Top.Mail.Ru
20 июня 2024 19:01
Кино и сериалы

С чего начинается «Мельница»: история студии, которая подарила нам «Трех богатырей», «Лунтика» и «Изумрудный город»

Вышла новая часть «богатырской» франшизы

Фото: Кинопоиск
Фото: Кинопоиск

20 июня в прокат вышла новая часть франшизы: «Три богатыря. Ни дня без подвига» (0+). В честь выхода вспомним, с чего начинали создатели анимационных богатырей, как им помогли сказки и почему студию решили назвать «Мельницей». 

Приключения в Изумрудном городе

А и сильные, могучие аниматоры на славной Руси… а если точнее, то на улице Мельничной в Санкт-Петербурге. Именно в честь места Сергей Сельянов (продюсер), Александр Боярский (руководитель) и Константин Бронзит (режиссер, художественный руководитель) решили назвать студию «Мельницей» в 1999 году.

Сказки – их главный источник вдохновения. Поэтому, ориентируясь на литературные первоисточники, команда выбрала книгу Лаймена Фрэнка Баума для основы первой двухсерийной работы – «Приключения в Изумрудном городе» (0+).

image-(119).jpg
Фото: mult.tv 

Изначально предполагалось, что это станет полнометражной работой, но кризис 1998 года скорректировал их план. Команде помогла студия «НТВ Кино»: по итогу к 2000 году было готово уже четыре эпизода. Все могло перерасти в мультсериал, но смена владельца на НТВ означала для студии прекращение сотрудничества.

Карлик Нос

После заморозки «изумрудного» проекта «Мельница» не остановила лопасти и пошла ва-банк, сделав ставку на полнометражную работу. Новый мультфильм основывался на сказках Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» и «Маленький Мук».

image-(120).jpg
Фото: Кинопоиск

Сразу заметно, что анимация стала на уровень выше. Да и формат полного метра после четырех эпизодов по полчаса – прогресс, который, увы, не окупился. Создатели смогли вернуть с проката лишь пятую часть от бюджета. Однако у этого есть и другая сторона. «Карлик Нос» (6+) полюбился как российским зрителям, так и зарубежным – его показывали на кинофестивалях, а жюри отметило работу призами.

Силушка богатырская

Следующий шаг – «Алеша Попович и Тугарин Змей» (0+). После экранизации американской и немецкой классики создатели берутся за русские былины. И первым на очереди становится самый молодой богатырь Алеша. 

image-(121).jpg
Фото: Кинопоиск

Выделялась картина тем, что это был не просто пересказ фольклорных похождений, а переосмысление известной истории: богатырь творит подвиги не один, а ходит всюду с командой из дядьки-наставника, возлюбленной, ее ослика и бабки. Все это приправлено юмором, который делает из мультфильма полноценную комедию, где есть место абсурду и карикатурности. «Алеша Попович и Тугарин Змей» (0+) стал смелым экспериментом «Мельницы», который, может, и не привел их к окупаемости, но уже начал завоевывать сердца зрителей.

image-(122).jpg
Фото: Кинопоиск

По той же формуле делали следующую часть франшизы «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (0+). Только богатырь стал суровее, а сюжет былины решили смешать с русскими народными сказками. Но в целом, суть направления богатырских картин была понятна – эксперимент.

Только «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (0+) выглядит на фоне предшественников более традиционным и линейным, однако это не помешало ему окупить себя в прокате. Картина собрала 10,4 млн долларов. На руку сыграла уже сформировавшаяся фанбаза и сокращение изначального бюджета: теперь речь шла о 3,5 млн долларов на создание. 

Про Федота-стрельца, удалого молодца    

В 2006 году на экраны вышла первая серия мультсериала о розовой пчеле с Луны. И, как мы уже сейчас понимаем, этот проект студии разросся до неисчислимого количества серий и позже дал дорогу для реализации других подобных проектов студии по типу тех же «Барбоскиных» (0+).          

Но нас интересует больше новый эксперимент «Мельницы» – «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (12+).

image-(123).jpg
Фото: Кинопоиск

Новая картина основана на одноименной пьесе Леонида Филатова. Создатели выбрали новый стиль анимации и весь свой креатив направили на визуал и отсылки, сохранив сатиру из первоисточника в максимально первозданном виде. Поэтому заслуга содержания – заслуга пьесы.

Из-за чрезмерного количества отсылок и неловких моментов вроде смелых танцев Маруси возникает вопрос: на какую аудиторию авторы рассчитали картину? Ожидаемо мультфильм получил смешанные отзывы и не нашел своего зрителя.

Новый шаг

«Три богатыря и Шамаханская царица» (6+) – переход на следующую ступень. Ступень богатырских кроссоверов. С этой картины богатыри начали не только работать вместе, но и с завидной периодичностью выходить на экраны и… превратились в конвейер. 

Сюжеты последующих похождений богатырей стали от раза к разу абсурднее и иными по духу: у них уже не было литературной основы. Стало больше ориентированности на поп-культуру и меньше – на фольклор и его переосмысление. Богатырей начали закидывать в разные декорации: в Египет, на морское дно, на тропический остров. В одной части Киев вообще стал казино. И можно было бы это все сослать на очередной эксперимент, но по сравнению с первыми частями это выглядит скорее как идейный кризис. 

Иван Царевич и Серый Волк (0+)   

image-(124).jpg
Фото: Кинопоиск

Мультфильм схож по анимации с богатырскими историями, но по динамике повествования и подходу к истории – совсем иной случай. Он стал менее подходящим для детей, но не из-за того, что скатился в пошлость, а из-за своей разговорности. Участие «Квартета И» в написании сценария заметно сказалось: в истории очень много долгих диалогов, которые порой и становятся главным оружием героев. 

В остальном создатели ориентируются на протоптанную дорожку – переосмысление фольклора с отсылкой на современность.

Крепость (12+)

image-(125).jpg
Фото: Кинопоиск

Пожалуй, один из исключительных случаев, когда студия решила попробовать что-то еще и… у них получилось с точки зрения содержания: за основу взят исторический материал и смешан с мифическими мотивами. На месте также узнаваемая анимация, но заметен больший уход в реализм. История об обороне Смоленска 1609 года хоть и была крепкой, но не собрала столько, сколько богатыри. А это значило лишь одно…      

Рокировка, спин-оффы и… все

Следующей прокатной стратегией «Мельницы» стала рокировка «Богатырей» и «Ивана Царевича». И, как было сказано ранее, от раза к разу все становится абсурднее. Кризис идей – не кризис финансов, и поэтому конвейер продолжает работать. Позже к делу прибавились спин-оффы (ответвления) про Коня Юлия и будто бы этому конца и края нет.

Если пойдете на новую часть богатырей, то напишите комментарии о своих впечатлениях. А если захотели что-то глянуть из того, про что мы писали, все есть на Кинопоиске:

Еще один прекрасный способ вспомнить старую-добрую «Мельницу» – пройти наш кинотест по Алеше Поповичу и Тугарину Змею.