12 сентября в прокат вышел «Холоп из Парижа» – французская адаптация фильма, который стал в России кассовым хитом. Насколько Александру Шарло и Франку Манье удалось передать дух первоисточника и как феномен «Холопа» выбрался за пределы нашей страны, разберем в этом материале.
Бонжур, мажор
В 2019 году картина Клима Шипенко так звонко звенела монетами с кассовых сборов, что эхо дошло аж до 2023 года и породило не менее успешный сиквел. А позже выбралось за границу – в Монголию и… во Францию.
И тут мы плавно переходим к главной причине, почему в мире заинтересовались историей о перевоспитании распущенного мажора. Перенимая сюжет, зарубежные киноделы надеются на такой же коммерческий успех.
Вторая причина – потенциальная выигрышность сюжета. Помимо того, что это довольно избитый перевертыш а-ля «Принц и нищий», история перевоспитания нахальных богачей может ударить в нерв.
Социальное расслоение – оно и во Франции социальное расслоение, поэтому массовому зрителю наблюдать за пресечением власти богатых, как ни говори, но приятно. Поэтому еще первую часть «Холопа» в России пересматривали по три раза только в кинотеатре.
Сюжет «Холопа из Парижа» заведомо знаком тем, кто смотрел оригинальную версию. Луи – сын генерального директора группы люксовых отелей. Он прожигает деньги отца и не считается ни с кем. Устав от выходок отпрыска, мужчина в воспитательных целях погружает Луи в эпоху Людовика XIV, где тому предстоит стать ведроносцем и забыть о всех прелестях богатой жизни.
О ревуар, мажор
По сути, история работает по той же схеме: мажор оказывается внутри эксперимента и принимает наказание за нахальное поведение. Но есть изменения в контексте и деталях. Они-то и сыграли во многом против адаптации.
«Холоп из Парижа» в сравнении с оригиналом – довольно сумбурная картина. Многие события и решения там безосновательны. Будто бы в воздухе повис сюжет российского «Холопа» и создатели подразумевают, что все знают его и помнят. Поэтому какие-то решения и сюжетные повороты в фильме притянуты за уши просто потому, что «так должно случиться».
Сам эксперимент завязан не столько на работе психолога, как это было в оригинале, сколько на желании эксцентричного режиссера Криса реализовать себя как творца. Причем со всеми безумствами, поэтому он решается помочь безутешному отцу и попутно руководить процессом.
Во многом фильм напоминает эту режиссерскую «самореализацию». Экспериментальные условия героям приходится режиссировать на ходу, отчего, пусть и фальшивая, но все-таки жизнь вокруг Луи протекает не совсем связно. Но от этой несвязности страдает и реальный фильм, который мы смотрим на экране.
Французское кино обаятельно. И «Холоп из Парижа» не исключение. Но одной обаятельности мало, если все остальные вещи показаны условно. Луи в фильме не ощущается таким уж нахалом — скорее, кутежником. Любовная линия клишированная, оттого и скучная. Но все они нужны, чтобы сложилась история, напоминающая кассовый хит. А лучше б не напоминала, а выросла во что-то более самобытное. Ведь там есть, за счет чего расти: от обаятельных героев до интересного визуала.
«Холопа из Парижа» можно посмотреть в Киномаксе.