
Пьянки, бокс и вечеринки…
…именно этим Том и Джерри занимались на протяжении долгого времени на страницах романа Пирса Игана, который вышел в 1821 году. Автор, как и любой уважающий себя англичанин, экономить на словах не стал и назвал книжный сериал «Жизнь в Лондоне, или Дневные и ночные сцены из жизни Джерри Хоторна, эсквайра, и его элегантного друга Коринфского Тома в сопровождении Боба Логика, оксфордца, во время их прогулок и кутежей по столице» (18+). По сюжету, два приятеля скитаются с друзьями по Лондону и знакомят читателя с блеском и нищетой столицы.

Тогда, как все уже, наверное, догадались, речь шла вовсе не о коте и мышонке, но в них это озорство отзовется позже. Роман Игана быстро стал бестселлером, поэтому отметился на театральной сцене, а питейные заведения с сомнительной репутацией начали в шутку зваться «лавками Тома и Джерри». На руку сыграл и вариант рецепта алкогольного коктейля. Если верить байке, Пирс Иган придумал его сам и назвал «Том и Джерри», чтобы популяризировать свое произведение. Запомните, это пригодится.
От людей – до зверей

Идея с приключениями двух непосед позже перекочевала на экран. Сложно сказать, насколько создатели ориентировались на английский роман, однако герои обзавелись теми же именами. Мультсериал выходил в 1931-1933 гг.

И вот мы наконец подошли к тем самым мордашкам, за которыми имена уже закрепились. Но и тут не все просто.
В 1937 году компания MGM создала отдел мультипликации как ответ Уолту Диснею – нужно было нечто, что смогло бы конкурировать с Микки Маусом и его разношерстной семейкой. Продюсер Рудольф Айзинг поручил проект двум аниматорам – Уильяму Ханне и Джозефу Барбера.

Идеи двух художников сводились, так или иначе, к простейшему конфликту животных. В кандидатах были кот и птица, пес да лис, но остановиться решили на классических «кошках-мышках». Идея не сильно впечатлила студийных боссов, но право на жизнь ей дали. Так, 10 февраля 1940 года в свет вышла короткометражка «Кот получает пинка» о противостоянии кота Джаспера и мышонка Джинкса.
Зрители и критики с восторгом приняли проект, из-за чего MGM дало зеленый свет на полноценное производство мультсериала. Только героям нужны были более звучные и запоминающиеся имена.
Один из художников MGM Джон Карр предложил назвать героев в честь любимого коктейля – «Том и Джерри». И вот на этом моменте Пирс Иган со своим романом делает то, чего не ожидал – дарит имя целой эпохе в истории анимации.
Обвинения в расизме
Чуть-чуть терминологии. Блэкфейс – разновидность театрального грима 1830-х, когда белокожие комики разрисовывали себя под чернокожих ради карикатурности и высмеивания.
«Том и Джерри» (уже точно про кота и мышь) выходили в то время, когда чернокожие считались людьми второго сорта. Из-за этого в мультсериале позволялись насмешки над их внешним видом, традициями и нравами. Один из примеров – хозяйка Тома, которую зовут Мамочка-Два-Тапочка. Изначально ее образ опирался на Мамушку из «Унесенных ветром» (18+) 1939 года.

В 60-х гг. мультсериал обвинили в расизме, из-за чего начали переделывать серии. Мамочку-Два-Тапочка заменили на стройную светлокожую женщину. Судя по говору, ирландского происхождения. А использование блэкфейсов заменили на… грязь.
Помимо чернокожих, досталось народам Азии и индейцам. В мультфильме пародировали их обычаи либо использовали визуальные клише.

Но MGM в плане расового вопроса была и одной из самых прогрессивных компаний. Это первая студия, которая наняла чернокожего художника (его звали Фрэнк Брэкстон).
Позже за «Тома и Джерри» заступились чернокожие актеры, которые признались в любви к мультфильму. А некоторые стриминги использовали дисклеймер: «Эти мультфильмы — продукт своего времени. Некоторые из них отображают этнические и расовые предрассудки, которые когда-то были обычным явлением в американском обществе. Отредактировать их означало бы утверждать, что этих предрассудков никогда не существовало».
Конфликт студий

Помните серию, где Джерри мешает играть Тому на концерте? Этот эпизод принес создателям премию «Оскар», а студии – разбирательства с Warner Bros. «Ворнеры» обвинили авторов «Тома и Джерри» в плагиате. Потому что сюжет «Кошачьего концерта» 1947 года напоминает сюжет их «Кроличьей рапсодии» (6+) 1946 года.

При этом Баггз Банни и Том играют одну и ту же композицию – «Венгерскую рапсодию №2» Ференца Листа.
Кто воровал и воровал ли вообще кто-либо, так и не ясно. Есть предположение, что студия Technicolor, которая занималась цветом для обоих мультфильмов, случайно отправила негативы с «Томом и Джерри» к Warner Bros. А «ворноровские» музыканты без злого умысла рассказали коллегам из MGM, с какой композицией работают. Тем более она звучала в мультфильмах уже до этого много раз. И конфликт в эпизодах простейший настолько, что до него можно додуматься независимо друг от друга. Хотя Джозеф Барбера на одной из пресс-конференций задался вопросом: «Какие вообще могут быть проблемы у кролика с мышью?». А вот у кота и мыши конфликт вечный. Настолько, что даже после множества перезапусков и полнометражных картин, он так и остался у зрителя в сердце.
А проверить, как хорошо вы помните мультсериал, можно в нашем кинотесте.