
Искусство часто бросает вызов традициям и святыням, и кинематограф – не исключение. Когда режиссеры обращаются к религиозным сюжетам, интерпретируя их через призму своего видения, это нередко провоцирует жаркие споры и шквал критики со стороны верующих и религиозных институтов. Представляем подборку фильмов и сериалов, которые вызвали споры в религиозной среде.
Монастырь (18+)

Главная героиня сериала – Мария, легкомысленная московская тусовщица. Попав в опасную ситуацию из-за скандала с влиятельным миллиардером, она вынуждена скрываться и случайно находит убежище в удаленном женском монастыре, расположенном в российской глубинке. Ее появление в обители нарушает привычный уклад и приводит к изменениям в жизни окружающих.
Основные претензии к сериалу были связаны с его содержанием и трактовкой религиозной жизни.
Русская православная церковь заявила, что сериал дает искаженное представление о жизни в женских монастырях. По мнению экспертов РПЦ, это формирует у зрителей неверное понимание русского православия.
В результате такой трактовки Министерство культуры России отказало сериалу в выдаче прокатного удостоверения, сославшись именно на то, что картина оскорбляет чувства верующих.
Критики также отмечали, что сериал не показывает суть покаяния и духовного преображения. Персонажи, включая священнослужителей, показаны стереотипно: например, игуменья представлена как человек с «вредным характером», а священники – как «похотливые» или, наоборот, как идеализированный «шаолиньский монах». По мнению обозревателей, такой подход укрепляет в зрителях мысль о «вечной отсталости России» и «неправильной вере».
Код Да Винчи (12+)

Это детективный триллер по мотивам одноименного бестселлера Дэна Брауна. Сюжет разворачивается вокруг профессора символогии Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс). Он расследует загадочное убийство куратора Лувра и обнаруживает цепочку улик, якобы оставленных великим художником Леонардо да Винчи. Эти подсказки ведут к тайному обществу – Приорату Сиона – которое веками охраняло величайшую тайну христианства: что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, и у них были дети, чья кровная линия продолжается до наших дней.
Фильм и книга вызвали масштабный скандал и были осуждены практически всеми крупными христианскими конфессиями (католиками, православными, протестантами).
Главное обвинение – пропаганда гностических ересей, которые Церковь отвергла еще в первые века христианства. Утверждение о браке Иисуса и Марии Магдалины было названо кощунственным, так как оно прямо противоречит церковному учению о природе Христа.
А сюжет фильма, в целом, был воспринят как глумление над основами веры. Многие верующие сочли, что их святыни (образ Иисуса, Девы Марии, Марии Магдалины) представлены в ложном и оскорбительном свете.
Также фильм изображает католическую организацию «Опус Деи» (хотя в реальности она является официально признанной Ватиканом) как зловещую и готовую на убийства секту, которая пытается скрыть «правду» о Христе. Это создавало образ Церкви как репрессивного института, скрывающего правду.
Богословы, историки и искусствоведы указывали на многочисленные фактические ошибки в книге и фильме. Например, утверждения, что Константин Великий «создал» современную Библию и объявил Иисуса Богом на Никейском соборе, не соответствуют историческим данным.
В итоге, Церковь призывала верующих бойкотировать фильм, а в некоторых странах (например, в России) он даже был выпущен в прокат с маркировкой «может оскорблять чувства верующих». Критика была направлена не на художественную ценность, а на претензию произведения выдавать вымысел за исторический факт.
Избранные (18+)

Сюжет фокусируется на том, как Иисус из Назарета знакомится с разными людьми и призывает их следовать за Ним. Сериал подробно показывает жизнь и характеры будущих апостолов – рыбака Симона (Петра), сборщика налогов Матфея, Марии Магдалины и многих других.
Ключевой особенностью сериала является глубокое раскрытие человеческих историй и личностных трансформаций учеников. Зритель видит их быт, сомнения, трудности и то, как знакомство с Иисусом меняет их жизни. Действие происходит в I веке в Иудее и Галилее, а сериал стремится к исторической достоверности в деталях – костюмах, декорациях и атмосфере того времени.
Несмотря на широкую популярность, сериал стал предметом серьезных споров и критики среди некоторых групп верующих. Основные претензии можно свести к нескольким моментам.
Критиков беспокоит, что создатели сериала, стремясь наполнить эпизоды, добавляют много диалогов и сцен, которых нет в Евангелиях. Хотя сериал и не противоречит прямо библейскому повествованию, такие вольности вызывают опасения, что зрители могут начать путать художественный вымысел с истинным Писанием.
Особое беспокойство вызвало сотрудничество создателя сериала Далласа Дженкинса с представителями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). Критики, в основном из консервативных протестантских кругов, указывают, что мормоны придерживаются учений, не совпадающих с традиционным христианским вероучением (например, отрицают Троицу). Использование в сериале фразы «Я – закон Моисея», которая встречается в Книге Мормона, но отсутствует в Библии, рассматривается как прямое следствие этого влияния.
Для части верующих (особенно в реформатской традиции) любое изображение Иисуса Христа является нарушением Второй Заповеди («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху...»). Они считают, что Бог должен познаваться через Слово (Библию), а не через созданные человеческим воображением образы, которые неизбежно упрощают и искажают Его личность.
Последнее искушение Христа (16+)

В основе сюжета лежит не каноническое евангельское повествование, а одноименный роман Никоса Казандзакиса. Фильм показывает Иисуса Христа как человека, который разрывается между своей божественной миссией и земными, человеческими слабостями. Он испытывает страх, сомнения, искушения плоти и страдает от этого.
Кульминацией становится эпизод на кресте, где Сатана является Иисусу в образе ангела и предлагает ему «последнее искушение» – сойти с креста и прожить обычную человеческую жизнь: жениться на Марии Магдалине, завести детей и состариться в спокойствии. Большая часть третьего акта фильма – это развернутая фантазия о такой жизни, от которой Иисус в итоге отрекается, чтобы завершить свою жертву.
Фильм вызвал беспрецедентную волну протестов и осуждения по всему миру со стороны католиков, православных и протестантов.
Основная претензия – фильм отрицает божественную природу Христа, изображая Его грешным, одержимым плотскими желаниями и сомневающимся в Своей миссии. Для верующих это является прямым отрицанием догмата о единой богочеловеческой личности Иисуса Христа.
Сама идея о том, что Иисус мог мечтать о браке и интимной жизни с Марией Магдалиной, была воспринята как глумление над святыней. Протестующие считали, что образ Спасителя был сознательно опошлен.
Церковь утверждала, что фильм вводит людей в заблуждение, выдавая художественный вымысел за альтернативную версию жизни Христа, что может смутить неокрепших в вере.
В итоге, пошли массовые протесты. В некоторых странах фильм был полностью запрещен к показу (например, в Турции, Мексике, Чили). В других его выход сопровождался судебными исками и пикетами. Во время премьеры в Париже протестующие забросали кинотеатр дымовыми шашками.
Гротеск (18+)

Сюжет строится вокруг детектива Лоис Трайон, которая расследует серию особенно жестоких и театральных убийств, потрясших их небольшой городок. Преступления носят явный религиозный подтекст – маньяк, называющий себя «Гротеск», оставляет после себя инсталляции из тел, отсылающие к библейским сюжетам.
На личном фронте Лоис переживает тяжелый кризис: ее муж находится в коме, а отношения с дочерью сильно натянуты. Не имея надежных зацепок, она вынуждена принять помощь необычной напарницы – монахини-журналистки Меган Дюваль. Вместе этот нетипичный дуэт пытается распутать зловещую паутину преступлений, которые бросают вызов их вере и представлениям о добре и зле.
Официальных заявлений или обвинений от религиозных организаций непосредственно в адрес сериала «Гротеск» не было.
Однако сама концепция шоу содержит несколько потенциально спорных моментов с точки зрения религиозной аудитории.
Одна из главных героинь, монахиня Меган, показана как далекая от стереотипного образа – она курит, пьет водку, увлекается историями о серийных убийцах и заявляет, что «только иногда верит в Бога». А молодой пастор Чарли тайно практикует БДСМ. Подобные трактовки могут быть восприняты как кощунственные и оскорбляющие чувства верующих.
Также сериал сознательно использует библейские отсылки и образы для создания шокирующих и отталкивающих сцен жестокости. Для части зрителей такое смешение сакрального и насилия может показаться неприемлемым.
Стоит отметить, что Райан Мерфи, выросший в католической семье, часто обращается в своих работах к теме религии, и его подход обычно бывает провокационным и неоднозначным.
Борджиа (18+)

Действие сериала разворачивается в конце XV века и сосредоточено на Родриго Борджиа (которого играет Джон Доман). После смерти папы римского он с помощью интриг, шантажа и щедрых взяток добивается избрания на папский престол и принимает имя Александр VI.
Сериал детально показывает, как Родриго и его дети – Чезаре, Лукреция и Хуан – используют свою безграничную власть для укрепления положения семьи. В ход идут политические союзы, войны, отравления и убийства. Центральными темами становятся борьба за власть, коррупция, непотизм и столкновение религиозного долга с человеческими страстями.
Историческая фигура папы Александра VI и семьи Борджиа сама по себе является крайне спорной. Им приписывают разврат, инцест, симонию (продажу церковных должностей) и многочисленные отравления. Любое художественное произведение, подробно освещающее эти темы, по умолчанию вызывает неоднозначную реакцию.
К тому же сериал не скрывает жестокости, коррупции и распущенности нравов высшего духовенства того времени. Подобное изображение Ватикана и папства воспринимается частью верующих как оскорбительное, даже без официальных заявлений от Церкви.
Возможно, сериал не спровоцировал массовых протестов, подобных тем, что вызывали «Код да Винчи» или «Последнее искушение Христа», потому что он основан на общеизвестных исторических событиях и воспринимается скорее как драма о власти, а не как прямая атака на веру.
Исход: Цари и боги (12+)

Сюжет сосредоточен на жизни Моисея (Кристиан Бэйл), который вырос как приемный сын в семье фараона и был братом будущего правителя Египта Рамзеса (Джоэл Эдгертон).
Узнавший о своем еврейском происхождении Моисей изгоняется из Египта. В пустыне он получает от Бога повеление освободить еврейский народ из рабства.
Моисей возвращается к Рамзесу с требованием отпустить его народ, но фараон отказывается. После этого на Египет обрушиваются десять казней, и лишь гибель собственного сына вынуждает Рамзеса уступить. Когда фараон передумывает и посылает армию в погоню, Моисей чудесным образом проводит евреев через расступившееся Красное море.
Религиозный институт не делал официальных заявлений по поводу киноленты. Однако фильм и его создатели подверглись серьезной критике со стороны верующих по нескольким причинам.
Режиссер Ридли Скотт, называющий себя атеистом, заявил, что искал естественные причины для объяснения чудес, например, цунами для расступившегося моря. В фильме казни египетские частично получают рациональные объяснения, а сам Моисей после удара головой видит Бога в образе мальчика, что может намекать на галлюцинации.
Кристиан Бэйл в одном из интервью охарактеризовал своего персонажа как «шизофреника» и «одного из самых варварских людей», о которых он читал. Подобные заявления вызвали резкую реакцию и опасения, что трактовка образа пророка оскорбит верующих .
Фильм обвиняли в том, что главные роли евреев и египтян исполнили белые актеры (Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон), в то время как персонажи второго плана были отданы актерам других рас. Критики сочли это искажением исторического и географического контекста.
Египет и ОАЭ запретили показ фильма на своей территории, официально указав в качестве причины «исторические неточности». Одним из спорных моментов стало изображение еврейских рабов, строящих пирамиды, хотя, по мнению историков, пирамиды были возведены задолго до предполагаемого времени исхода.
Молодой Папа (18+)

Сюжет вращается вокруг Ленни Белардо – 47-летнего американского кардинала, который неожиданно для всех избирается Папой Римским и берет имя Пий XIII. Кардиналы, поддержавшие его, рассчитывали манипулировать молодым и неопытным понтификом, но их надежды не оправдались.
Новый Папа оказывается своенравным, жестким консерватором:
-
Он отказывается следовать традициям: не показывается верующим лицом, произносит первую проповедь из тени.
-
Он бросает вызов либеральным тенденциям в Церкви, занимая жесткую позицию по доктринальным вопросам.
-
Внутренние конфликты Ватикана, интриги кардиналов и личные демоны Папы – его травма из-за бросивших его в детстве родителей – становятся центральными темами сериала.
Сериал столкнулся с критикой, особенно со стороны католических кругов, хотя официальный Ватикан не сотрудничал со съемочной группой.
Католические обозреватели указывали на наличие в сериале откровенных сцен, ненормативной лексики и кощунственных эпизодов. Особое возмущение вызвала сновидческая последовательность, в которой Папа призывает толпу к абортам и эвтаназии, что было расценено как бессмысленно оскорбительное.
Критики считали, что сериал представляет Церковь как институт, погрязший в интригах, пороках и стремлении к власти. Персонаж Папы был охарактеризован как карикатурный, эгоцентричный и несимпатичный, творящий добро, возможно, не по божественному вдохновению, а по собственной прихоти.
Некоторые верующие выражали мнение, что сериал насмехается над Церковью, ее учением и нравственными ценностями, выставляя на первый план скандальные темы и формируя у неискушенных зрителей искаженное представление о католичестве.
Все эти кинопроекты, несмотря на разность жанров, стран и эпох создания, объединяет одно: они стали катализатором важного разговора о границах творчества, свободе слова и уважении к чувствам верующих. Одни зрители видят в них смелое разоблачение и глубокий анализ, другие – оскорбление и кощунство. Какой бы ни была позиция, эти фильмы и сериалы заставляют общество задуматься о вечных вопросах веры, власти и человеческой природы, выходя далеко за рамки простого просмотра.