13 декабря 1971 года в прокат вышел фильм «Джентльмены удачи» (6+). В честь даты рассказываем, как снимали культовую комедию и какой бы еще она могла быть.
Режиссер за решеткой
«Кин-дза-дза!» (12+), «Мимино» (18+) и «Афоню» (12+) часто ставят с «Джентльменами» в один ряд, потому что считают, что все это снял Георгий Данелия. Это не правда, но без него производство фильма, конечно, не обошлось.
Данелия учился на режиссерских курсах, когда познакомился с будущим постановщиком фильма – Александром Серым. Но когда Георгий получил диплом, «Шурик» схлопотал срок: шесть лет за нанесение тяжких повреждений. «Шерше ля фам» – причиной была невеста Серого. Он приревновал ее и вместе с обидчиком получил по «путевке»: мужчина отправился до больницы, Александр – до тюрьмы.
За хорошее поведение Серого отпустили досрочно. И спустя четыре года он вышел на свободу и наконец женился на той самой. Но кроме как до ЗАГСа дороги его особо никуда не вели. Никто не хотел связываться с уголовником. Поэтому Георгий Данелия решил помочь старому другу: режиссер «Мимино» (18+) и «Афони» (12+) на пару с Викторией Токаревой должен был написать сценарий нового фильма, а постановка перешла в руки Александра Серого.
Изначально в картину была заложена история о банде, состоящей из фальшивомонетчика, альфонса, карманника и жулика. Протагонистом должен был быть милиционер, а фильм хотели назвать «Рецидивист». По итогу в ходе редактуры от прошлого сценария остался лишь карманник, которого мы знаем в «Джентльменах» как Косого, а главным героем стал заведующий детсадом.
Постановщик делился тюремным опытом при написании истории, но позже авторам пришлось выдумывать и свой жаргон. Иначе фильму грозила «пропаганда блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью»: отсюда и пошла «редиска – нехороший человек».
Съемки
Для фильма потребовалось три месяца и три локации: Москва, Серебряный Бор и Самарканд.
Самарканд
Сначала снимали в столице. Но в Москве нещадно лил дождь весь февраль и март, поэтому с горем пополам команда отсняла материал и отправилась в Узбекистанскую ССР. Там им предстояло работать над тюремными эпизодами и побегом.
С «местом не столь отдаленным» решили не мелочиться и снимать в настоящей тюрьме строгого режима. Поэтому женщин не пускали, а мужчин всюду сопровождала милиция.
А затем настала очередь побега в цистерне. Перевозить актеров в настоящем цементе никто бы не разрешил, чего не скажешь об их одежде – она-то застыла на самом деле, из-за чего героям пришлось в фильме бежать уже без нее.
Для имитации цемента привлекли химиков. Требовалось нечто схожее по цвету и консистенции. Начали с пива – не угодило по густоте. Продолжили с манной кашей – не вышло: когда она остывала, то становилась комкообразной. И тогда пришло время для заветной настойки из 23 лечебных трав. По крайней мере, так думал Георгий Вицин, поэтому, когда коллеги отмывались от липкой жижи сразу после окончания сцены, он еще сидел в цистерне и продлевал молодость на 15 лет. В составе же псевдоцемента оказалась хлебная закваска и концентрированный раствор зеленой луковицы для цвета. Добавляли туда что-то еще или нет, точно неизвестно.
Следующая трудность была из-за цистерны. А точнее, из-за клаустрофобии Савелия Крамарова. Он отказался лезть в машину, а сцену, где все актеры выныривают из жижи внутри цистерны, сняли уже в павильоне.
Другая загвоздка была с верблюдом. Двугорбого пришлось тащить из зоопарка, потому что в Самарканде, чего не ожидала съемочная группа, эти животные не водились. И все же – снято!
А в конце марта 1971 года команда получила телеграмму: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!».
Москва
Когда снег вернулся в столицу, началась пересъемка некоторых зимних сцен. Потому что, как вы помните, февраль и март были дождливыми.
Самым примечательным «московским эпизодом» можно считать момент, когда банда укрывалась в заброшенном доме. А точнее, когда дом загорелся из-за керосинки. В реальной жизни сооружение шло под снос, поэтому съемочной группе дали зеленый свет на натуральный огонь. Только операторы настолько отдались процессу, что их пришлось вытаскивать из огня уже за шиворот.
Виновником же пожара, по сюжету, был Василий Алибабаевич. И оператор Агранович хотел заснять, как огонь отражается в глазах актера. Для этого поднес к лицу исполнителя роли факел. Да так близко, что у того случился ожог радужной оболочки. Который врачи, к счастью, позже вылечили.
Серебряный Бор
Третьей локацией стал памятник природы регионального значения – Хорошевский лесопарк. Именно там у одного из членов съемочной группы была дача, на которой снимали, как герои залегли на дно под конец фильма.
Одна из самых запоминающихся сцен того эпизода – зарядка в мороз, оказалась чистейшим актерским экспромтом. Раднэр Муратов прибыл на съемку позже остальных, поэтому не знал, как актеры должны выглядеть. Поэтому в -17 исполнитель роли Василия Алибабаевича решил раздеться. Коллеги тоже не струсили и повторили за ним. Крамаров же, хоть и тоже разделся, счел выходку, по-русски говоря, выпендрежем и решил наказать Муратова и растер его в мороз снегом. А Вицин растер Крамарова, чтобы веселее было. По итогу дубль со снежной неожиданностью и вошел в финальную версию.
Прокат и одобрение
Картину согласовывали как на этапе подготовки, так и перед широкой премьерой. Сначала фильм показали только в одном московском кинотеатре, куда пригласили милицию. Чины в фуражках одобрили картину, а глава МВД Щелоков смеялся так, что заглушал фильм. После – лента оказалась у Брежнева (ему понравилось), и потом начались показы по стране.
Аудиторию фильма составило 65 млн человек. Кино стало настолько популярным, что перед кассами тянулись очереди, а спекулянты перепродавали билеты в соотношении 3 рубля за 20 копеек.
Еще на съемках фильма Александр Серый узнал, что болен лейкемией. Позже он снял еще «Ты – мне, я – тебе» (0+), но болезнь измучила его настолько, что он решил закончить жизнь раньше срока. И все же, как Косой достал со дна шлем Македонского, Александр Серый вернул честь своего имени и нашел место в сердце народа.
А проверить место фильма в вашей памяти можно в нашем кинотесте.