
29 мая в прокат вышла анимационная картина Ян Юя – «Нэчжа побеждает Царя драконов» (12+). По доходам она уже заткнула за пояс диснеевские хиты и возглавила список самых кассовых мультфильмов в мире. Что обеспечило успех истории об озорнике с магической силой – читайте в материале IZHLIFE.
Формула успеха
Мы уже не раз поднимали вопрос об успешности мультфильмов: почему одни пролетают мимо и забываются, а другие ждут не только дети, но и родители? Один из ярких примеров во всех смыслах успешной анимации – трилогия «Кунг-фу Панды» (0+). Да, есть и четвертая часть, но ее давайте трогать не будем.
В истории о панде по имени По было все: милый и смешной главный герой для всей семьи, понятные конфликт и мораль для детей и глубина восточной философии для их родителей. На протяжении трех частей создатели делали смысловые надстройки, к которым аудитория тянулась, и выходили на новый уровень. У авторов были идеи, а у зрителей – желание смотреть.

В первой части «Кунг-фу Панды» (0+) поднималась тема веры в себя, во второй – внутреннего покоя, а в третьей – тема семьи. Фото: Кинопоиск
У «Нэчжа побеждает Царя драконов» (12+) восточная культура, философия и даже мифология тоже в основе повествования, но мультфильм работает с ней иначе. Он раскрывает ее через геополитический контекст. Из-за этого картина и обрела бешеную популярность на родине: в Китае мультфильм посмотрело уже 324,3 млн людей.
По сюжету, Нэчжа – озорной паренек с магической силой, которому предстоит спасти своих родителей и друзей. Для этого он отправляется в путешествие по волшебным мирам вместе с мудрым, но непутевым наставником.

Такая во многом базовая история для детской аудитории обзаводится смысловой многослойностью за счет запутанной мифологии и, как уже было сказано ранее, политического контекста, который отражается даже в поверхностном символизме. В Нэчжа легко разглядеть образ Китая, который идет своим путем – во многом мораль истории к этому и сводится. А антагонист со своим котлом, на котором гордо поблескивает значок доллара, явно отсылает к Штатам. Поэтому «Нэчжа побеждает Царя драконов» (12+) – яркий пример, как искусство все-таки не остается вне политики.
Рыночный вопрос
До России мульфильм дошел с треском. Изначально Китай заламывал цену на прокат, но итог мы знаем – картину начали крутить с 29 мая.
Рекордную кассу мультфильм успел сколотить уже на родине. Рейтинг картины поддерживала вся китайская диаспора. Некоторые компании даже закупали билеты и возили на сеансы своих работников. Почти каждый пятый китаец видел «Нэчжа побеждает Царя драконов» (12+). И важно учитывать, что это еще и… сиквел.
Первая часть «Нэчжа» (12+) вышла в 2019 году. Тогда ее прокат прошел довольно блекло из-за минимальной рекламной кампании, но на родной стороне картина забрала честно заработанные 742 млн долларов. Зато продолжение отбило уже и деньги, и внимание с лихвой.
Талантливый «Пельмень»

А вот и сам Ян Юй. Фото: Кинопоиск
Самое время поговорить и о самом авторе. До анимации Ян Юй пробовал себя в веб-комиксах и рекламе. Когда у него умер отец, он работал в гараже и жил на пенсию своей матери, которая в переводе на рубли составляла 11 тысяч.
Небольшой успех к нему пришел только после дебютного короткого метра «See Through» (16+) про летчиков враждующих стран, которым пришлось делить необитаемый остров. То был 2008 год.
После этого он открыл собственную студию и взял себе псевдоним в честь любимого блюда, а именно китайских пельменей – Цзяоцзы. В 2016 году Ян «Пельмень» Юй продал концепт мультфильма про Нэчжа. И пошло-поехало. Отсылки на китайский фольклор, мировой кинематограф и юмористическая манера повествования взяли свое и собрали кассу.
Посмотреть самый кассовый мультфильм в мире можно в Синема Парке.