Почти все стриминговые сервисы, тематические сайты и издания о кино регулярно составляют свои подборки лучших фильмов. Даже неискушенные зрители хотя бы раз слышали названия большинства общепризнанных шедевров. Обласканные прессой, наградами и рекордными кассовыми сборами, такие фильмы забирают себе почти все внимание зрителей, оставляя в тени тысячи других картин.
Но даже на дне рейтингов, среди плохо снятых, малобюджетных картин есть свои культовые фильмы, которые после провала могли десятилетия ждать своего часа на полке и вернуться на экраны, чтобы завоевать армию поклонников.
Сегодня мы подобрали фильмы, заслужившие звание худших, но снискавшие любовь и внимание зрителей.
План 9 из открытого космоса (12+)
Молодой режиссер Эдвард (или просто Эд) Вуд начал работу над главным фильмом своей жизни в середине 50-х годов прошлого века. «План 9 из открытого космоса» повествует о вторжении на Землю инопланетян, которые пытаются обезопасить вселенную от людей с помощью оживших мертвецов.
Деньги на картину выделила конвенция баптистских церквей. Много средств и не понадобилось – для декораций были использованы подручные предметы. Так, например, Вуд изобразил кабину звездолета с помощью расставленных в несколько рядов стульев на фоне душевой занавески. Остальное в фильме было на том же уровне – игра актеров-любителей, саундтрек из стоковых записей, пижамы вместо костюмов. Картина ожидаемо столкнулась с производственным кризисом, и даже когда была готова, никто не хотел брать ее в прокат. Пленка пролежала на полке 3 года, пока Вуд все же не договорился о показе своей работы на большом экране.
В 1980 году братья-кинокритики Медвед в книге «Золотая индюшка» назовут «План» худшим фильмом всех времен. Но культовый статус за картиной закрепится в середине 90-х, когда Тим Бертон снимет про Эда Вуда одноименный фильм с Джонни Деппом в главной роли. Там Вуд предстает наивным романтиком, который ничего не понимает в кино, но очень его любит. С выходом картины Бертона взгляд на наследие Эда Вуда сместился, «План» все еще остается одним из худших общепризнанных фильмов, но воспринимается критиками скорее как пример страстной любви к своему делу и руководство для начинающих режиссеров.
Зеленый слоник (18+)
В 1999 году начинающий режиссер Светлана Баскова сняла свой второй фильм на ручную любительскую камеру. Декорацией для ленты выступило полуподвальное помещение. Главные роли в нем сыграли тогда еще малоизвестный актер Владимир Епифанцев и художник Сергей Пахомов.
Картина рассказывает о двух попавших на гауптвахту офицерах, которые в странных диалогах сначала решают остросоциальные вопросы, а после устраивают бунт. Во второй половине фильм из разговорного триллера (или комедии) превращается в кровавый хоррор. Работе Басковой ожидаемого был закрыт доступ к хоть сколько-нибудь ограниченному прокату из-за натуралистичных сцен. Фильм так и остался бы пылиться на полке, если бы не повсеместное распространение интернета в России.
В начале 10-х годов «Зеленый слоник» приобрел культовый статус сначала на форумах, а после «ВКонтакте». Зрители и критики пытались разглядеть в работе Басковой антимилитаристский подтекст, воспринимали ее как исследование о природе революции и даже руководство по введению в психоанализ. Споры о природе фильма продолжаются до сих пор.
Между тем «Зеленый слоник» пользователи интернета давно разобрали на цитаты и мемы, превратив работу Басковой в одну из самых знаковых российских картин последних 30 лет.
Комната (18+)
В начале века американский актер и режиссер Томми Вайсо поставил драматический фильм «Комната» по своей же пьесе. Картина рассказывает о любовном треугольнике, но следить за переживаниями персонажей было сложно из-за происходящего на экране фарса. Герои «Комнаты» прерывают начавшийся монолог случайной фразой, несвязанные между собой сюжетные линии обрываются, так и не раскрывшись, нелепые постельные сцены сопровождаются нелепой же музыкой.
Несмотря на то, что над картиной работала съемочная труппа из 400 человек, «Комната» получилась малосмотрибельной. После премьеры ее решились показать только несколько кинотеатров в Калифорнии. Второе дыхание ленте дали кинокритики, обратившие внимание на фильм через несколько лет после премьеры. Общий дух рецензий можно описать фразой – «настолько плохо, что даже хорошо».
Самая известная сцена из фильма «Комната»
Фильм быстро начал набирать популярность и был выпущен в повторный прокат. Но по-настоящему культовый статус картина приобрела после рецензии американского интернет-кинокритика Дага Уокера (что-то похожее произошло с фильмами Александра Невского, на которые делал обзоры блогер BadComedian).
Как российские пользователи разобрали на цитаты «Зеленый слоник», так англоязычные пользователи начали говорить фразами героев «Комнаты» в повседневной жизни.
«Комната» все еще остается плохо поставленным и сыгранным фильмом, но благодаря интернету и критикам превратилась из проходной ленты в гимн самовыражения Томми Вайсо.
Тролль 2 (18+)
Итальянец Клаудио Фергассо поставил свой фильм ужасов в 1990 году. Картина рассказывает о семье, приехавшей в отпуск в поселок Нилбог, где орудует банда гоблинов-людоедов. Абсурдность фильма начинается с названия. В картине зритель не увидит ни одного тролля. Цифра 2 в наименовании также ничего не значит – к фильму ужасов «Тролль» работа Фергассо не имеет никакого отношения.
Проблемы у фильма начались уже на стадии написания сценария. Клаудио Фергассо очень плохо знал английский язык, поэтому сценарий был написан общими фразами. При этом актерам картины запретили импровизировать. К плохой игре малоизвестных актеров, не понимающих, что от них требуется, добавились скудные костюмы и плохие спецэффекты.
Сцена, по задумке, режиссера должна была вызвать ужас у зрителей
На выходе фильм ужасов Фергассо если и может кого-то напугать, то только ваших соседей, услышавших нервный смех, вызванный общей нелепостью фильма.
«Тролль 2» стали для кинокритиков эталонным образцом плохо сделанного кино, а многие зрители рассматривают фильм как одну из самых смешных и нелепых комедий.
Джильи (16+)
В 2003 году именитый режиссер Мартин Брест («Знакомьтесь, Джо Блэк» (18+), «Запах женщины»(18+)) взялся за работу над гангстерской мелодрамой. На главные роли были приглашены находящиеся на пике своей актерской карьеры Бен Аффлек, Дженнифер Лопес и Аль Пачино.
Сюжет картины рассказывал о гангстере, который крадет из больницы слабоумного брата окружного прокурора. Следить за молодым преступником доверено женщине-киллеру, которая ненавидит мужчин, но главный герой решает завоевать ее сердце.
Немаленький бюджет, неплохая задумка, известные актеры и режиссер должны были стать залогом успешного проката фильма. В итоге «Джильи» не окупил даже восьмую часть денег, потраченных на свое производство. Фильм Бреста безуспешно старается казаться то комедией, то гангстерской драмой, то триллером. Добавьте к жанровой неопределенности нелепые диалоги и местами очень странную игру актеров и получите один из самых громких провалов в новой истории кино.
На фоне неудач «Джильи» успешный и обласканный прессой режиссер Мартин Брест решил завершить свою карьеру. Бен Аффлек, по словам его друга Мэтта Деймона, каждый раз вздрагивает при упоминании фильма.
При этом «Джильи» точно останется в истории кино и будет пересмотрен зрителями еще не раз хотя бы как, вероятно, последний фильм хорошего режиссера.