Top.Mail.Ru
16 октября 2024 16:00
Кино и сериалы

Объяснение шутки: почему вторая часть «Джокера» провалилась

Разбираем феномен недооцененной картины с переоцененным героем

Фото: Кинопоиск
Фото: Кинопоиск

13 октября в рамках предсеансного обслуживания вышел фильм Тодда Филлипса «Джокер: Безумие на двоих». IZHLIFE расскажет, что общего между клоуном из комиксов DC и Данилой Багровым из «Брата», в чем причина плохих сборов и что именно черты мюзикла привнесли в картину. 

Контекст второй части

«Джокер» (18+) – хит 2019 года. Знаковые персонажи комиксов в переосмыслении Тодда Филлипса сосуществовали с чертами мрачного кинематографа 1970-х. А в портрете несостоявшегося комика Артура Флека виден след Руперта Пампкина из «Короля комедии» (18+) Мартина Скорсезе и Трэвиса Бикла из «Таксиста» (18+) того же режиссера. Филиппс хотел снять не экранизацию классического комикса, а историю о человеческой судьбе, которая рушится из-за социального кризиса. 

Именно нетипичный для подобного жанра синтез новопрочтения и актерской работы Хоакина Феникса подарил первому «Джокеру» внушительную кассу и зрительскую любовь (вместе с печальным фанатизмом). Поэтому в продолжении никто и не сомневался – до «Дэдпула и Росомахи» (18+) первая часть была самой кассовой картиной с рейтингом R (18+) за всю историю. Но никто не ждал сиквел в обертке мюзикла и судебной драмы. 

Не гимн, а реквием 

J_AmwCQPwSY.jpg
Фото: Кинопоиск

По сюжету, Артур Флек (Хоакин Феникс) проходит принудительное лечение в Аркхеме. Его адвокат хочет убедить общественность, что Джокер – другая личность ее клиента, и ему нужна хорошая медицинская помощь, а не электрический стул. Во время подготовки к судебным заседаниям Артур оказывается в песенном кружке, где встречает любовь всей жизни – Харли Квинн (Леди Гага). 

Кто видел первую часть, не даст соврать, что оригинальный «Джокер» был наполнен хорошей музыкой, да и оригинальный саундтрек удостоили престижной наградой Венецианского кинофестиваля. Но все же неожиданно развивать действие сиквела, отталкиваясь в первую очередь от музыки, – дело рискованное, однако, как завещали студийные боссы: «Тодд уже однажды сделал свое дело. Пусть Тодд продолжает». Поэтому кардинальную смену жанра компания «Ворнеров» оставила на совести режиссера и полностью доверилась ему.                  

Дуэт Феникса и Гаги, если мы говорим о песнях, – потенциально взрывной. Но по итогу они не выдают нечто фееричное, а просто хорошо справляются. Музыкальность в «Безумии на двоих» сводится к номерам, которые имеют мало общего с бродвейским пониманием жанра. А сцены с песнями и танцами только оправдывают заявления режиссера о том, что это все-таки «не совсем мюзикл». Вот и выходит, что жанровая неопределенность так и остается неопределенностью. А оригинальный саундтрек не привносит ничего нового.

Для сравнения можно вспомнить другой пример сочетания мюзикла и судебной драмы – «Чикаго» (18+) Роба Маршалла. Никто, конечно же, не ждал от второй части «Джокера» нового «тюремного танго», но с заявленным подходом ожидалось что-то большее, чем просто намек на чечетку Билли Флинна. 

Выше как раз и представлен музыкальный номер «Тюремное танго» из фильма «Чикаго». В «безумии на двоих» в лечебнице Аркхем тоже танцуют и поют, но сводится это все к дерганьям и прерывистым выкрикам.

Антигерой нашего времени

P4XzwD6Y-UE.jpg
Фото: Кинопоиск

Часть аудитории в 2019 году сочла персонаж Джокера Тодда Филлипса голосом поколения, если вообще не мессией. Образ униженного и оскорбленного клоуна приобрел иконический характер в период социальной напряженности. Многие зрители ассоциировали себя с ним либо хотели быть похожими. 

В первой части Джокер представлен нам неоднозначным антигероем, как, например, Данила Багров из «Брата» (18+) Алексея Балабанова. Они оба – неуравновешенные и психически нездоровые персонажи, которые оказались такими впоследствии социального упадка. Но за пару реплик, бьющих в нерв, и обаяние зритель готов был простить им даже кровавый самосуд. 

«Джокер: безумие на двоих» – этакая пояснительная записка Тодда Филлипса для всех, кто очаровался Артуром Флеком в 2019 году. В сиквеле режиссер показывает его в первую очередь больным человеком, жалким и жестоким. И признает все клинические изъяны сам Джокер. 

Ради нарочитой однобокости Филлипс даже сталкивает главного героя с фанатом и показывает в фильме всю одиозность последователей кровавой клоунады.

Почему фильм провалился 

Y-nWviNI-8g.jpg
Фото: Кинопоиск

Предполагать причины кассового провала картины – спекуляция в чистом виде, но спекуляция интересная. 

Самый простой ответ – неоправданные ожидания. Фанаты предвкушали еще одну жестокую «шутку» с по-детски простым, но все же протестом. Кого-то не устроил поверхностный психологизм персонажей. Мюзикл вышел скудным, а судебные разбирательства – утомительными. Затянутый фильм с парой хороших музыкальных номеров, твердящий зрителю одну и ту же мысль – не совсем то, чего ждали от продолжения настоящего кинохита.

Коммерческий провал не был бы настолько великим, если бы не великие вложения – бюджет сиквела составил 190 млн долларов, тогда как первой части понадобилось всего лишь 55 млн.

Карт-бланш развязал Тодду Филлипсу руки настолько, что бесконтрольное производство превратили съемки будто бы в долгое смакование актерской игры Хоакина Феникса. Собственно говоря, по слухам, вторая часть снималась ради него. Он был главным вдохновителем продолжения, а идея пришла к нему… во сне. 

Пожалуй, «Джокер: безумие на двоих», действительно, как сон при температуре 38 градусов либо эксперимент в жанре «что, если»: когда знакомые персонажи претворяют в жизнь самые безумные фантазии. Даже если этих фантазий хватает на двоих. 

Билеты можно купить только онлайн в Киномаксе, Империи Грез, Алмаз Синема.