Top.Mail.Ru
25 октября 2024 10:30
Кино и сериалы

Ну вы, блин, даете: какими получились «Особенности национальной больницы»

В чем феномен творчества Александра Рогожкина

Фото: Кинопоиск
Фото: Кинопоиск

С 14 ноября состоится цифровой релиз «Особенностей национальной больницы» (18+). Журналист IZHLIFE расскажет, почему творчество Александра Рогожкина стало частью нашего культурного кода и получилось ли у продолжения удержать планку без главного вдохновителя.

Особенности русского кинематографа 

Когда Рональд Рейган готовился к встрече с Горбачевым, он посмотрел «Москва слезам не верит» (18+) около восьми раз. И все для того, чтобы понять загадочную, как он сам говорил, русскую душу. Но у него все равно не получилось.

Ценность работы Владимира Меньшова бесспорна, но смотреть президенту США для непростой задачи стоило бы как раз «Особенности национальной охоты» (18+) Александра Рогожкина. Режиссера, который с авторским кино за плечами взялся за экранизацию баек с мужских посиделок на природе. 

Z8WnMtaZXEc.jpg
Александр Рогожкин (1949-2021). Фото: ria.ru

Александр Рогожкин – в первую очередь фестивальный режиссер. Никто не мог представить, что автор фильмов о «красном терроре», убийстве миллионов людей без суда и военном произволе может снять комедию. Поэтому актерам не сказали, что картина об охоте должна получиться юморного толка. И непонимание Алексея Булдакова (генерал Михалыч), почему народ смеется, возникло не на пустом месте. 

«Я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике», – поделился Рогожкин задумкой с журналом «Искусство кино» в 1995 году. 

Поэтому камера на съемках просто фиксировала происходящее в объективной манере. Все курьезы не выдаются за пародию или насмешку – это просто факты. А реакция зрителя на них может быть самая разнообразная. Но смех из-за абсурдности – логичнее всего.

A4Dblg8jU_k.jpg
Фото: Кинопоиск

Надоумил на такую шалость Рогожкина его друг и директор картин – Михаил Кирилюк. Он увлекался всеми забавами, которые подразумевали распитие спиртного на природе, и однажды взял режиссера с собой. А там дело дошло и до сценария. Натуры для истории было предостаточно. 

Худсовету «Ленфильма» кино не угодило. Но после успеха на различных фестивалях вопрос продолжения долго не стоял. Константин Эрнст, например, пошел на все условия Рогожкина (а режиссер выставлял самые непосильные), чтобы тот снял специально для Первого канала «Особенности национальной охоты в зимний период». 

И Александр снял, но уже без особого энтузиазма. Он считал, что нужно было остановиться после первого фильма. Даже «Особенности национальной рыбалки» (второй фильм трилогии) снимали уже прицельно как комедию – то есть подход сменился. Но народной любви это не помешало. 

История о выпивающих мужчинах, будь то за охотой или рыбалкой, смешит и утепляет душу не потому, что это экранизация баек и анекдотов. Просто она созвучна массовому зрителю, который, может, и на охоте-то ни разу не был. Но освобождается вместе с героями от всего, что тяготит.

Наследие Рогожкина 

IqATjs-1OU4.jpg
Фото: Кинопоиск

Вернер Мюллер приехал из Германии, чтобы преподавать немецкий в гимназии. Но для работы ему нужна справка. Один из сотрудников готов ему выдать бумажку за услугу – один день в роли волонтера в неврологическом отделении. Не понимая русского языка, Мюллеру ничего не остается, кроме как принять условия. Таков сюжет нового фильма.

«Особенности больницы» работают по уже знакомой формуле: герой-иностранец попадает в чуждое для него русское пространство и постигает его. А в конце понимает, что все это пространство – и есть русская душа. И понимает без слов, просто приобщаясь.  

GCFjmC9Nebw.jpg
Фото: Кинопоиск

Снимали фильм, что примечательно и ценно, по сценарию самого Рогожкина. Похоже, при жизни режиссер все-таки не разочаровался в самой идее «национальных особенностей». Поэтому можно сказать, что автор остается с этим фильмом.

Подобное было с «Особенностями национальной политики» (18+). Александр Рогожкин тоже ограничился в том случае только сценарием, а режиссерское кресло делили Дмитрий Месхиев и Юрий Конопкин. И тогда картина напоминала скорее комедийный эксперимент, чем полноценную зарисовку. А на фоне оригинальной трилогии была откровенно слабой.

С «больницей» дело обстоит куда лучше. Станислав Светлов пользуется визуальными наработками, которые уже проверенно нравятся людям. Симметрия в кадрах, где это возможно, и приятная цветовая гамма добавят даже государственной больнице с обшарпанными стенами некое обаяние. А забавные и в чем-то милые типажи вместе с рогожкинскими шутками работают скорее не на сарказм или иронию, а на добрый комедийный эффект.

lWRxW1e9-Zg.jpg
Фото: Кинопоиск

«Особенности национальной больницы» сложно назвать полноправным последователем, потому что Рогожкин еще причастен к этому проекту. А что даст новая история, если она вообще будет, пока можно только гадать. В практике уже случалось самостоятельное ответвление «национальных особенностей» – «Особенности русской бани» (18+). Там Рогожкин ни за сценарий, ни за режиссуру не ответственен. По итогу фильм уже успел состариться, как довольно вульгарная картина. 

А новый фильм хорошо справляется, если не с ролью последователя, то уж наследника точно. Делает это с новыми героями и новым пространством, потому что «национальные особенности» алкопосиделками на природе не заканчиваются. И хорошо, что Александр Рогожкин успел об этом сказать.       

Фильм будет доступен с 14 ноября на Wink. На большом экране кино еще можно посмотреть в Империи Грез