В шутку он иногда вставляет в рассказе о себе формулировку «лучше быть игроком, чем фигурой». Или не в шутку? Он действительно всегда в тени и производит впечатление исполнительного и сообразительного «заместителя директора по общим вопросам и развитию». Хотя на деле Андрей Поторочин – мозговой центр, генератор идей и основа компьютерной компании «Миллениум». Именно той, которая взлетела в начале века, вроде бы «потерялась» в кризис 2008 года, а сейчас «восстала из пепла» и опять грозит показать «кузькину мать».
Гении челночного бизнеса
Андрей Поторочин встречает нас в спартанских условиях. В одной половине основного салона «Миллениум» полным ходом идет реконструкция помещений. В другой одновременно работает и корпоративный отдел, и сервисный центр, и шоурум. Компьютерщик выгоняет подчиненных из «переговорной-столовой», включает вентилятор, и разливает чай из пакетиков по пластиковым стаканам. «Сделаем ремонт - у каждого будет свой кабинет, кому положено, конечно», - словно извиняется предприниматель.
Родись в Америке, Андрей Поторочин наверняка стал бы одним из гениев компьютерной эпохи и, может быть, даже придумал бы Skype. Ну а в Ижевске в 2000 году компания «Миллениум» произвела эффект разорвавшейся бомбы. За неполный год никому не известная фирма отъела значительную часть пирога у почивающих на лаврах и поделивших еще в 90-е годы рынок основоположников компьютерного бизнеса.
Секретов нет - кто больше возил, тот назывался «солидным и крупным».
- Тогда корифеев много было, они не верили в нас, не принимали в серьез, показывали пальцами и говорили, «еще одна однодневка», - вспоминает Андрей Поторочин и хитро улыбается. – А мы знали, куда и для чего мы идем, понимали, что особых секретов в бизнесе вроде бы и нет. Компьютерная техника тогда не являлась популярной и доступной. И все по большому счету собиралось кустарно. Да, работали фирмы с громкими именами, и даже научно-исследовательские институты. Но изнутри все сводилось к поставкам комплектующих и оборудования для частных лиц, коммерческих и государственных структур. Кто больше возил, тот назывался «солидным и крупным». Такой специфический «челночный бизнес».
Андрей Поторочин вышел из недр одной из таких компаний, где занимался развитием дилерских направлений.
- Я исследовал рынок и сложившиеся отношения между фирмами и клиентами - что предлагают, что нужно, в чем специфика рынка Удмуртии в разрезе общероссийских тенденций, что нас ждет, - вспоминает Андрей. – Проанализировал и сделал прогноз - долго в имеющемся состоянии компьютерный бизнес существовать не может. Тот, кто первым перейдет на новые технологи работы и продажи компьютерной техники, уже в ближайшие годы получит конкурентное преимущество. С бизнес-планом по изменению схемы работы компании я пришел к руководству. Сейчас уже и не вспомню сути предложенных рекомендаций. В целом они касались построения новых взаимоотношений продавца и потребителя с созданием доверительных отношений с покупателями. То, что сейчас мы и проповедуем – человеческие отношения важнее товарно-материальных. Мне ответили: времени заниматься перекраиванием бизнеса у нас нет, хочешь что-то менять, создавай свою компанию, там и экспериментируй. И я подумал: «Какой дельный совет!». Это были ключевые слова на тот момент в моей жизни!
Бизнес на интуиции
Способность быстро анализировать и моментально принимать решения – одно из, пожалуй, самых заметных качеств бизнесмена. Пока подчиненный здоровается и подходит к главной мысли адресуемого начальнику предложения, у Андрея уже взвешены все «за» и «против» и готов маршрут, которым сотрудник отправится в ближайшее время. Поэтому бизнесмен производит странное впечатление собеседника, которого ты перестаешь интересовать уже через пару минут разговора. Просто он действительно уже все понял и переключился на другую одному ему ведомую задачу.
- Стартовым капиталом послужили мои накопленные на покупку квартиры 9000 долларов. На дворе был 2000 год, поэтому и назвали компанию «Миллениум» - «тысячелетие», - рассказывает предприниматель. - У нас был пустой магазин, большая часть денег ушла на ремонт салона, закупку оборудования, поэтому почти все привозили по предварительному заказу, но нам доверились, рискнули начать работу с «новичком». Это для меня было удивительно, и я до сих пор благодарен первым покупателям. И через 9 месяцев мы вошли в пятерку компаний на компьютерном рынке Ижевска и больше никогда оттуда не выходили. Не скрою, многое делалось по наитию, без глубоких экономических просчетов или четких финансовых схем. Но вместе с первыми заказами я почувствовал какой-то толчок, понимание, что мы все делаем правильно. Волнения были, но не страх будущего.
Собственно история Андрея Поторочина, как предпринимателя, – хрестоматийная. «Миллениум» прошел через все возможные этапы развития. Поиск ниши, завоевание аудитории и лидерские позиции уложились в 8 докризисных лет – расцвет компьютерной техники.
- Я собрал в компанию и заразил идеей достаточно амбициозных людей, поэтому мы даже не считали какие-то прибыли, и все заработанное тут же вкладывали в оборот, - говорит Андрей. – Нам важны были внутренние задачи. Например, заполнить склад так, чтобы не зависеть от возможных проблем с комплектующими в Москве в течение полумесяца, показать покупателем новинки и современные технологии, продемонстрировать, что у нас есть все до последнего кабеля, переходника или шлейфа. Я же просто был доволен – в коллективе хороший климат, клиенты удовлетворены, а каждый новый отчетный период показывал увеличение оборота на 150-200 %.
И именно «Миллениум» всегда оставался особенной компанией - духом что ли. В то время, как прочие игроки сидели на государственных контрактах и заказах заводов, Поторочин плотно обрабатывал перспективную нишу розницы, он одним из первых начал массированное наступление на «коробочные продажи» готовых компьютеров «для дома, для офиса, для игр» (то, на чем сейчас делают обороты федеральные сети. – Прим. авт.) и вступил на ниву продвижения ноутбуков, без которых не мыслим современный человек.
- Я одним из первых в компьютерном бизнесе сделал ставку на «частников» и малые предприятия, начал массированную рекламную компанию, говорящую о надежности и качестве компьютерной техники в противовес бытовавшему мнению о том, что «компьютеры часто ломаются», - вспоминает Андрей. – И наблюдал, как эта не особо популярная у компьютерных фирм аудитория дает нам 30% ежемесячного прироста. К чему собственно и стремились.
Многие считали рентабельность и делали большие глаза. На бумаге бизнес совершенно неприбыльный.
Пока мастодонты отделывали гранитом шикарные офисы, Поторочин выстраивал фундаментальные взаимоотношения – от вендоров, дистрибьюторов, поставщиков до конечного пользователя. А коммерческая успешность приходила на совершенно неочевидном для обывателя новостном фоне о постоянно дешевеющей компьютерной технике.
- У нас и правда необычный бизнес, - рассказывает Андрей Поторочин. - Если бы все было так легко и просто, все бы торговали компьютерной техникой. Многие считали рентабельность, делали большие глаза и исчезали. На бумаге этот бизнес совершенно неприбыльный, потом что стоимость техники порой падает в разы за месяц-другой.
Недостаточность теории в области экономики и маркетинга предприниматель почувствовал на второй-третий год развития компании. Занимался сам – по учебникам и пособиям, руководствуясь принципом «доступного библиотечного образования». И сам же придумывал подходящую структуру компании, внутренние стандарты, принципы введения бизнеса от начальника до кладовщика.
- Я прошел путь от продавца до руководителя, знал потребности и проблемы дилеров и сразу формировал структуру компании под их запросы, делал «Миллениум» удобным для сотрудничества, - говорит Андрей Поторочин.
И еще предприниматель уверяет, что просто… доверяет интуиции. И это второе важное качество бизнесмена. Он – философ от бизнеса. Один слоган компании чего стоит - «Миллениум - твое восхождение». Придумал сам, почти достигнув «миллионно-долларовых креативов» того же автогиганта Nissan с их «Превосходя ожидания». И точно пошел дальше, чем обычные для Ижевска фразы «Мы работаем для вас» или «Все в одном месте».
На пике развития компании годовой оборот – более 12 миллионов долларов – был сравним с оборотом ижевских градообразующих предприятий.
- Я уверен, что в жизни все повторяется циклично, закономерно и не случайно, нужно уметь чувствовать момент, опережать события, знать, куда все движется и что может произойти, надо мыслить глобально, сделал шаг – отвечай за последствия, - философствует бизнесмен. – А вот как выработать чутье – сказать не могу. Я учусь постоянно и понимаю, что всегда есть место для движения вперед. Я, признаться, долгое время думал, что все так умеют и делают…
Кризисный удар со спины
В кризис 2009-2010 года Андрей Поторочин ушел в тень надолго. И мало кто знает, что случилось на самом деле. Наверное, произойди эта история с кем-то другим, он бы навсегда ушел из бизнеса и тихо дорабатывал свой век в государственном учреждении. Но не философ Поторочин.
- К кризису мы были готовы. У нас отсутствовали серьезные финансовые проблемы и обязательства, мы находились в хороших отношениях с банками-кредиторами и поставщиками, - вспоминает Андрей.
Любые показатели прибыльности бизнеса оказывались ничем по сравнению с ростом цен на недвижимость.
Помните поговорку «Лучше дружба на бизнесе, чем бизнес на дружбе»? Она не про Андрея Поторочина.
- В то время все занимались недвижимостью. Стоимость квадратного метра росла каждый день! Автомобилями человек занимался или бытовой химией торговал – не имело значения, - рассказывает предприниматель. – Любые показатели прибыли оказывались ничем по сравнению с ростом цен на квадратные метры. И часть финансовых средств многими компаниями выводилась из основного бизнеса на покупку складов, магазинов, офисов. Мы были не исключением. Деньги были вложены в несколько объектов коммерческой недвижимости. За два месяца до кризиса у меня «щелкнуло». Пора сократить непрофильные активы.
Но направлением недвижимости занимался бывший деловой партнер Андрея Поторочина, друг, с которым они шли рука об руку более 10 лет.
- Мы поговорили, обсудили, все взвесили и пришли к единому решению - продавать, - говорит Андрей. - Но до декабря 2008 года, когда рынок уже начал рушиться, так ни чего и не было сделано. Наш расчет казался простым – для чего выводить деньги из оборота, когда реализацией недвижимости мы закроем все дыры и еще и получим конкурентное преимущество.
Андрей рассказывает – с первыми волнами рецессии в экономике поставщики, иностранные компании и их филиалы в России, полностью пересмотрели отношения с контрагентами. В цене стала звонкая монета, а красивые звания дистрибьюторов, вендоров и интеграторов, щедро раздававшиеся еще годом ранее, оказались забыты.
- Их можно понять! Продукция производится, но не востребована, - рассказывает предприниматель. - Те, кто работает на обороте, с отсрочкой платежа, отодвинуты на второй план. В приоритете те, кто платит живыми деньгами. На словах мы продолжаем быть партнерами, но на деле товар отдается с дикими скидками тем, кто может перечислить деньги сразу. Остальным – по фиксированным ценам в долларах. Так с рынка ушли или потеряли позиции «Техносила», «Эльдорадо», «Мир». 10 процентов игроков рынка в Ижевске умерло сразу, еще процентов 30-40 за два года.
Расчет на наличие значительных финансовых вливаний не оправдался. Имитация реализации недвижимости затянулась, и вскоре от горы возможных денег не осталось ни чего. При таком отношении к делу, нам пришлось расстаться друг с другом.
Сила дана для созидания. Если будешь использовать ее для мести, ее могут забрать.
А месяцы напряженности стоили значительных потерь – «Миллениума» не проявлял активности на рынке, и на свободную долю рынка набросились молодые фирмы без финансовых проблем и акулы федерального бизнеса.
- Беда пришла совершенно не оттуда, откуда ждали. Изнутри, исподтишка, это значительно тяжелее, больнее, ощутимее. В определенный момент даже опускались руки, - сетует бизнесмен. – Это очень тяжело. Но пришлось искать силы, чтобы продолжить. Я много спрашивал, консультировался, в том числе и с людьми намного старше меня, теми, что проходили через подобные вещи. Они рассказывали – как относиться к себе, к людям, к жизни, и даже к подонкам. Я читал какие-то книги, стараясь уложить в голове то, что произошло. И нашел хороший рецепт, успокоивший меня: «Сила дана для творения, созидания. Если будешь использовать ее для мести, могут забрать. Сделай выводы, прими ситуацию и иди дальше. А кто виноват, ответит сам». И постепенно я успокоился, простил. И все! Но фактически сделал шаг назад, что бы начать новое восхождение.
Уйти, что бы вернуться
Шаг назад – это в формулировках Андрея Поторочина. Начинать все пришлось почти с ноля. Два года ушло на восстановление сети.
- Мы оптимизировали кадровый состав компании, убрали дублирующие должности и тех, кто «пинал балду», остались только те люди, которые действительно нужны компании, - говорит Андрей. – Сейчас восстанавливаем коллектив, предлагаем «старичкам», ушедшим от нас, вернутся. Хотя, конечно, у людей завышенные ожидания, приходится объяснять, почему мы не можем «вынуть и положить» им докризисные 20-25 тысяч рублей зарплаты.
Но даже в «посткризисе» Андрей Поторочин снова оказался в нужном месте в нужный момент.
- Корпоративный сектор сохранил стабильность. Мы немного упустили розничный рынок, но потенциал по структуре компании нам сохранить удалось. Есть новая задача – стать IT-интегратором, - рассуждает Андрей. – Эпоха коробочных продаж и аксессуаров заканчивается. Мы не можем продавать «просто компьютеры». Потребители желают видеть уже большие решения. Есть малые и средние офисы, есть государственные учреждения, в которых компьютерная техника перестает пугать персонал. Нужны сети, эффективная инфраструктура, чтобы компьютерная техника не была материальной обузой и расходной частью, а приносила пользу и выгоду, И мы опять одними из первых принимаем эти стандарты работы.
На следующий день после интервью Андрей Поторочин должен подписать документы об открытии еще ряда салонов, доведя их количество почти до докризисных показателей. Судя по всему, он действительно не думает и ему не важно, сколько миллионов он заработает и потратит лично на себя.
Я реализовал желания, на которые нужны большие средства, например, реализовал мечту детства - побывал на Чемпионате мира по футболу в Японии.
Андрей Поторочин уверен, что заниматься бизнесом стоит хотя бы ради таких приятных путешествий, как посещение Чемпионата мира по футболу в Японии.
- Деньги могут быть средством для достижения целей, но не самой целью, - рассказывает Андрей Поторочин, руководитель компьютерной компании «Миллениум». – Помню, однажды я словно остановился, спросил себя, а может быть хватит уже копить на будущее, на еще один салон, и стоит потратить на себя? Купил внедорожник, о котором мечтал. Съездил на Чемпионат мира по футболу в Японии. Объездил многие города мира, как по работе, так и самостоятельно. Посмотрел, как работают компьютерные гранды в Европе и Азии. Пытался подняться на Эльбрус, прыгал с парашюта, подгружался с аквалангом в море. Но для всего этого порой требовалась работа по 12-16 часов в сутки.
Андрей Поторочин уверяет – в его бизнесе ему нравится принадлежность к компьютерному сообществу.
- Ни в одном другом деле ты не чувствуешь такой значимости для будущего, - говорит бизнесмен. - То, что мы делаем – это глобальный процесс компьютеризации общества. Мы канал реализации идей мировых компьютерных корпораций. И при этом самая важная часть его – нам приходится все это потом налаживать, обслуживать, обучать людей, наконец. Деньги же в этом деле вторичны. Если правильно поставлена цель, не материальная, а духовная, то прибыль будет. Мне интересно мыслить – планировать, разрабатывать стратегии, оценивать и взвешивать. Я люблю конкурировать, и чем сильнее конкуренты, тем интереснее. Заработать «здесь и сейчас» не так важно, как сохранить и преумножить.
Наша справка
Андрей Поторочин
Родился 14 января 1969 года. С 1987 по 1989 годы служил в рядах Советской Армии в составе контингента войск в ГДР. В 1993 году окончил Ижевский Механический Институт, приборостроительный факультет. После института работал в системе «Газпрома». С 1997 года занимается предпринимательской деятельностью, создатель и руководитель сети компьютерных и сервисных предприятий, объединенных брендом «Миллениум».