавно действительно огорчило?
Разговор с родителями, они стареют, и, увы, с этим ничего не поделаешь.
А порадовало?
Сборная вышла в финал чемпионата Европы по футболу! Обязательно поеду на матчи, у меня на Украине много друзей.