20 августа 2009 года в российский прокат вышла седьмая картина Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (18+). В честь 15-летия фильма журналист IZHLIFE расскажет закулисные факты, подробности с актерских проб и какую роль это кино сыграло в карьере режиссера.
Глава первая. Однажды… в оккупированной актерами гримерке
Сюжет «Бесславных ублюдков» складывается из двух линий повествования во время Второй мировой войны. По одной идет Шошанна. У еврейской девушки появляется возможность отомстить немецкому офицеру Гансу Ланде за смерть отца и она готовит план мести. А на второй линии отряд солдат-евреев, который наводит страх на нацистов и истребляет их. Для такой истории фактурные актеры – первая необходимость.
Наброски сценария Квентин Тарантино писал еще до «Убить Билла». Но не придумал приличную концовку, из-за чего отложил проект и занялся вплотную дилогией о киллерше в исполнении Умы Турман.
Спустя несколько лет и кинолент работа над историей про Вторую мировую продолжилась. И негласный подбор актеров начался с «О, Брэд Питт мог бы сыграть эту роль», доросшее в конце концов до «Мне нужен Брэд Питт, иначе что мне вообще делать?» С этой мыслью Тарантино заявился в дом актера во Франции. Там они осушили пять бутылок вина и глубокой ночью пришли к выводу, что Альдо Рейн – теперь в строю.
Но для хорошего кино одного героя мало – нужен и злодей. И речь тут даже не про Гитлера. Ганс Ланда, штандартенфюрер по кличке «охотник на евреев», должен был стать этаким воплощением абсолютного зла: пугающе внимательным, сдержанным и ужасающим. Он гибкий персонаж не только в плане принципов, но и языков. Предполагалось, что исполнитель этой роли должен владеть английским, немецким, французским и итальянским.
Пробы шли так тяжело, что Тарантино уже почти решился опубликовать сценарий и заняться новым проектом, ведь Ланда казался невоплотимым героем. Но на порог заявился Кристоф Вальц, который полностью удовлетворял запросы режиссера. И понятно, что на его фоне Леонардо ДиКаприо, изначально намеченный Тарантино на роль, не годился для картины от слова «совсем».
Касательно остальных актеров все шло куда легче. Кого-то Квентин пригласил из числа тех, с кем уже работал в прошлом. А кого-то пришлось заменить. Например, Адам Сендлер отказался от роли Донни Доновитца из-за работы в сторонних проектах и его место занял Элай Рот.
Также в проекте участвовали Харви Кейтель и Самюэль Л. Джексон. Мы не видим их в кадре, но их голоса есть в картине: Кейтель говорит за командира, когда Альдо Рейн ведет переговоры, а Л. Джексону достался голос рассказчика.
Глава вторая. Операция «Кино»
Съемки стартовали 9 октября 2008 года и заняли 70 дней. Одной из самых напряженных сцен стал эпизод с удушением. Тарантино жаждал натурализма, поэтому сам вызвался исполнить трюк и душил актрису Дайану Крюгер до тех пор, пока не получил нужного выражения лица.
К счастью, все удалось снять с одного дубля. Иначе Квентин крикнул бы: «Давайте еще дубль. А все почему?» И все на площадке вместе с ним закричали бы: «Потому что мы любим снимать фильмы!» Такой мотивационный момент уже стал традицией на съемках с Тарантино.
Вторая история связана с просьбой. Один из актеров попросил Квентина на съемках «Бесславных ублюдков» дать работу своему дублеру, с которым они уже сотрудничали 20 лет. Это не было необходимостью, но режиссер согласился.
На площадке становилось ясно, что этот проект станет последним в их совместной карьере: актер и каскадер уже были не так похожи в кадре, как прежде. История неминуемого расставания вдохновила Тарантино на дуэт, который мы можем увидеть теперь в «Однажды… в Голливуде». Квентин совместил наблюдения с наработками из бессвязных эпизодов про Лос-Анджелес, которые писал в то время для тренировки слога, и так получил базу для сценария девятого фильма.
Глава третья. Прославленные ублюдки
20 мая 2009 года фильм показали на Каннском кинофестивале. Изначально картина длилась 3 часа и 10 минут, но Тарантино вместе с режиссером монтажа Салли Менке сократили фильм на полчаса прямо перед премьерой – за два дня.
В мировом прокате «ублюдки» собрали более 300 млн долларов, а на «Оскаре» вместо скальпов забрали 8 номинаций: в их числе за лучший сценарий, режиссуру и звание «Лучшего фильма». Но статуэтка досталась только актеру – бесподобному Кристофу Вальцу за роль Ганса Ланды.
А в российском прокате картину крутили в двух версиях – театральной и режиссерской. В официальном пресс-релизе было указано, что Брэд Питт настоял на том, чтобы Universal Pictures Int. (Россия) позаботилась об этом. Отличались версии только озвучкой. Обычная была полностью дублированной. В режиссерской же дубляжу подлежал только английский язык, а немецкий, французский и итальянский переводили субтитрами.
Глава четвертая. На кой мне это знать
Материал и так кишит фактами о фильме, но в этой главе соберем те, что не вошли в основное повествование.
- Лейтенант Альдо Рейн, которого играет Брэд Питт, назван в честь актера Альдо Рэя.
- Локациями для съемок стали: Берлин, Саксония, Париж.
- Объем сценария составил 165 страниц. Для сравнения: «Криминальному чтиву» понадобилось 170.
- Оригинальное название фильма «Inglourious Basterds» написано с ошибками. Если бы эту особенность перевели и для российского проката, то лента должна была выйти с названием «Бессилавные ублядки» или что-то вроде этого. Тарантино не объяснил, в чем смысл орфографических проблем. Можно предположить, что виной тому стала дислексия, которой Квентин страдает с детства и из-за которой нарушает орфографию.
Фильм доступен на ИВИ за 129 рублей либо за 1 рубль при первом оформлении подписки.