25 января родился советский бард, поэт, актер театра и кино Владимир Высоцкий. В честь знаменательной даты вспоминаем историю съемок многосерийного фильма, в котором он сыграл одну из своих ярких ролей – «Место встречи изменить нельзя» (12+).
«Конкин – худший исполнитель»
«Место встречи изменить нельзя» сняли по советскому детективу «Эра милосердия» братьев Вайнеров – Георгия и Аркадия. А они в свою очередь ориентировались на историю реальной красногорской банды под началом Ивана Митина, которая орудовала в начале 50-х.
По сюжету, после войны полковой разведчик Владимир Шарапов идет работать в Московский уголовный розыск. Там он знакомится с капитаном Жегловым. И в составе его опергруппы ему предстоит обезвредить банду «Черная кошка».
Когда 24 апреля 2005 года не стало Аркадия Вайнера, его брату Георгию организовали интервью в Нью-Йорке – там он тогда жил. Вскользь поговорили и об экранизациях их совместных произведений. Тогда Вайнер и сказал, что с экранными адаптациями все хорошо, кроме Шарапова: «Конкин – худший исполнитель наших произведений».
Можно предположить, что всему виной несоблюдение канона. По книге, Шарапову 22 года, а его играл на тот момент 27-летний Конкин. Но с другой стороны, 40-летний Высоцкий в роли Жеглова, которому по книге 25, никого не смущал. Да и в фильме они не стеснялись называть реальный возраст: Жеглову в картине 40, а Шарапову – 25.
Так что не ясно, было это какой-то личной неприязнью или автор первоисточника просто не видел в нем своего героя. Зато о других конфликтах, из-за которых съемки могли и сорваться, известно куда больше. Но о них чуть позже.
Почему Высоцкий не хотел сниматься
Сценарий фильма был утвержден весной 1978 года, а Станислава Говорухина назначили режиссером. Изначально картина должна была называться, как и первоисточник, но чиновники от мира кино были против. По их мнению, «милосердие» было словом из лексикона церковников, а не Советов. Так лента и получила имя «Место встречи изменить нельзя». Позже дело дошло и до кастинга.
Помимо Конкина, на роль Шарапова пробовались Юрий Шлыков, Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Леонид Фомин и многие другие. На Жеглова претендентов было меньше: Юрий Кузьменков, Леонид Янковский, Анатолий Поползухин, Евгений Стежко, но выбор пал на Владимира Высоцкого.
Где-то за месяц до съемок Высоцкий приехал вместе с Мариной Влади к Говорухину. Актер отказывался от роли, потому что хотел писать, ведь ему, как он сам уверял, «мало осталось» и год жизни тратить не хотелось. Но уговоры все же дали плоды.
Когда Владимир Семенович общался с Вайнерами, то уверял их, что в восторге от книги. Но как вспоминал Говорухин, актер прочел роман впервые прямо на съемках, а братьям-авторам врал. Но врал артистично.
Снимали фильм на киностудии в Одессе и в Москве. В столице съемка была натурной, насколько это было возможно. На легендарную Петровку, 38 группу бы никто, конечно, не пустил, но на виды во дворе и снаружи удалось договориться.
Действие фильма разворачивается в послевоенные годы. А сами съемки проходили в конце 70-х, что и сказалось на ляпах. Например, идет Шарапов по улице, а на фоне – раз! – и мелькнет современный в те годы «Жигуль» и газетный ларек прямиком из 60-х. И такого навалом.
Конфликты на площадке
В отличие от Шарапова и Жеглова, Конкин с Высоцким совсем не поладили. В кадре Глеб был добрым и радушным, а уже Владимир – за кадром, – становился злым и кричал.
Однажды их конфликт довел Конкина уже до чемодана, куда он паковал вещи. Спас положение тогда Виктор Павлов, сыгравший Сергея Левченко. Актер вывел Шарапова на улицу и начал зачитывать ему отрывки сценария в такой манере, будто они снимаются в опереточной комедии. Конкина подкосило от этого в буквально смысле – от смеха актер шел почти крест-накрест.
Но тогда исполнитель роли Шарапова остался на площадке. В конце концов, недопонимание у него было только с Высоцким, а остальных подводить не хотелось. А на реакцию Вайнера по поводу своей кандидатуры на роль он отвечал снисходительно: «Ерунду какую-то пороли про меня, а сами столько деньжищ бы не заработали, если бы не было у них такого Шарапова». Но тут, конечно, лучше сказать, что в сериале все были к месту – и звездный состав, и талантливый режиссер, который относился к сложностям философски. «История кино знает немало случаев, когда съемки шли легко, а фильм получался пустым. И, наоборот, когда лента создавалась очень сложно, фильм получался настоящим и смотрящимся на одном дыхании», – делился в одном из интервью Станислав Говорухин.
Сериал доступен на Rutube. А если вы думаете, что и так хорошо помните его, то проверьте себя в нашем кинотесте.