Право представлять в республике легендарный бренд Volkswagen Михаил Попов получил тогда, когда о стремительном развитии марки в России никто еще и не догадывался. Но ставка на Volkswagen позволила компании «ИТС-Авто» всего за 5 лет стать одним из лидеров автомобильного рынка Удмуртии. Теперь Попов уверенно осваивает легендарный бренд Mazda и, судя по всему, припас в рукаве еще пару козырей.
Я такой же, как все
Михаил Попов приезжает в автосалон ближе к вечеру. Вчера он только-только вернулся из-за границы. Поэтому сегодня нарасхват и целый день провел на деловых встречах и переговорах.
- Даже пообедать не успел, - оправдывается Михаил и предлагает начать интервью прямо в клиентском кафе на территории автосалона.
Директору приносят горячий обед и чек на оплату. Достав из кошелька 140 рублей, бизнесмен отдает их официантке. Немецкая педантичность оказывается простой русской практичностью.
- Какой смысл создавать лишние проблемы бухгалтерии, - замечает он. – Я лучше так.
В просторном кабинете директора обращают на себя внимание полки с коллекционными моделями автомобилей, громадный аквариум и окно во всю стену, выходящее в автосалон.
На традиционный вопрос «почему автомобили, а не мука оптом» Михаил Попов отвечает анекдотом.
«Сын спрашивает отца: «А что такое альтернатива?». Папа отвечает: «Представь, есть у тебя курица, она снесла яйца, вылупились цыплята, превратились в куриц, тоже принесли яйца и т. д. Через пару лет у тебя огромная ферма, выпускаешь и яйца, и куриц, деньги идут, построил дом, купил квартиру». Сын восхищен: «Здорово! Но что такое альтернатива?». Отец продолжает: «И вот однажды налетает страшный ураган. Разрушает все курятники, дом, на машину падает дерево, все затоплено, курицы умерли, яйца разбились, ты разорен. Сын выпучивает глаза: «Круто! Но что такое альтернатива?» Папа поднимает вверх палец и делает вывод: «А альтернатива, сын, это – утки!».
Впрочем, бизнесмен тут же признается, что в его случае альтернативы просто не было. К технике Михаил Попов тяготел всегда. Он с упоением рассказывает, как водил отцовский «Москвич», как в детстве сам собрал мопед, как в юности совершал на мотоцикле многокилометровые пробеги. И он вряд ли занялся бы чем-либо еще, кроме автомобильного бизнеса. Но сделаем небольшую поправку: как многие успешные люди, Михаил Попов оказался в нужном месте в хорошее время - в начале 90-х.
- В перелетах пару дней назад прочитал книгу предпринимателя Олега Тинькова «Я такой, как все», - признается Михаил Попов. – Полностью согласен с написанным! В моей истории тоже нет ничего экстраординарного, я действительно такой же, как все, кто начинал в 90-х.
Пойти работать толкнули родители
Михаил Попов вспоминает первые шаги в предпринимательстве – в молодости все началось с запрещенной фарцовки. К счастью, рушившееся советское государство на все уже закрывало глаза.
- В Удмуртии и соседних регионах работало много немцев, и мы с товарищем возили им сигареты, водку, шампанское, которые находили где-то на базах, - рассказывает Михаил. - Получали дойчмарки, валюту. Поймай нас, светила бы статья! Но в 19 лет нам все это казалось крайне интересной затеей, и мало волновали последствия.
Михаил Попов признается – в определенный момент оборвалась какая-то ниточка, струна. Прежним мини-бизнесом заниматься прекратили, а нового – ничего не придумывалось.
- Тогда я действительно не понимал, чем можно заниматься в жизни, почти год сидел дома и просто ничего не делал, - вспоминает предприниматель. - И я благодарен родителям, которые достаточно понятно сказали – «Слушай, парень, что ты штаны просиживаешь, может быть, хотя бы руками поработаешь»?
Михаил Попов устроился водителем на почтовую автобазу. «Да я бы даже грузчиком пошел!», - восклицает бизнесмен, вспоминая «те времена». На счастье молодому человеку попался толковый руководитель, что-то разглядевший в парне.
- Пару раз с ним поговорили на отрешенные темы. Он задавал странные вопросы, а как бы я вот эту ситуацию решил, или какое здесь мое мнение, - говорит Михаил. - И внезапно меня назначили руководителем моего же отдела экспедиторов – на смену прежнему начальнику, уходящему на пенсию. Это я сейчас понимаю, что в жизни всегда присутствуют люди старше, опытнее, умнее тебя, учителя, помогающие осознавать кто ты, подсказывающие, куда двигаться правильно. У них ты подхватываешь идею, интерес и продолжаешь двигаться. Но тогда я действительно удивлялся, почему назначают именно меня.
Замдиректора по нетрадиционным услугам
Должность досталась с забавным названием – замдиректора предприятия по снабжению и нетрадиционным услугам. Увидев мое сомнение, начальник усмехнулся: «Традиционные услуги – доставлять почту населению, так? Значит, все остальное, в том числе связанное с коммерцией, – это нетрадиционные услуги».
Через два года работы у будущего предпринимателя возникла первая идея.
- На автобазе были импортные автомобили – два Volvo руководителей и красивейшая Audi 80, на которую я просто «облизывался»! - рассказывает Михаил Попов. – А у иномарок постоянные проблемы с ремонтом, в них никто толком не мог разобраться. Я задал себе логичный вопрос – почему бы мне не заняться тем, что я прекрасно знаю. Чуть раньше я познакомился с энергичным парнем Яковом Седовым, ставшим моим партнером и хорошим другом на долгие годы.
Посыл оказался правильным. В страну уже хлынул поток иностранных автомобилей, а информации, оборудования, опыта работы с ними не было. Попов вспомнил о давнем товарище, который перебрался в Германию. Вышел на него, тот свел Михаила с другим знакомым, работавшим на дилерском предприятии «Audi - Volkswagen».
- Мы съездили на переговоры в Москву и в Германию, взяли кредит под 60% годовых и открыли сервисное предприятие «ИТС» - «Интертехсервис», - говорит Михаил Попов. – Поверьте, для бизнеса не нужно быть сверх умным. Нужно просто смотреть «открытыми» глазами и замечать то, что может быть интересным, пригодится в будущем. Так и мы в Германии увидели и поняли, куда нам можно идти в ближайшие 5-10 лет. Появилась стратегия развития, четкое понимание, чего мы хотим достигнуть.
Был бы автосалон – а бренд найдется
Получение Михаилом Поповым права на представительство легендарного бренда Volkswagen – отдельная история. Ставка на партнера была сделана еще тогда, когда мало кто верил в успех немцев в России. А за народными Volkswagen Polo Sedan не выстраивались полугодовые очереди.
Я искусственно создаю себе проблемы, чтобы их решать.
- Со временем меня перестал устраивать имеющийся бизнес, - признается Михаил Попов. – Это черта моего характера. Мне интересно работать только когда есть трудности. Стоит жизни войти в привычное русло, становится скучно. Иногда я ловлю себя на мысли, что искусственно создаю себе проблемы, чтобы их решать. Только тогда появляется азарт, драйв и желание продолжать работать.
Такой трудной задачей стало строительство полноценного автосалона.
- Всем говорил - в любом случае и при любом раскладе я буду его возводить, а уж что там будет продаваться, посмотрим, - вспоминает Михаил. - Когда в Удмуртию заходил бренд Volkswagen, мы подавали заявку на дилерство, но проиграли более сильному по финансовым ресурсам и опыту конкуренту. Это не остановило строительство.
К счастью Михаила Попова, победитель тендера начал сомневаться в силе немецкого бренда – в 2004 году о фантастическом росте Volkswagen не было и речи. И тогда на сцене снова возникла компания «ИТС».
- Представители Volkswagen приехали в Ижевск, - смеется Михаил Попов. - Я встретил их на автомобиле BMW Х5. Они разочарованно переглянулись, спросили: «А если вы получите право быть дилером, пересядете на Volkswagen?». Приехали на стройку. Главный архитектор Volkswagen сразу пошел осматривать помещения, вернулся и попросил переделать всего два «участка» – расширить склад запчастей и изменить фасад. Эскизы нарисовал тут же на листке бумаги. А в остальном оказалось, что я интуитивно создал автосалон, идеально подходящий для бренда.
В декабре 2005 года автосалон начал работу. И за 5 лет «ИТС-Авто» и немецкий бренд стали заметными игроками на рынке Удмуртии.
- Ликования не было, - признается Михаил Попов. - Возникло ощущение упавшей с плеч горы. Удовлетворение пришло позже, когда я осознал, насколько решение оказалось правильным, как оно отразилось на жизни – моей, сотрудников, города, республики. Я рад, что могу представлять Volkswagen, лидера, бренд с большой буквы. Конечно, я поменял автомобиль на родной мне бренд и рад этому.
Отечественный автопром умер с падением СССР
- Любой бизнес требует концентрации внимания: откинуть все лишнее, смотреть только в выбранном направлении, - рассуждает предприниматель. - Когда ты этим живешь, ты строишь вокруг себя структуру, которая воплощается в жизнь, материализуется. На следующем этапе появляются партнеры и сотрудники, которые разделяют с тобой идею. И так далее. Если же искать запасной аэродром, пойди все не так, ты при первой трудности «сдуешься». Конечно, не стоит идти напролом, но раз пошел в нужном направлении, продолжай двигаться. И нельзя думать так: «Вот я бы занялся бизнесом, но столько проблем – банки, финансирование, помещение, сотрудники, конкуренты». Все! Как только появились такие мысли – ты «мертвый».
Отвечая на вопрос, нет ли сожаления, что своими руками Михаил Попов планомерно убивает отечественный автопром, предприниматель с досадой морщится.
- Отечественный автопром умер давным-давно, - объясняет он. - Не при рождении, но вместе с Советским Союзом. Я не верю в его перспективы. Не потому, что здесь нет людей, которые могли бы что-то создать. Тот бизнес, который построен в отечественном автомобилестроении, не направлен на создание автомобилей для людей. Его результат – прибыль для производителей. С таким подходом успеха никогда не будет.
У меня нет миллионов в столе
- Друзья часто в шутку называют меня олигархом, - разводит руками Михаил Попов. – Но поверьте, я никогда не видел много денег, в столе у меня не лежат миллионы. И, главное, у меня никогда не было проблемы, во что вложить свободные средства. Скорее наоборот – я все время думаю, где взять деньги для новых проектов, для развития предприятия. Я живу по средствам. У меня ровно столько, сколько мне нужно для жизни. Спокойно покупаю вино за 300 рублей, хотя могу себе позволить дорогие напитки.
Я покупаю что-то, когда это действительно необходимо или реализую какие-то давние, заветные желания. Шел как-то по улице, увидел в салоне мотоцикл мечты – BMW Sport Touring - купил. Думал: «Классно, свобода! Надоело на работе, сяду, погоняю, голову освежу, и обратно!» Прокатился раз, два и четко понял – в Ижевске нет ни дорог, ни уважения к мотоциклистам. Страшно признаться, этим летом ни разу не выезжал.
Попов следует простой концепции: самый лучший способ накопления – это развитие собственного бизнеса, увеличение капитализации. Особенно, когда есть такой опыт за плечами.
- Бизнес сейчас вести проще и места хватит всем, - говорит предприниматель. - Конечно, рынок не резиновый, но новые игроки лишь увеличивают конкуренцию. Это естественный процесс. Посмотрите на рынок общепита: рестораны все открываются и открываются! Или торговые центры – их колоссальное количество, а они строятся и строятся. Приходят федеральные игроки на рынок розницы, а качественные региональные бренды, например, «Ижтрейдинг» все равно остаются. Когда люди говорят о занятых нишах или поделенных рынках, они просто слепы.