21 сентября родился писатель, титулованный как «король ужасов» – Стивен Кинг. И если его книги страшат нас тем, что предлагают самим представить весь кошмар, то с фильмами – другая история, поэтому в честь дня рождения Кинга журналист IZHLIFE расскажет, как нас пытаются напугать в кино.
Окружение и атмосфера
Кино с самого начала считалось развлечением, из-за которого мы испытываем те или иные эмоции. И если атрибуты комедии (словесная шутка, нелепость ситуации, несоответствия, визуальный юмор) сопровождают свой жанр на протяжении долгих веков в почти неизменном составе и виде, то набор «пугалок» претерпел эволюцию.
Первые фильмы ужасов появились в Германии еще в 20-х годах прошлого столетия: «Кабинет доктора Калигари» (18+), «Голем» (18+), «Носферату» (18+). Местные киноделы делали упор на атмосферу действия. Должны были пугать не столько монстры, сколько окружение и состояние героя.
Например, вышепредставленный кадр наглядно показывает, как выстраивались декорации. Среда вокруг героя искажена. Это инопространство, из которого и родится монстр. А бывает и наоборот, когда чудище выстраивает вокруг себя соответствующую обстановку. Например, клоун Пеннивайз из фильма «Оно» (18+) и заброшенный дом, внутри которого герои сталкиваются с трансформацией пространства. Клоун пугает детей ложными дверями и темными комнатами: стены ветхой постройки – его продолжение.
Монстр
И раз окружения с гнетущей атмосферой либо рождают монстра, либо исходят от него, то перейдем к главному виновнику жанра. Если раньше монстру хватало зловещего вида, то современное чудовище нас пугает, если оно омерзительно либо в достаточной степени напоминает человека. Но монстр может не только отторгать, но и притягивать одновременно.
Например, ксеноморфы из «Чужого» (18+) – инопланетяне, пугающие еще с конца прошлого века своей вытянутой головой, двойным ртом и довольно изящным скелетом. Помимо испуга они вызывают восторг – их хочется разглядывать.
А вот гибрид из конца того же «Чужого. Ромула» (18+) пугает иначе. Он невероятно высок, черты лица и строение тела еще ближе к человеческому, оттого он жутче. Но примечательно, что Потомка играет реальный человек – баскетболист Роберт Боброцки.
Нащупать грань между «страшно» и «не страшно» довольно сложно. Например, уже упомянутый клоун Пеннивайз был экранизирован два раза. В 1990 году его сыграл Тим Карри. И если сам мини-сериал по качеству был сомнительным, то образ жуткого монстра в парике и гриме – удался. Он пугает, потому что напоминает любого клоуна в дешевом нелепом костюме. Ну и без таланта Карри, разумеется, тоже не обошлось. Мы видим клоуна, который мило общается с ребенком и боимся того, что может произойти дальше.
Кроме инопланетян, демонов и просто жутких на вид существ в фильмах ужасов задействуют и образы маньяков. Им необязательно быть изуродованными – достаточно хорошей режиссуры и интереса, который будет подогреваться на медленном огне во время просмотра. Так случилось с антагонистом из недавнего «Собирателя душ» (18+), о котором мы уже подробно писали.
Паранойя
Чаще страшнее любых монстров оказываются мысли о невыключенном утюге, об утекшем из холодильника фреоне или ком-то, кто преследует вас уже больше месяца после работы.
Если мы говорим о психологических хоррорах, то они схожи с тем, что дают нам книги ужасов – мы додумываем сами и рисуем в голове картинку. Наглядным примером может быть сцена с убийством за закрытой дверью, когда мы вместе с героем не видим, что происходит, но, например, слышим и пугаемся того, что возникает в голове.
Паранойя может нас пугать. И мы будем плутать вместе с героем и подозревать каждого, приподнимать бровь и волноваться от непонимания происходящего. Подобным образом было в «Острове проклятых» (18+), где два пристава расследуют побег пациентки из психбольницы.
Прочие радости…
… для тех, кто любит щекотать нервы, – натуралистичное насилие. Тут может созреть вопрос: почему нас не пугают кровавые разборки у того же Тарантино в «Убить Билла»? Потому что оно не выглядит натуральным. Кровь разлетается в разные стороны в таких количествах для зрелищности, но не для испуготворения.
В хоррорах насилие детальное. Если кишки, так крупным планом. Если поножовщина, то такая, что поверишь в госпитализацию актера после съемок. Если хоррор хороший, то он любыми средствами заставит вас оглядываться по сторонам после просмотра. Главное, чтоб без госпитализации зрителя обошлось, поэтому люди с шаткой нервной системой, пожалуйста, аккуратнее.